Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Методика работы с сочинениями разных жанров в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА РАБОТЫ С СОЧИНЕНИЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Виды сочинений в начальной школе, их роль в развитии детей 5
1.2. Методические принципы обучения сочинениям в начальной школе 9
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С СОЧИНЕНИЯМИ РАЗНЫХ ЖАНРОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 21
2.1. Анализ уровня владения учащимися начальной школы МКОУ «Орловская средняя школа» Убинского района Новосибирской области умениями писать сочинения разных жанров 21
2.2. Конспект урока для начальной школы по теме «Написание сочинения-письма» 25
2.3. Конспект урока для начальной школы по теме «Написание сочинения-описания» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Введение:
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время навыки письма становятся все более важными. Особенно важны сегодня коммуникативные качества человека, например, компетентность в общении и сотрудничество с другими людьми. Формированием коммуникативной компетентности – одно из требований ФГОС. С коммуникативной компетентностью напрямую связаны такие качества человека, как связная и понятная устная и письменная речь, и в результате изучения дисциплины «русский язык и литература» выпускник школы должен владеть умением представлять тексты в виде сочинений разных жанров [23]. Основы таких умений закладываются в начальном образовании в период овладения элементами лингвистической грамотности.
Уже с первого класса необходимо учить писать грамотные тексты, продумывать план сочинения, находить нужные слова. Но нужно отметить, что часто дети не понимают, как писать сочинение. Когда сочинение преподается в начальной школе, обучение его написанию часто отходит на второй план, потому что учителя больше интересуют грамматические ошибки и почерк.
Педагогу начального образования необходимо владеть методикой обучения написанию сочинения. Эти умения, навыки, способности пригодятся ученику позже, в старших классах школы.
Цель исследования: рассмотреть методику работы с сочинениями разных жанров в начальной школе.
Объект исследования: сочинения разных жанров в начальной школе.
Предмет исследования: методика работы с сочинениями разных жанров в начальной школе.
Задачи исследования:
1) рассмотреть виды сочинений в начальной школе, их роль в развитии детей;
2) выделить методические принципы обучения сочинениям в начальной школе;
3) проанализировать уровень владения учащимися начальной школы МКОУ «Орловская средняя школа» Убинского района Новосибирской области умениями писать сочинения разных жанров;
4) разработать конспект урока для начальной школы по теме «Написание сочинения-письма»;
5) разработать конспект урока для начальной школы по теме «Написание сочинения-описания».
Для решения поставленных задач был использован такой метод исследования, как анализ научной и методической литературы.
База исследования: МКОУ «Орловская средняя школа» Убинского района Новосибирской области.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка информационных источников.
Заключение:
Работа учителя начальной школы по развитию письменной речи наиболее полно реализуется в процессе обучения написанию сочинения. Есть несколько видов сочинения: сочинение-письмо, сочинение-рассказ, сочинение-объявление, сочинение-рецензия и другие виды. В начальной школе преобладает сочинение-рассказ, но важно познакомить детей с различными жанрами, например, уже в 7-11 лет иногда нужно писать поздравительные письма и письма друзьям и родственникам. Сочинения играют важную роль в развитии письменной речи, написание сочинений развивает речь, формирует грамотность, развивает логическое мышление, умение выстраивать план письменного высказывания.
Методика работы с сочинениями отчасти зависит от их вида. Независимо от вида сочинения, выделяются три этапа подготовки к его написанию. Сначала идет накопление материала (это может быть наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, подбор слов, чтение примеров сочинений). Затем с помощью учителя проходит отбор и расположение материала (обсуждение в классе, выделение важного, составление плана). И уже после этого начинается составление самого текста сочинения, его запись в черновик, совершенствование, запись в тетрадь, самопроверка и проверка учителя.
Далее в работе я проанализировать уровень владения учащимися начальной школы (второго класса) МКОУ «Орловская средняя школа» Убинского района Новосибирской области умениями писать сочинения разных жанров; оказалось, что во всех сочинениях детей можно найти те или другие недостатки. Всего в классе учатся 5 человек. Лучше всего детям удаются сочинение-отзыв о книге. Неплохо дети написали сочинение по теме «Мой школьный день». Хуже дети справились с заданием описать картину: описания получились бессвязные и поверхностные, второклассникам не хватает словарного запаса для того, чтобы описать художественную картину. Хуже всего второклассники пишут письма: они пишут письмо сплошным текстом, без абзацев, не подписываются.
Но это вполне допустимо. К 2 классу дети обычно не успевают научиться грамотно, развернуто писать самостоятельные письменные работы. Далее в работе были разработаны конспекты уроков для 2 класса по теме «Написание сочинения-письма» и «написание сочинения-описания».
Обоим сочинениям предшествовало коллективное составление плана. Я постарался помогать детям понять, что и зачем они пишут. После объяснения задания, подробного объяснения, что именно они сегодня пишут (письмо, описание и т.д.), мы обсуждали план сочинения в классе. Я помогал детям подобрать подходящие слова, мы подбирали возможные фразы для описания картины, учились анализировать то, что мы видим.
В целом, в начальной школе обязательно нужно писать сочинения. Работа над сочинением развивает чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение. Однако детям необходима постоянная помощь со стороны педагога, им надо показывать образцы удачных сочинений, также необходимо анализировать написанные ими сочинения в классе, читать лучшие образцы вслух.
Фрагмент текста работы:
МЕТОДИКА РАБОТЫ С СОЧИНЕНИЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Виды сочинений в начальной школе, их роль в развитии детей
Сочинение – это самостоятельная письменная работа, предусматривающая сообщение школьником собственных мыслей, суждений, переживаний [2]. Она направлена на совершенствование монологической речи учащихся, на обогащение опыта их речевой деятельности.
Сочинения являются очень важным воспитывающим и обучающим средством. Они учат осмысливать и оценивать жизненные явления и ситуации; развивают наблюдательность, учат анализировать и делать необходимые выводы и, по выражению М.Р. Львова, «дисциплинируют мысль», делают ее четкой и точной [17, с. 11].
В сочинениях для школьника приобретают смысл изучаемые разделы русского языка: грамматика, орфография, пунктуация, лексика, все изучаемые грамматические понятия.
Работая над сочинением, школьники приобретают ряд важнейших умений [2]:
— умения, связанные с пониманием темы, раскрытием темы;
— умения, связанные с накоплением материала для письменного высказывания, его отбором, систематизацией;
— умения, связанные с составлением плана и письмом по плану;
— умения, связанные с языковой подготовкой текста;
— умение выражать в сочинениях свою позицию, передать идею;
— умение создавать текст и записывать его;
— умение совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочеты.
Письменное сочинение — самый сложный, но, при правильной организации, самый эффективный вид творческой деятельности учащихся на уроках русского языка в начальной школе.
Сочинения классифицируются по разным критериям.
По источникам материала выделяются:
— сочинения по личным наблюдениям (ученик пишет о пережитом, увиденном, услышанном им самим);
— сочинения по прочитанным литературным произведениям, по картинкам, просмотренному кинофильму или спектаклю;
— по нескольким источникам одновременно (по картине и личным наблюдениям, по произведению и сюжетным картинкам и др.).
По темам имеют место сочинения о природе, о семье, о друзьях, о труде, об истории Родины, об увлечениях, о школе, о необычных предметах окружающей действительности и т. п. На уроках развития речи важно обеспечивать разнообразие тем для написания сочинений. И все темы должны быть понятными ученику начальной школы.
По языку сочинения делятся на эмоционально-образные (рассказ, очерк, зарисовка и др.) и деловые (объявление, письмо и др.). В начальных классах преобладают эмоционально-образные сочинения, но в небольшом количестве обязательно проводятся и деловые.