Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Методика преподавания декоративно-прикладного искусства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 7
1.1. Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человеческой культуры 7
1.2. Методика развития практических умений детей по декоративно-прикладному искусству 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 24
2.1. Уровень знаний детей о декоративно-прикладном искусстве 24
2.2. Формы и методы преподавания декоративно-прикладного искусства 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
Введение:
Актуальность исследования. В образах творчества русского народа в овеществленной форме до нас доходит живой голос истории, голос культуры предыдущих поколений. Через эти вещи мы постигаем источники, богатую историю нашей национальной культуры, видим душу народа. С этой точки зрения забота о развитии русского народного промысла является забота о прогрессе национального самосознания, исторического самоутверждения и забота о дальнейшем развитии современной национальной культуры. Все свои особенности, национальные традиции, обычаи, обряды и даже взгляды на жизнь и на прекрасное в этой жизни люди выражали в декоративно-прикладном искусстве. На территории РФ живет много разных национальностей в силу сложившихся исторических обстоятельств, поэтому в декоративных изделиях отразились черты разных этнических групп, национальных традиций, но особенно ярко, конечно, здесь проглядываются русские, народные мотивы.
Знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства способствует формированию у детей «чувства декоративности», умение «читать» узоры, обогащению ассоциативных связей (сравнению образов с реальными предметами, объектами). Ребенок – это художник-волшебник, она должна чувствовать, рассказывать об искусстве красками и карандашом, просто пальцами на бумаге, в глине. Изобразительная деятельность по произведениям декоративно-прикладного искусства открывает детям волшебный мир чувств человека, стремящегося в красках, линиях, цвете, движениях кисти; в звуках, интонациях, темпе, в выразительных трогательных выражениях поделиться своими переживаниями, радостью, восторгом от услышанного, увиденного в реальной жизни.
Решению вопросов преподавания методики изобразительного и народного искусства в общеобразовательной школе посвящены труды ведущих ученых: А.Д. Алехина, Г.В. Беды, Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др.
В ходе исследования были проанализированы труды ученых в области дидактики (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.), в педагогики (О.А. Абдулина, С.И. Архангельский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.), возрастной и педагогической психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубин-штейн, Е.И. Игнатьев, А.Н. Леонтьев. Б.Ф. Ломов и др.).
Роль декоративной деятельности в воспитании и развитии детей очень велика, ведь ознакомления детей с богатством родного края в сочетании с обучением поможет воспитать чувство красоты и любви к русскому народным промыслам и родной культуры. Если воспитатель сможет правильно организовать работу на занятиях — ребенок действительно заинтересуется не только декоративной деятельностью, но и искусством вообще. Именно поэтому декоративная деятельность детей по мотивам русского народных промыслов и является весьма актуальной на сегодня темой.
Цель исследования изучить особенности методики преподавания декоративно-прикладного искусства на примере учреждений дополнительного образования.
Объект исследования: процесс дополнительного образования детей по декоративно — прикладному искусству.
Предмет исследования: особенности методики развития практических умений детей по декоративно-прикладному искусству.
Гипотеза исследования: методика развития практических умений детей по декоративно — прикладному искусству в учреждении дополнительного образования будет эффективным, если реализуется комплекс педагогических условий:
1) совершенствуется содержание процесса дополнительного образования детей в области декоративно-прикладного искусства;
2) реализуется технологический подход организации дополнительного образования, обеспечивающий выполнение учащимися алгоритмических действий как основы их дальнейшего творчества;
3) используются практико-ориентированные формы и методы организации дополнительного образования по декоративно — прикладному искусству.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человеческой культуры.
2. Рассмотреть методику развития практических умений детей по декоративно-прикладному искусству.
3. Проанализировать уровень знаний детей о декоративно-прикладном искусстве.
4. Определить формы и методы преподавания декоративно-прикладного искусства.
Методологической основой исследования являются — общенаучные труды о значимости деятельности для общего развития личности (Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.); современные теории о роли декоративно-прикладного искусства в обучении (И.11. Волков, Г.Г. Григорьева, В.В. Корешков, Т. Я. Шпикалова, Б.П. Юсов и др.); концептуальные положения о сущности и особенностях деятельности УДО (М.А. Галагузова, А.К. Бруднов, В.А. Горский, А.Я. Журкина, А.В. Мудрик, С.В. Сальцева, Б.А. Титов, М.Д. Углицкая и др.); положения об эффективном развитии практических умений детей в процессе деятельности (Н.А. Лошкарёва, Н.А. Менчинекая, А.В. Усова); общенаучные груды о творчестве (В.И. Андреев, П.К. Анохин, Ю.А. Гусев и др.); теоретические и практические исследования по осуществлению технологического подхода к обучению (В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, М.В. Кларин, Г.К. Селевко, Н.Ф. Талызина, А.И. Уман и др.).
База исследования. Центр эстетического воспитания детей.
Методы исследования: изучение и анализ теоретических источников, анализ учебных программ и опыта работы учреждений дополнительного образования, диагностика исходного состояния проблемы, наблюдение, опросы, тестирование, анкетирование детей в ходе практической деятельности по ДПИ, создание и защита творческих проектов, творческие мастерские, экспертные оценки и самооценки.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании использования технологического подхода и практико-ориентированных форм и методов развития практических умений детей в учреждении дополнительного образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что созданы и апробированы программа дополнительного образования «Природа — мир твоего развития» и требования к организации творческой мастерской по художественной обработке природных материалов; разработаны методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и студентов, обучающихся декоративно-прикладным специальностям.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Заключение:
В результате исследования можно сделать выводы:
В процессе занятий в области декоративно-прикладного искусства воспитывается культура мышления и эстетических суждений, целеустремленность, самоконтроль, чувство ответственности за порученное дело.
Традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Долгое время обучение шло в домашних условиях, где дети, наблюдая за работой старших, познавали тайны художественного ремесла, впитывали с ранних лет, продолжая его в своей творческой деятельности.
Эффективность учебно-воспитательного процесса средствами декоративно-прикладного искусства во многом зависит от его организационно-методического уровня.
Организационные формы работы можно условно разделить на три группы: индивидуальная работа детей (с периодической консультацией у воспитателя), групповая (кружки), массовая работа (организация тематических вечеров, экскурсий и др.).
На занятиях дети рассматривают предметы декоративно-прикладного искусства и его изображения, репродукции, открытки, упражняются в преподавании элементов узоров Воспитатели знакомит детей с народным промыслом — название, его нахождения, определяет вместе с детьми назначение предметов. С целью эмоционального воспитания, рассмотрение предметов сопровождается художественным словом, потешками, образными словами, используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен. Различные формы занятий, использование наглядного материала, дидактической игры, художественного слова, музыки, делают эти занятия живыми и интересными. А в ходе моделирования определенного узора в процессе дидактической игры, дети проявляют творчество, создают власти орнаменты, представляя себя в мастерской народного умельца. Это как экскурсия в сказку.
Знакомя детей с одним из видов народного искусства с использованием игры, вырабатываются навыки ритмичного заполнения элементами формы, ребенку проще прорисовывать элементы после многократных манипуляций с ними, а главное, вырабатываются навыки и темп рисования без пауз.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
1.1. Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человеческой культуры
Декоративное искусство — вид искусства, создание изделий, сочетающих художественные и утилитарные функции. Произведения декоративного искусства связаны с бытовыми нуждами людей, составляют неотъемлемую часть среды человеческого обитания. Основой и источником его является народное творчество. В сферу декоративного искусства входят изделия традиционных художественных промыслов и ремёсел, художественной промышленности и профессионального авторского искусства [2].
Народное декоративно-прикладное искусство берет свое начало в русских селах. Нехитрые поделки доморощенных мастеров-умельцев нередко классифицируются как изделия в категории «народно-прикладное искусство». Хорошим примером фольклорного стиля является так называемая дымковская игрушка — раскрашенные петушки, фигурки, украшения из красной глины.
Промысел уходит корнями в прошлое, ему более четырехсот лет. Появилось древнее прикладное искусство благодаря народному празднику «Свистунья», когда все женское население лепило глиняные свистульки к этому дню в виде курочек, барашков, лошадей. Гулянье продолжалось два дня [6].
Со временем праздник утратил свое значение, а народно-прикладное искусство продолжало развиваться. В настоящее время дымковские художественные изделия тиражируют в производственном объединении «Вятская игрушка». Изделия традиционно покрывают белилами и раскрашивают яркими, сочными красками.
Изделия народного художественного творчества в оригинальном виде, как правило, становятся основой для коммерческих проектов. Сказочные персонажи, придуманные жителями русских деревень, отображаются в знаменитых палехских шкатулках, жостовских подносах, деревянных хохломских изделиях. Прикладное искусство России многообразно, каждое направление по-своему интересно, изделия русских мастеров пользуются высоким спросом у зарубежных коллекционеров [15].
Художественные изделия в стиле гжель пользуются популярностью во всем мире на протяжении нескольких веков. Знаменитые бело-синие вазы, тарелки, чайные и кофейные сервизы желанны в каждом доме, а особо ценные экземпляры составляют гордость коллекционеров. До сих пор неясно, что такое прикладное искусство – работа, ремесло или художественное творчество. По сути, каждое изделие требует определенных усилий для его создания, и при этом необходимо придать образу художественную ценность.