Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Методический анализ конструирование урока производственного обучения по теме программы профессионального обучения с использованием образовательных технологий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 5
1.1. Методика профессионального обучения как отрасль педагогических знаний 5
1.2. Особенности проектирования программ практик в системе профессионального обучения 7
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 16
2.1. Роль и место урока производственного обучения в системе профессионального обучения: отечественный и зарубежный опыт 16
2.2. Рекомендации по использованию современных образовательных технологий при конструировании урока производственного обучения по теме программы профессионального обучения 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 37
Введение:
Актуальность темы. Современному промышленному комплексу страны требуются высококвалифицированные рабочие, профессионально компетентные, обладающие готовностью к выполнению сложного производственного труда. Важным этапом подготовки рабочих кадров является производственное обучение. Структура и содержание производственного обучения зависит от развития производства, научно-технического прогресса, изменений содержания и средств труда. В связи с этим исследование проблем проектирование урока производственного обучения становится особенно актуальным.
Технологизация учебного и воспитательного процессов в современной отечественной и зарубежной педагогике связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированным результатом» [2].
Степень разработанности проблемы. В области образовательного менеджмента отечественными и зарубежными специалистами исследованы и разработаны общие принципы отбора и структурирования содержания профессиональной подготовки, которые раскрыты в работах Ю. Бабанского, А. Беляевой, C. Батышева, С. Гончаренко, В. Краевского, И. Лернера, В. Лозовецкой, М. Скаткина и др.
Объект исследования – организация производственного обучения в системе профессионального обучения. Предмет исследования – конструирование урока производственного обучения по теме программы профессионального обучения с использованием образовательных технологий
Цель исследования – проанализировать особенности конструирования и методического анализа процесса конструирования урока производственного обучения по теме программы профессионального обучения.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
проанализировать специфику методического сопровождения современной системы профессионального обучения;
выявить особенности проектирования программ практик в системе профессионального обучения;
дать характеристику современным образовательным технологиям в системе профессионального обучения;
показать особенности конструирования урока производственного обучения в системе профессионального обучения;
разработать рекомендации по использованию современных образовательных технологий при конструировании урока производственного обучения по теме программы профессионального обучения.
Методы и методики исследования: теоретический анализ литературы, обобщение, сравнение и систематизация, обобщение передового педагогического опыта. В исследовании использованы общенаучные методы познания: анализ, синтез, исторический и логический методы, метод системного подхода, а также специальные методы, связанные со специфическими задачами подготовки будущих рабочих: педагогический анализ трудовой деятельности квалифицированных рабочих, компонентный анализ знаний, умений, историко-логический анализ производственного обучения.
Структура работы. В соответствии с поставленными целью и задачами исследования была определена структура работы, включающая в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
Заключение:
В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанном Минэкономразвития России, отмечена необходимость формирования гибкой и диверсифицированной системы профессионального образования, отвечающей требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики, как в части образовательных программ, так и в части условий и материально-технического оснащения процесса обучения.
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личности. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
Производственное обучение исследовано недостаточно с учетом развития содержания труда рабочих, производственных сил и средств производства.
В педагогической теории и практике накоплен большой опыт исследования производственного обучения, его теоретических основ (К.Н. Катханов, А.П. Беляева, Л.Ф. Федотова, Н.И. Думченко и др.).
В исследованиях разработаны теоретические основы, принципы производственного обучения, разработаны системы производственного обучения (предметно-технологическая, технологическая, приемо-комплексно-видовая, процессуальная, проблемно-аналитическая и др.), содержание, система, формы и методы производственного обучения, обучение будущих рабочих в учебных мастерских и на предприятиях.
Так, в исследования А.П. Беляевой производственное обучение – специально организованный процесс совместной деятельности мастера производственного обучения и учащихся, направленный на овладение учащимися профессиональными компетенциями, соответствующими современному уровню техники и технологии производства, на развитие умственных и физических способностей, создание научных представлений о технике, технологии, организации и экономике производства.
Существенный вклад в исследование проблем дидактики производственного обучения внесли ученые европейских стран Г. Альбрех, Б. Бекман, А. Вайгерт, И. Гольц, Р. Гютнер и др.
Так, германскими учеными разработана дуальная система обучения будущих рабочих – организационная форма профессионального обучения, в которой взаимодействуют две учебно-производственные сферы – предприятие и профессиональное учебное заведение. При этом предприятие осуществляет практическую подготовку, а профессиональное учебное заведение – теоретическую и общеобразовательную.
Результаты исследования: выделена особенность производственного обучения, основой которой является производственный труд и теоретическое содержание, определяемое технологическими, научно-технологическими, организационно-экономическими, профессионально-техническими процессами образования и производства.
Производственное обучение – это учебный предмет и процесс, формирующий дидактически обоснованную систему политехнических и профессиональных знаний, умений на основе взаимодействия умственной и физической деятельности учащихся, обучение с производственным трудом. Производственное обучение строится в соответствии с логикой производственного процесса, требованиями к квалификации и задачами восприятия и развития. Логика производственного обучения выражается в научно-практической последовательности формирования у учащихся профессиональных компетенций, способствующих профессиональной деятельности, развитию мировоззренческих, духовно-нравственных, физических качеств личности будущих рабочих.
Именно производственное обучение помогает будущим рабочим ориентироваться в современном производстве, адаптироваться к производственным условиям и обеспечивает высокую производительность труда.
Таким образом, в работе определена сущность производственного обучения; выявлены проблемы дидактики производственного обучения; факторы, влияющие на формирование содержания производственного обучения; характерные особенности процесса конструирования урока производственного обучения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Методика профессионального обучения как отрасль педагогических знаний
Методика профессионального обучения как отрасль педагогических знаний и предмет изучения сформировалась и развивается на основе глубокого анализа и обобщения передового педагогического опыта. В научном плане методика профессионального обучения является частной дидактикой и опирается на профессиональную педагогику, педагогическую психологию и физиологию, раскрывающих закономерности усвоения знаний, формирования умений и навыков. Она раскрывает общие вопросы процесса профессионального обучения, характерные для практической профессиональной подготовки квалифицированных специалистов в любой отрасли, является основой осуществления процесса практического профессионального обучения по конкретным профессиям, основой подготовки частных методик обучения.
Входя в состав психолого-педагогических дисциплин, методика профессионального обучения выступает одной из ведущих при подготовке преподавателей профессионального обучения. Она позволяет подготовить будущих педагогов к методически грамотному и творческому осуществлению педагогического процесса в учебных заведениях профессионального образования.
Отличительными особенностями структуры этой дисциплины являются содержательный (включающий дидактическую, диагностическую и концептуальную составляющие) и процессуальный (включающий мыслительную деятельность обучаемых и обучающего по приобретению и усвоению знаний и умений, а также руководство этим процессом) компоненты [11].
Современная методика профессионального обучения развивается в двух главных направлениях. Первое касается развития методики профессионального обучения, второе – относительно независимое развитие частных методик, применяемых при изучении технических дисциплин: технической математики, черчения, электротехники и пр.
Владение методикой – требование, предъявляемое к профессиональной деятельности преподавателя. Методические знания связаны со способами и приемами, а также личностью и творческим подходом самого обучающего. Своим объектом познания методика профессионального обучения считает процесс обучения отдельной дисциплине в учебном заведении. Предметом познания выступают педагогические знания и навыки конструирования, применение таких средств обучения, которые помогают регулировать образовательную деятельность преподавателя и познавательную деятельность обучаемых по развитию и приобретению профессиональных знаний, а также умению применять эти знания практически [22].
Различия методики обучения и педагогики следует искать в сущности обучающей деятельности педагога как преподавателя определенной дисциплины и как преподавателя, сочетающего в своей педагогической деятельности деятельность методиста (что по сути конечно же взаимосвязано) [5]. Предметом деятельности преподавателя определенной дисциплины является организация процесса обучения по предмету – показано на рисунке 1.1.