Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Место и роль прокуратуры в системе государственных органов РФ.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 6
1.1.Возникновение, становление и полномочия органов прокуратуры в России (1722-1864 годы) 6
1.2. Развитие института прокуратуры в советский период 10
1.3. Становление прокуратуры Российской Федерации в постсоветский период 18
ГЛАВА 2 .ПРОКУРАТУРА И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 32
2.1. Взаимоотношения прокуратуры с Президентом Российской Федерации 32
2.2. Органы законодательной власти Российской Федерации и прокуратура 36
2.3. Органы судебной власти и прокуратура Российской Федерации 41
2.4. Органы исполнительной власти Российской Федерации и прокуратура 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
Введение:
Актуальность данной темы определяется тем, что на сегодняшний момент проблема места прокуратуры в системе разделения властей, как отмечается в научной литературе, до сих пор не находит своего однозначного решения.
В то же время, точное определение места и роли прокуратуры в механизме Российского государства имеет огромное значение для понятия сущности прокурорской системы, ее функционирования, правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности.
Научные дискуссии по этому вопросу ведутся давно, причем высказывались и высказываются разнообразные точки зрения, что обусловлено, как представляется, отсутствием четкого и логического закрепления на законодательном уровне места прокуратуры в системе органов государственной власти.
На сегодняшний день данная тема актуальна как никогда, поскольку Президентом России инициирован референдум, посвященный внесению поправок в Конституцию РФ, одна из которых касается правового статуса прокуратуры, безусловно, эта поправка не снимет вопрос о принадлежности прокуратуры к какой-либо из ветвей власти, но даст новую пищу для научных дискуссий, особенно в части изменения порядка назначения прокуроров.
Степень научной разработанности темы. Вопросу определения места и роли прокуратуры в механизме Российского государства посвящены работы В.Д. Кошлевского, Е.В. Миряшевой, О.А. Виноградова, А.Ф. Козлов, И.С. Селивановского, Б.С. Эбзеева, В.Е. Чиркина, В.Ю. Шевченко, Н.Т. Ведерникова, М.С. Шалумова, А.Д. Бойкова, И. Л. Петрухина и др.
На сегодняшний день с учетом уже внесенных и планируемых к внесению изменений рассматриваемая проблематика раскрыта недостаточно, крупные комплексные исследования в последние годы не публиковались.
Признавая научную и практическую значимость указанных исследований, затрагивающих правовой статус прокуратуры, представляется, что рассматриваемый вопрос нуждается в дальнейшей разработке как с позиции теории и методологии права, с учетом анализа изменений, которые происходят на современном этапе развития особенно в свете грядущего референдума, одним из вопросов которого будет закрепление правового положения прокуратуры в Конституции Российской Федерации.
Объектом исследования настоящей работы выступают общественные отношения, возникающие в сфере реализации функций государственной власти органами прокуратуры и взаимодействия со всеми ветвями власти.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие место и роль прокуратуры в механизме российского государства.
Целью выпускной квалификационной работы является общетеоретическое исследование места и роли прокуратуры в системе органов власти России.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть исторические этапы становления и развития прокуратуры в системе государственных органов,
— проанализировать взаимоотношения прокуратуры с Президентом Российской Федерации,
— исследовать взаимодействие органов законодательной власти Российской Федерации и прокуратуры,
— рассмотреть взаимоотношения прокуратуры Российской Федерации с органами судебной и исполнительной власти.
Методологической основой исследования являются общенаучный диа-лектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе научные результаты и теоретические выводы, о концептуальных и правовых аспектах функционирования прокуратуры в системе разделения властей Российской Федерации позволят расширить теоретические взгляды на природу и содержание данного явления, выявить новые подходы к его концептуальному и нормативному развитию.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, состоящие из семи параграфов, заключение и список использованных источников.
Во введении отражены актуальность, цели, задачи, методы исследования.
Первая глава посвящена исследованию этапов становления и развития прокуратуры в системе государственных органов, во второй главе анализируется соотношение и взаимодействие органов прокуратуры с органами государственной власти.
Заключение содержит выводы по итогам работы.
Заключение:
Проведенное в настоящей выпускной квалификационной работе исследование места и роли прокуратуры в системе разделения властей Российской Федерации и зарубежных государств позволяет сформулировать ряд теоретических выводов и практических рекомендаций.
Основными теоретическими выводами являются.
1. На сегодняшний день существует множество точек зрения на роль и место прокуратуры в системе разделения властей, каждая из них имеет свое обоснование и имеет право на существование. Вместе с тем, наиболее правильным представляется мнение о том, что прокуратура не относится и не должна относиться ни к одной из ветвей власти, в противном случае принцип сдержек и противовесов будет нарушен, что помешает выполнению надзорных функций, а также продуктивному взаимодействию с неподнадзорными органами власти. В теории правоохранительных органов на сегодняшний день имеется ряд основных направлений относительно определения правового статуса прокуратуры. Во-первых, прокуратура признается органом государственного надзора. Говоря о надзорной функции прокуратуры и ее взаимоотношениях с исполнительной властью, необходимо выделить то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными и территориальными органами исполнительной власти.
Во-вторых, органам прокуратуры отведено особое место в структуре российского государства. Они имеют функциональное отношение ко всем ветвям власти. Не относясь полностью ни к одной из них, прокурорский надзор призван уравновешивать их, обеспечивая оптимальное функционирование.
В-третьих, в Российской Федерации непосредственно прокуратура рассматривается многими как институт, а чаще – механизм сдержек и противовесов в триаде властей. Некоторые авторы предлагают определять прокуратуру не как орган власти, а как «систему сдержек и противовесов».
В-четвертых, прокуратура считается не только органом надзора, но и действующим участником в уголовном судопроизводстве. Прокурор в уголовном процессе обладает полномочиями по проверке законности и обоснованности заключений. Тот факт, что прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти вполне закономерен, так как подчинение прокуратуры исполнительной или судебной власти приведет к разрушению сложившегося в государстве порядка «сдержек и противовесов», повысит угрозу нарушения законов. И исполни-тельный аппарат, и судебный используют законы, несоблюдение и нарушение которых опасно тяжкими результатами. В отсутствии независимого прокурорского надзора фактически будет отсутствовать механизм реагирования на нарушение законов, а в случае подчинения себе прокуратуры исполнительной властью, то выйдет, будто она станет исполнять надзор за реализацией законов представительными органами и в определенной ступени судебной администрацией. Достижение законности и правообеспеченности вероятно при наличии независимого и централизованного внешнего органа власти, наделённого полномочиями с целью выявления нарушений и их устранений. Такую роль способна играть лишь прокуратура.
Возвращаясь к вопросу определения места прокуратуры в механизме страны, можно согласиться с суждениями тех ученых, которые полагают, что прокуратура относится к нетипичным ветвям власти и входит в надзорную ветвь государственной власти, так как она обладает своей организационной структурой, характеризуется неподчиненностью иным ветвям государственной власти, осуществляет властные полномочия в процессе своей профессиональной деятельности, обладает своими методами, формами и процедурами деятельности.
2. Отнесение прокуратуры к той или иной ветви власти представляется нецелесообразным по следующим причинам:
— прокуратура не является органом законодательной ветви власти, так как ей не соответствует никакой из признаков законодательных органов власти;
— попытка отнесения прокуратуры к органам исполнительной власти также сразу же порождает большое количество вопросов, которые потребуется решить;
— ч.3 ст. 1 Закона о прокуратуре наделяет данный орган полномочиями по опротестовыванию противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов. Прокурор не может самостоятельно отменить судебный акт, вмешиваясь тем самым в исключительную функцию судов по осуществлению правосудия, его задача состоит в том, чтобы вынесенное судьей решение хоть и было основано на внутреннем убеждении, но прежде всего, основывалось на нормах права, а также были исключены коррупциогенные факторы.
20.01.2020 Президентом Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской «О совершенствовании регулирования вопросов организации публичной власти», после принятия указанного законопроекта правовой статус прокуратуры будет отражен в Конституции России, что снимет остроту дискуссий относительно статуса и сущности прокуратуры, но поскольку вносимые поправки не касаются вопроса, связанного с ее местом в системе государственных органов, этот вопрос останется по-прежнему открытым.
3. После внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, устанавливающих правовой статус прокуратуры, считаем целесообразным рассмотреть вопрос о принятии нового федерального конституционного закона «О прокуратуре» и признании утратившим силу Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Данная необходимость обусловлена тем, что почти тридцатилетний закон содержит множество устаревших положений и противоречий. Кроме того, назрела объективная необходимость повысить статус прокуратуры, установить правовые основы взаимоотношений с другими конституционными органами государственной власти и управления, регламентировать функции и направления деятельности прокуратуры и прокурорского надзора.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
1.1.Возникновение, становление и полномочия органов прокуратуры в России (1722-1864 годы)
Впервые прокуратура как государственный орган надзора за соблюдением законности была образована во Франции в XIII веке. Ее основателем принято считать короля Филиппа IV Красивого, так как именно в период его правления в 1302 г. впервые были определены законом Положения королевских прокуроров в судах.
Прокуратура как значительная государственная организация в полной мере сформировалась в конце XV века.
Возникновение прокуратуры в Российской империи берет свое начало со времен правления Петра I.
Однако если мы проанализируем законодательство в период с 1649 по 1721 г., то найдем следующие предпосылки появления прокуратуры в Российском государстве: надзор за старостами, должностными лицами, отдача воевод под суд, строжайшее взыскание за неточное исполнение предписаний, наказание вредителей государственного интереса, предостережение губернаторов, вице-губернаторов и воевод о недопустимости притеснений при сборе налогов.
Непосредственному внедрению института прокуратуры в Российской империи предшествовало создание нескольких контрольно-надзорных органов, Сената (1715 г.), утверждение должности обер-секретаря для наблюдения за порядком производства и законностью при решении дел Сенатом с правом докладывать царю о злоупотреблениях и упущениях сенаторов (1720 г.) .
Однако данные органы плохо справлялись со своей работой, часто бездействовали и не могли в полной мере выполнять поставленные цели и задачи, и тем самым они не оправдывали надежд царя.
Таким образом, в Российской империи возникла необходимость возложения контрольно-надзорных функций на какой-либо орган. Именно этим органом стала прокуратура, а ее учреждение как института было осуществлено тремя указами Петра I:
1) указом от 12 января 1722 г. о создании при Сенате должностей генерал-прокурора и обер-прокурора, а также о введении прокурорской должности в каждой коллегии;