ГМУ Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Экономические науки

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Механизм и результаты аграрной реформы России.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы аграрной реформы в России 7
1.1. Цели, задачи и принципы аграрной реформы 7
1.2. Институционализация аграрной реформы 14
Глава 2. Анализ современного состояния аграрной реформы в России (Дагестан) 25
2.1. Характеристика развития аграрной сферы в России 25
2.2. Проблемы реализации аграрной реформы в России 32
2.3. Механизмы реализации аграрной сферы в РД.. 36
Глава 3.Перспективы развития АПК на современном этапе 44
3.1.Перспективы дальнейшего реформирования аграрной сферы в России 44
3.2.Результаты аграрной реформы на современном этапе 52
3.3. Реформирования АПК в Республике Дагестан 61
Заключение 68
Список источников и литературы 71

  

Введение:

 

Аграрная реформа конца ХХ-го века в России грандиозна по масштабам изменения отношений собственности, форм организации производства и механизмов государственного регулирования сельского хозяйства. По существу, в стране произошла смена аграрного строя. Она затронула интересы многих миллионов людей.
На протяжении десятков лет в дореформенный период научные работники, руководители хозяйств обосновывали необходимость изменения организации взаимоотношений государства и сельхозпроизводителей, системы организации производства в сельском хозяйстве, пробовали разные системы стимулирования работников. Опыт реформирования в сельском хозяйстве накапливался еще в рамках советской системы. Однако политико-экономические изменения в стране в начале 90-х так быстро меняли обстановку в стране, что оказалось, что этого опыта не хватает, чтобы адаптироваться к новым условиям. К такому кардинальному и стремительному изменению ситуации не были готовы ни власти, ни ученые, ни руководители и работники сельскохозяйственных предприятий.
Механизмы реформы создавались в ходе самой реформы. Их разработка не была разделена по времени с реализацией на практике. В России не было рыночного законодательства, опыта организации производства в условиях рынка, инвестиций заинтересованных лиц. Инфляция исчислялась сотнями процентов, были нарушены все связи по поставке ресурсов и продаже выращенной сельхозпродукции. За 70 лет был утерян исторический опыт самостоятельного хозяйствования сельских семей. К моменту реформы уже более 60 лет функционировали многоотраслевые и огромные по европейским меркам сельскохозяйственные организации с сотнями наемных работников. Эти организации выполняли многочисленные социальные функции и являлись центром жизни сельских сообществ. В этих условиях проводились кардинальные преобразования.
В современных условиях стабильное функционирование и модернизация российской экономики в немалой степени предопределяются эффективностью финансово-экономического механизма встраивания аграрного сектора в международное экономическое пространство.
Агропромышленный комплекс имеет особое значение в экономике любой страны, так как относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его не только в обеспечении жизненных потребностей в продуктах питания, но и в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.
Именно сегодня должен определиться дальнейший вектор формирования и развития агропромышленного комплекса современной России, основные направления и пути совершенствования воспроизводственного процесса, обеспечивающего не только решение задач продовольственной безопасности страны, но и создание нового высокотехнологичного базиса для устойчивого поступательного развития всей экономической системы.
Целью исследования является механизм и результаты аграрной реформы России.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
— изучить цели, задачи и принципы аграрной реформы;
— рассмотреть институционализацию аграрной реформы;
— дать характеристику развития аграрной сферы в России;
— выявить проблемы реализации аграрной реформы в России;
— проанализировать механизмы реализации аграрной сферы в РД;
— наметить перспективы дальнейшего реформирования аграрной сферы в России;
— проанализировать результаты аграрной реформы на современном этапе;
— ознакомиться с процессом реформирования АПК в Республике Дагестан.
Объектом исследования является аграрная реформа в России.
Предметом исследования является механизм реализации аграрной реформы в России.
Методы исследования: системный, комплексный и динамический подходы, традиционный анализ документов, наблюдение, системный подход, описание, сравнительный анализ, статистический анализ данных и математические методы обработки информации.
Информационной базой исследований стали законодательные акты, нормативные документы регулирующие сферу аграрного реформирования, доклады, отчеты, статистические данные, научные публикации, методическая и учебная литература.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Аграрная реформа осуществлялась в постсоветский период в контексте общей экономической реформы. Цель реформы — создание условий для улучшения экономического доступа населения к продовольствию и повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для достижения перечисленных целей в ходе реформы решались следующие основные задачи: формирование многоукладной экономики; переход от директивно-плановых к рыночным отношениям; демонополизация продовольственного снабжения; переход от государственного управления сельским хозяйством к его экономическому регулированию; освобождение сельхозпроизводителей от функций социального обслуживания сельских жителей.
Аграрная реформа была встроена в общую реформу, поэтому сельское хозяйство одномоментно испытало шок от отказа от директивного планирования и государственных цен. Это привело к обрушению всей системы реализации продукции сельского хозяйства и поставок ресурсов для него, потребовало перестройки всего механизма функционирования в условиях отсутствия инвестиций, снижения спроса на сельскохозяйственную продукцию и резкого роста цен на ресурсы для сельского хозяйства.
Сельское хозяйство России является одним из крупнейших в мире. Эта отрасль российского агропромышленного комплекса занимает среди стран 1-е место по производству подсолнечника и сахарной свеклы, 4-е — по зерну, 5-е — по мясу, 6-е — по молоку, 7-е — по выращиванию овощей. В 2013 году объем производства в российском сельском хозяйстве равнялся 120 млрд. долларов. Основными регионами, на долю которых приходится 60% общероссийского производства, являются Приволжский, Центральный и Южный федеральные округа.
Но, даже занимая места в первой десятке мировых сельхозпроизводителей, Россия по оценкам экспертов отстает от передовых стран, как минимум, на 40 лет. Из-за отсталости потери урожая достигают 30%, только 2% всех сельхозугодий обрабатываются по землесберегающим технологиям, удельные затраты электроэнергии в несколько раз выше, чем в Европе и США.
Вышеуказанное позволяет считать, что в настоящее время наблюдается недостаточная разработанность механизма развития аграрной реформы, проводимые мероприятия носят фрагментарный характер, ориентированные в основном на отдельные направления или инструменты государственной политики, не позволяющие обеспечить адаптацию российского аграрного сектора к требованиям мировой торговли. Следовательно, нерешенность системных проблем развития сельского хозяйства и агропродовольственного рынка препятствует дальнейшему развитию аграрной реформы в стране.
Обеспечение приоритетного развития аграрного сектора экономики, предусмотренного политикой государства, требует решения комплекса проблем, среди которых значительная роль должна быть отведена совершенствованию финансово-экономического механизма, призванного создать условия для повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, роста их экономической самостоятельности, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности производимой продукции.
Результаты аграрной реформы в постсоветской России неоднозначны, противоречивы. Реформа привела к смене аграрного строя в стране, но далеко не все граждане страны и, особенно, сельские жители выиграли от этого. Рост производительности труда сопровождался уменьшением численности занятых и увеличением сельской безработицы, рост урожайности сельскохозяйственных культур — сокращением площадей их посевов, рост продуктивности скота и птицы — снижением поголовья, повышение отдачи ресурсов сопровождалось снижением объемов их применения, повышение финансовой устойчивости сельхозпроизводителей — банкротствами, рост господдержки снижением ее отдачи.
Дореформенные объемы сельскохозяйственного производства еще не достигнуты, уровень продовольственной независимости колеблется в интервале 86- 89%, импорт превышает экспорт. Идет пролетаризация деревни, сельские жители остались в своем большинстве наемными работниками, многие потеряли землю. Усиливается концентрация сельскохозяйственного производства в руках отдельных вертикально интегрированных структур с многочисленными сельскохозяйственными дочерними организациями. Аналоги таких структур в развитых странах мира отсутствуют.
На сегодняшний день в Республике Дагестан происходит концентрация производства и ресурсов в сельском хозяйстве: доля крупнейших производителей быстро растет, а роль остальных сельхозпредприятий падает, они превращаются в малые или ликвидируются. В итоге сформировалась двухполюсная аграрная структура: на одном полюсе сосредоточен узкий круг относительно крупных, эффективных сельхозпредприятий, а на другом — абсолютное преобладающее число низкоэффективных, слабых сельхозпредприятий.
Дальнейшему развитию сельского хозяйства будут способствовать принятые нормативно-правовые акты по снятию ограничений для поддержки личных подсобных хозяйств при предоставлении субсидий из республиканского бюджета. Ограниченность у сельскохозяйственных товаропроизводителей собственных финансовых ресурсов, низкая ликвидность имеющихся фондов и доходность производства сдерживают привлечение в отрасль внешних инвесторов. В свою очередь отсутствие средств для перехода на новые технологии и приобретения высоко производительной техники ограничивают возможности основной массы агропроизводителей по входу на рынок с конкурентоспособной продукцией. Все это приводит к снижению роли сельхозпредприятий в аграрной структуре региона.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы аграрной реформы в России

1.1. Цели, задачи и принципы аграрной реформы

За годы советской власти замедление темпов развития сельского хозяйства и низкая эффективность очень часто объяснялись субъективными, волюнтаристскими, ошибочными действиями руководителей страны или исполнителей. Однако проблемы социалистического сельского хозяйства были закономерны.
Государственная продовольственная монополия. Почти все товарные продовольственные ресурсы были сосредоточены в руках государства и продавались потребителям по ценам, установленным государством. Лишь незначительная часть продовольствия поступала в потребительскую кооперацию и на колхозный рынок, продавалась по рыночным ценам. Государство было обязано:
— поддерживать государственные розничные цены на зафиксированном низком уровне много лет и даже десятилетий подряд;
-организовать закупку продукции у сельхозпроизводителей. Закупки производились по государственным закупочным ценам. Так как затраты на производство систематически росли, государство вынуждено было время от времени повышать закупочные цены;
— компенсировать разницу между растущими закупочными ценами и низкими розничными ценами из бюджета. Расходы на эти цели систематически росли и в 1990г. на них приходилась пятая часть всех бюджетных расходов [23, с. 103].
Спрос на продовольствие по низким ценам превышал предложение. В особо критических ситуациях вводилась карточная система распределения продовольствия. В последние десятилетия перед реформой сбалансировать спрос и предложение государство пыталось за счет импорта.
Административное, внеэкономическое принуждение к производству и реализации продукции по директивным ценам. Для того чтобы принудить сельхозпроизводителей продавать свою продукцию государству, разрабатывались директивные планы от уровня страны до сельскохозяйственных предприятий. Все показатели годовых и пятилетних планов хозяйств, включая посевные площади, поголовье скота, урожайность, удои т.д. после утверждения становились директивными заданиями, и их выполнение контролировалось.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы