Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Методы активного обучения на уроках истории как средство формирования социальной компетентности обучающихся
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования социальной компетентности в процессе использования активных методов обучения 5
1.1. Понятие «социальной компетентности» 5
1.2. Использование активных и интерактивных методов на уроках истории 9
Глава 2. Методические приемы применения активных методов обучения на уроках истории как средство формирования социальной компетентности обучающихся 13
2.1. Типы уроков с применением активных методов обучения на уроках истории 13
2.2. Примеры применения активных методов обучения на уроках истории 17
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Введение:
Актуальность темы исследования. Подростковый и младший подростковый возраст является основополагающим для каждого человека, так как в это время закладываются все важные жизненные ориентиры, основы мировоззрения, формы социального поведения, которые способствуют дальнейшему становлению личности. Этот возраст можно охарактеризовать как переход из детского периода жизни во взрослый, в связи с чем возникают трудности в данном переходе: появляется социальный нигилизм, негативизм, отрицание принятия норм как социальных, так и нравственных. Задача педагогов – предотвращать подобные проявления переходного периода, помочь школьникам в формировании их социальной компетентности. Данный процесс непрерывен и может решаться как в процессе воспитательной работы, так и в рамках преподавания отдельных предметов, в частности – истории.
«История» является одним из предметов школьного курса, который дает учащимся обширные знания о нашем мире, жизни в обществе. Сегодня актуальны вопросы практического применения знаний. Мир не останавливается, во всех сферах идет мощное развитие. Поэтому школьные знания и методы преподавания должны быть адаптированы к современному миру. Учитель должен применять современные образовательные технологии, новые методики, которые сделают обучение более интересным и эффективным для нынешнего поколения.
Степень изученности проблемы. Познавательный интерес является предметом исследования зарубежных и отечественных психологов. В зарубежной психологии проблема познавательного интереса представлена в работах У. Джеймса, Ш. Бюлера. В отечественной психологии проблема познавательного интереса рассматривалась в двух направлениях: с точки зрения его развития (В.Г. Белинский, Л.С. Выготский, Н.Л. Добролюбов, М.Ф. Морозова С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин).
На сегодняшний день имеется достаточное количество исследований и методических рекомендаций, которые касаются непосредственно современных методик обучения: Л.Н. Горобец, В.И. Гребенюков, А.Н. Иоффе, Н.Ю. Конасова и другие.
Объект исследования – формирования социальной компетентности в процессе использования активных методов обучения.
Предмет исследования – методические приемы применения активных методов обучения на уроках истории как средство формирования социальной компетентности обучающихся.
Целью исследования является анализ и характеристика активных методов обучения на уроках истории как средство формирования социальной компетентности обучающихся.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
изучить понятие «социальной компетентности»;
рассмотреть использование активных и интерактивных методов на уроках истории;
проанализировать типы уроков с применением активных методов обучения на уроках истории;
рассмотреть примеры применения активных методов обучения на уроках истории.
Методы исследования. В работе использовались общенаучные методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, синтез, обобщение, сравнение, эмпирические – анализ практического применения активных методов обучения в школьном курсе истории.
Заключение:
Применяя активные методы обучения, учитель создает такие условия, при которых старшеклассники имеют возможность приобретать навыки открытого общения, умения вести грамотную аргументированную дискуссию, возражать, опровергать, проявлять интеллектуальную активность.
Успешность подобных занятий зависит от целого ряда факторов:
— умения учителя обратить внимание на проблему,
— ее актуальность,
— необходимость решения именно сегодня в этом коллективе.
Личная ответственность, неравнодушие, умение показать историческую закономерность в той или иной проблеме побуждает ребят к проявлению своей гражданской позиции, идентификации себя в современном обществе. На таких занятиях необходимо доверие, уважение, принципиальность в требованиях и демократичность суждений. Учитель не должен своим авторитетом подавлять инициативу обучающегося, необходимо создать атмосферу интеллектуальной открытости и взаимного сотрудничества.
Таким образом, современные формы активного обучения, опираясь на достигнутый российский и зарубежный опыт, позволяют эффективно решать поставленные перед педагогическим сообществом задачи, формировать у обучающихся необходимые навыки и компетенции, которые позволят ему в дальнейшем получать новые знания и непрерывно совершенствовать свой личностный и профессиональный опыт в выбранной ими индивидуальной образовательной траектории.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты формирования социальной компетентности в процессе использования активных методов обучения
1.1. Понятие «социальной компетентности»
Если рассматривать социальную компетентность в условиях нашего времени, то она в первую очередь входит в состав педагогики, так как одним из основных приоритетов в обучении и образовании школ является то, чтобы ученик после ее окончания был компетентен в различных областях: коммуникативной, образовательной, профессиональной, политической и т.п. Таким образом, можно констатировать, что эти части компетенции ученика могут быть объединены в социальную и личностную стороны, так как все компоненты являются частью жизни общества в целом и человека внутри него.
Данная проблема является не только педагогической, но и психологической, и социальной. Таким образом, приобретает значимость исследований, касающихся проблем социальной компетентности подростков, так как этот период жизни характеризуется важными особенностями: самоутверждение, познание окружающего мира и людей, определение своей социальной роли в обществе. Данной проблемой занимались многие исследователи, но следует отметить работы Г.И. Марасанова и Н.А. Рототаевой , В.Н. Келасьева , Е.В. Каменской , Н.Н. Нагайченко , А.А. Новиковой .
По мнению исследователей, в основу социальной компетентности входят такие компоненты как:
— личностная (ответственность за деятельность, эмпатия, саморегуляция, самоконтроль, восприятие себя как социального субъекта и как личность и т.д.);
— общественная (социальная адаптация, мотивация на социально-полезную деятельность, получение навыков и опыта ролевого поведения и др.);
— профессиональная компетентность (получение навыков опыта ролевого поведения, ориентированного на ту или иную профессию; знания требований к ключевым специальностям) .
Для начала следует ознакомиться с тем, как авторы дают определение социальной компетентности. Согласно Марасанову и Рототаевой социальная компетентность – интегративное понятие, которое отражает возможности субъекта юношеского возраста осознавать взаимосвязанные процессы профессионализации, социальной адаптации и личностного самоопределения, в которые он оказывается, погружен, и целесообразно управлять ими . Следует отметить, что на основе данного определения авторы дали свою концепцию характеристик компетентности у подростков, которая состоит из трех компонентов:
1) профессионализация (получение и осмысливание первого личного опыта выбора и овладения началами конкретной профессии);
2) социальной адаптации (связь личного опыта, получаемого в решении проблем приспособления к социуму);