Педагогика, англ. яз. Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Методика развития иноязычной грамматической компетенции школьников на основе внедрения интерактивных технологий.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Лингводидактические основы развития грамматической компетенции на основе использования интерактивных технологий обучения 6
1.1 Коммуникативный подход в обучении грамматической стороне речи иностранного языка 6
1.2 Грамматическая компетенция, как составляющая иноязычной коммуникативной компетенции 11
1.3 Уровни сформированности грамматической компетенции 19
1.4. Лингводидактический потенциал интерактивных технологий в процессе обучения грамматической стороне речи 27
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Опытное обучение по формированию грамматической компетенции обучающихся посредством интерактивных технологий 32
2.1 Типы и виды интерактивных технологий и методов обучения 32
2.2. Описание системы работы по развитию грамматической компетенции на основе технологий мозгового штурма, кластера и пазла 38
2.3 Описание опытного обучения по внедрению предложенной системы работы над грамматической стороной речи 44
Выводы по главе 2 48
Заключение 49
Список использованной литературы 50
Приложение 57

 

  

Введение:

 

В современном мире, развивающемся под знаком экономической глобализации, знание иностранного языка является обязательным атрибутом высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста.
Грамматика выступает одним из важнейших аспектов языка, который обеспечивает формирование и развитие умений устной и письменной коммуникации. Она всегда стояла в центре внимания различных исследователей, различных научных споров и дискуссий о её роли и значении в процессе обучения английскому языку как иностранному.
На сегодняшний день грамматика представляет собой часть содержания программ обучения иностранным языкам, в следствие чего её роль необходимо исследовать именно в аспекте учебной деятельности. Особенно важной грамматика представляется в процессе освоения английского языка, который отличается строгим порядком построения предложения при высказывании.
Таким образом, грамматика английского языка играет важную роль в процессе формирования и развития речевых умений и навыков, и вспомогательную роль – в речемыслительной деятельности. Говоря иначе, грамматические структуры и правила должны служить средством достижения коммуникативных целей обучения.
Недостаточный уровень грамматических навыков представляет собой непреодолимый барьер на пути формирования языковой, речевой и социокультурной компетенций. Преодолеть этот барьер помогут формальные и условно-коммуникативные упражнения в процессе изучения грамматики, поскольку они способствуют автоматизации действий с изучаемыми грамматическими структурами.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена в необходимости формирования компетентной англоязычной речи в условиях глобализации и развития экономики во всем мире.
Проблема использования интерактивных технологий в учебном процессе отражена во многих исследованиях. Ученые разработали теоретические основы использования интерактивных технологий, их сущности, психологического механизма (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Ф. Русова и др.). Об игре как методе в рамках интерактивных технологий обучения и воспитания учащихся, об использовании в учебном процессе писали такие выдающиеся педагоги, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.
Объектом исследования являются грамматическая компетенция младших школьников.
Предметом исследования является процесс использования интерактивных технологий с целью развития грамматической компетенции.
Целью исследования является определение условий использования интерактивных технологий с целью развития грамматической компетенции у учащихся младших классов.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
1. Дать характеристику коммуникативному подходу в обучении грамматической стороне речи иностранного языка.
2. Раскрыть сущность грамматической компетенции, как составляющей иноязычной коммуникативной компетенции.
3. Описать уровни сформированности грамматической компетенции.
4. Выявить лингводидактический потенциал интерактивных технологий в процессе обучения грамматической стороне речи.
5. Провести опытное обучение по внедрению предложенной системы работы над грамматической стороной речи.
Методы исследования: анализ для последовательного описания объекта исследования; синтез для характеристики объекта исследования через описание связей и зависимостей его частей; наблюдение для выявления уровня развития иноязычной грамматической компетенции обучающихся; теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования; опытное обучение по формированию грамматической компетенции обучающихся.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Внедрение интерактивных технологий вносит в привычную систему обучения иностранному языку в целом и формирования грамматической компетенции в частности привлекательную для учащихся новизну, меняются устоявшиеся границы предметного преподавания, а самое главное – достижение образовательных стандартов происходит более интенсивно и целостно. Интерактивность, оригинальность и оперативность данных технологий делает их популярными и среди учеников, и среди учителей, а в конечном итоге их систематическое внедрение повышает эффективность учебного процесса.
Одними из таких эффективных интерактивных форм работы на уроках иностранного языка считаем «Мозговой штурм», «Кластер» и «Пазл». Отметим, что перечисленные приемы как формы интерактивного обучения представляется на сегодняшний день одними из приоритетных форм.
Использование интерактивных технологий обучения на разных этапах урока иностранного языка – это не только способ развития грамматической компетенции, повысить мотивацию учащихся к изучению языка, но и улучшить атмосферу в классе, которая будет способствовать сотрудничеству и взаимопониманию между учениками и учителем. Взаимное доверие, равноправие, партнерство в общении вызывает у учащихся удовлетворение от учебного процесса, желание участвовать в нем. Однако, нужно постоянно контролировать процесс достижения поставленных целей, а в случае неудачи менять тактику работы, искать и исправлять недостатки.
Интерактивные методы не должны стать самоцелью – они должны быть средством для создания комфортной атмосферы, что позволит реализовать коммуникативный подход в обучении.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Лингводидактические основы развития грамматической компетенции на основе использования интерактивных технологий обучения
1.1 Коммуникативный подход в обучении грамматической стороне речи иностранного языка

Основная цель обучения иностранному языку заключается в формировании у учащихся коммуникативной компетенции, которая предусматривает овладение языком как средством общения, развитие умений использовать его как инструмент в диалоге культур и цивилизаций современного мира в пределах содержания, определенного действующей программой для каждой степени школьного образования.
Коммуникативный подход обучения иностранным языкам базируется на том, что процесс обучения является моделью коммуникации [16, с. 676].
Разработкой коммуникативного подхода занимались многие методисты. Среди них следует назвать Р. Ленгса (США), который является автором идеи данного подхода, В. Литлвуда (Великобритания), Г.Е. Пифо (Германия), А.А. Леонтьева и других, внесших значительный вклад в теорию и практику данного метода, разработали и определили его основные принципы, методы и формы работы [41].
Коммуникативный метод обучения речевой деятельности состоит из пяти принципов:
− принцип речевой-мыслительной деятельности (обеспечивает речевую направленность обучения, которое возможно только при наличии умственной активности учащихся и постоянное практическое использование языка, что делает обучение привлекательным для ученика, так обеспечивает овладением ими языка, что и является главной целью их обучения);
— принцип индивидуализации при руководящей роли его личностного аспекта, поскольку человек имеет свое индивидуальное отношение к окружающему, то и речь его тоже индивидуальна;
— принцип функциональности, который предполагает опору на систему речевых средств;
— принцип ситуативности, что стимулирует высказывания учащихся, воспроизводит коммуникативную реальность;
— принцип новизны — обеспечивает развитие речевых умений, в частности динамичности, способности перефразировать, комбинировать [35, с. 67].
Основная цель этой методики – научить ученика сначала свободно говорить на языке, а потом думать на нем. Для этого нужно воспроизводить различные ситуации, в которых ученик может мыслить. Чаще всего используют коммуникативные упражнения.
Коммуникативная компетенция является основой коммуникативного подхода к изучению иностранных языков.
Термин коммуникативная компетенция выражает отношение и взаимодействие между грамматической компетенцией (знания грамматических правил) и социолингвистической компетенцией (умение общаться).
Определение коммуникативной компетенции содержит четыре составные части:
‒ грамматическая компетенция;
‒ дискурсивная компетенция, то есть способность строить предложения в дискурсе с целью формирования содержательной целостности ряда высказываний;
‒ социолингвистическая компетенция, которая заключается в понимании правил употребления языковых норм, которые зависят от определенного социального контекста;
‒ стратегическая компетенция, которая определяет языковые приемы, которые используют говорящие, когда общение ухудшается в результате недостаточного знания языка. К этим приемам относятся корректировки, парафраз, иносказания, повтор и пауза [58, Р. 95].
Однако, в развитии коммуникативной компетенции нельзя не принимать во внимание грамматические правила. Без элементарного уровня грамматической компетенции невозможно общаться с носителем языка вообще. Итак, грамматическая компетенция является частью коммуникативной компетенции.
Итак, коммуникативная компетентность относится к ключевым. Переходя к определению сущности и составляющих коммуникативной компетентности, подчеркнем ее ведущее место в экономике и образовании современного западного мира. Для уточнения роли именно коммуникативной компетентности мы обратились к отчетам Всемирного форума по обучению и технологиям (Learning and Technology World Forum), который проводился в Лондоне в 2010 в рамках проекта The Assessment and Teaching of 21st Century Skills (оценки и преподавание навыков ХХІ-го в.). По результатам форума обособленно десять основных навыков, объединенных в четыре группы.
I. Способы мышления:
‒ креативность и инновации;
‒ критическое мышление;
‒ решение проблем, принятие решений;
‒ умение учиться, метапознание.
II. Способы работы:
‒ общение;
‒ сотрудничество (работа в команде).
III. Инструменты для работы:
‒ информационная грамотность;
‒ ИТ грамотность.
IV. Жизнь в современном мире:
‒ гражданство – локальное и глобальное;
‒ жизнь и карьера;
‒ личностная и социальная ответственность, включающая культурную осведомленность и компетентность [55].
Таким образом, мы видим, что общение и коммуникация возникают основными способами работы в современном мире. Опираясь на предложенные отчеты, предлагаем следующую модель коммуникативной компетентности (см. Табл. 1).

Следующим этапом нашего исследования стало определение сути и составляющих коммуникативной компетентности, опираясь на научные разработки отечественных ученых. Среди отечественных ученых проблему содержания и структуры коммуникативной компетентности разрабатывают ученые Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников, Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков, Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева.
В отечественной научной литературе под коммуникативной компетентностью понимают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, а также определенную совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение [15, с. 56]. Российские ученые отделяют следующие составляющие коммуникативной компетентности:
‒ ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и жизненном опыте индивида [19, с. 37];
‒ способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды [19, с. 45];
‒ адекватная ориентация человека в самом себе – в собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации [6, с. 156];
‒ готовность и умение строить контакт с людьми [6, с. 158];
‒ внутренние средства регуляции коммуникативных действий [15, с. 28];
‒ знания, умения и навыки конструктивного общения [22, с. 96];
‒ внутренние ресурсы, необходимые для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия [13, с. 100].
Проанализировав подходы западных и отечественных ученых к определению роли и сути коммуникативной компетентности, мы пришли к выводу о том, что все страны относят ее к ключевым. Считаем важным формирование коммуникативной компетенции в период обучения в школе, когда осуществляется интенсивное развитии личности ребенка. Поэтому решение данной задачи требует учета возрастных особенностей обучающихся.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы