Педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Малые жанры фольклора и их влияние на обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МАЛЫМИ ФОЛЬКЛОРНЫМИ ЖАНРАМИ.. 7

1.1. Психологические
особенности ребенка младшего дошкольного возраста  7

1.2. Словарь
и особенности его формирования у детей младшего дошкольного возраста. 12

1.3. Роль
малых жанров фольклора в обогащении словаря детей младшего дошкольного возраста. 18

Выводы по первой
главе. 24

ГЛАВА 2.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ И НА ЗАНЯТИЯХ КАК
СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 26

2.1. Исследование
уровня развития словаря детей младшего дошкольного возраста  26

2.2.
Рекомендации по обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста  34

Выводы по второй
главе. 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 46

СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 49

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

  

Введение:

 

 

На протяжении
длительного времени процесс развития, обогащения словаря является одной из
основных задач речевого развития детей, в том числе и раннего возраста. В ФГОС
ДО речевое развитие выделено в одну из образовательных областей [1]. На этапе
раннего возраста ребенка ведущей задачей речевого развития является накопление
словаря.

Всестороннее
развитие личности ребёнка в детском саду обеспечивается специально
организованным воспитательно-образовательным процессом, в ходе которого
осуществляется нравственное, умственное, эстетическое, и физическое воспитание.
При этом речевое развитие имеет большое значение, так как речь, тесно связанна
с мышлением, влияет на общее развитие и поведение ребёнка. Хорошо развитая речь
служит средством полноценного общения и развития личности.

Лексика как главнейшая
часть в языковой системе обладает огромным общеобразовательным и практическим
значением. Богатство словаря является признаком высокой развитости речи детей.
Обогащение словарного запаса – это необходимое условие для развития
коммуникативного умения ребенка.

В младшем
дошкольном возрасте важнейшую роль в полноценном развитии ребёнка и в речевом
развитии играет общение. Под влиянием общения реализуются значительные
изменения в формировании речевых навыков: значительно повышается запас слов, усовершенствуется
грамматическая сторона речи, начинают появляться элементарные высказывания об
окружающей действительности. Функция коммуникации является одной из главнейших
речевых функций. Начиная с раннего возраста дети, общаясь со взрослым, пользуются
речью в качестве средства коммуникации. Обогащение, уточнение и активизация
словаря способствует развитию умения более точно, образно передавать свою мысль
в процессе общения: использовать социально закрепленные значения слов для
передачи сообщения, подбирать более точные слова для выражения просьбы,
сочувствия и т.п.

Язык и речь,
как один из факторов психических процессов, рассматривались в педагогике и
психологии такими авторами как Е.Д. Божович [9], В.В. Гербова [14], В.В. Зотеева
[18], Т.А. Ильина [22], Т.П. Колодяжная [25] и др. Исследования развития
словаря детей дошкольного возраста проводились Е.Г. Коурдакова [27], Е.В.
Кудинова [28], Е.В. Мазур [31], Н.А. Солошенко [42].

Однако,
несмотря на актуальность данного направления, в последние годы педагоги
дошкольного образования все чаще стали сталкиваться с проблемой малоразговорчивых
детей или с довольно скудным словарным запасом для их возраста. Отсюда вытекает
следующее: стандартные методы работы недостаточны для быстрого восполнения и
развития речи детей дошкольного возраста.

Отсюда
следует, что вместе с применением традиционных средств по развитию речи детей
младшего дошкольного возраста, эффективными средствами могут являться малые
фольклорные жанры, привлекающие детей своей формой, яркими поэтическими
образами и вызывающие у детей положительные эмоции, которые повышают
эффективность работы, направленной на развитие речи детей.

Изучение
малых фольклорных жанров в развитии детей дошкольного возраста проводилось
такими авторами как Т.А. Алексеева [4], А.В. Бацких [7], Н.Г. Болдырева [10],
Л.Н.  Борзилова [11], С.В. Еременко [17],
Л.В. Иванова
[20].

Малые
фольклорные жанры заключает в себе поэтические ценности, и являются народной
педагогикой, с их помощью решаются практически задачи всех образовательных
областей ФГОС ДО. Особенно велико значение малых фольклорных жанров на развитие
выразительности детской речи, умение образно выражать свои мысли.

Цель исследования: теоретическое обоснование и
описание комплекса педагогических мероприятий по обогащению словаря детей
младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми фольклорными
жанрами.

Объект исследования: процесс обогащения словаря детей младшего
дошкольного возраста.

Предмет исследования: малые жанры фольклора и их влияние
на обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

¾             
изучить психологические особенности ребенка младшего
дошкольного возраста;

¾             
рассмотреть особенности формирования словаря у детей младшего
дошкольного возраста;

¾             
исследовать уровень развития словаря у детей младшего
дошкольного возраста;

¾             
рассмотреть понятие малых жанров фольклора и их значение в воспитательно-образовательной
работе с детьми дошкольного возраста;

¾             
разработать рекомендации по обогащению словаря детей младшего
дошкольного возраста с использованием малых жанров фольклора.

Методы исследования: изучение научной литературы, изучение
психолого-педагогических литературных источников, обобщение, систематизация,
сравнение, целенаправленное педагогическое наблюдение за процессом,
тестирование, качественное и количественное изучение полученных результатов
исследования.

Теоретическая значимость обусловлена попыткой обобщения
материалов теоретических и практических исследований по проблеме
педагогического использования малых жанров фольклора для обогащения словаря
детей младшего дошкольного возраста.

Практическая значимость нашего исследования заключается в
том, что его результаты могут быть использованы воспитателями в работе с детьми
дошкольного возраста.

База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение д/с общеразвивающего вида №39 «Рябинка».

Структура работы: работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы, приложений.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

 

В результате
проведенного исследования для достижения поставленной цели были достигнуты
следующие результаты:

1. Дошкольный
период детства – это этап быстрого обогащения словарного запаса. В раннем
дошкольном возрасте, как и в последующие годы, количество употребляемых слов
будет быстро расти, но темпы этого увеличения несколько уменьшатся.

Речь – это
одно главнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи
других людей и собственная активная речь сопровождают всю жизнедеятельность
младшего дошкольника. Речевое развитие дошкольника в первые годы жизни
оказывает влияние на всю его последующую жизнь, поэтому формирование словаря и
развитие речи требуется начинать с самого раннего возраста ребенка. Правильное
развитие словаря дошкольников выступает средством полноценной коммуникации
и  личностного развития.

2. Словарь –
это важный компонент развития речи детей в процессе воспитания и образования. В
ходе словарного запаса требуется достичь таких речевых качеств, как точности,
правильности, связности, выразительности. Главной целью словарной работы
является развитие у детей умения подбирать для произнесения те лексические
средства, которые будут точно отражать его замысел.

3. В нашей
работе мы провели исследование уровня развития словаря детей младшего
дошкольного возраста. База исследования – Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение д/с общеразвивающего вида №39 «Рябинка». В
исследовании приняли участие 18 детей младшего дошкольного возраста.

Констатирующий
этап был проведен с целью определения исходного уровня развития словаря детей
младшего дошкольного возраста. Для выявления уровня развития словаря была
выбрана методика О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной. Также для выявления уровня
развития активного словарного запаса использовали методику Р.С. Немова
«Расскажи по картинке».

Результаты констатирующего этапа
показали, что большинство детей в младшем дошкольном возрасте обладают
недостаточным словарным запасом. В обследуемой группе детей двое детей не
смогли дать имена куклам, один ребенок не смог назвать ни единого свойства
куклы, двое детей не имели представлений о названиях предметах в одежде, двое
детей не смогли дать названия действиям, выполняемые предметами.

Результаты
констатирующего этапа позволили нам сформулировать рекомендации по
совершенствованию обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного
возраста.

4. Фольклор –
одно из самых эффективных и ярких средств общения, скрывающее огромные
дидактические возможности. Знакомство с народным творчеством обогащает чувства
и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в
всестороннем развитии.

Фольклорные
произведения делятся на эпические, лирические и драматические. Эпические жанры
включают былины, легенды, сказки и исторические песни. Лирические жанры
включают песни о любви, свадебные песни и колыбельные. В отдельную группу
выделяют малые жанры фольклора – народные песни, поговорки, стишки, пестушки,
детские стишки и др.

Чтение,
пересказывание и рассказывание художественной литературы и фольклора доступного
жанра (сказки, загадки, песни, потешки), оказывает на ребенка-дошкольника
огромное влияние на интеллектуальное, творческое, умственное, психологическое и
психофизиологическое развитие, формирует нравственную и культурную сторону
ребенка, передает представления о жизни, об отношении к природе, о труде,
развивая, тем самым, трудовую деятельность и социальный опыт дошкольника.

Звучность,
ритмичность, напевность, занимательность малых форм фольклора привлекает детей,
вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует
развитию связной речи, обогащению словарного запаса с успешным переводом
пассивного словаря в активный.

5. На основе
рассмотрения педагогической и психологической литературы, изученного
практического опыта были обобщены методические рекомендации по обогащению
словаря детей младшего дошкольного возраста. Комплекс мероприятий по
формированию словаря детей младшего дошкольного возраста состоял из следующих
направлений:

¾             
организация развивающей предметно-пространственной среды;

¾             
работа с детьми;

¾             
работа с родителями.

В ходе работы
с детьми младшего дошкольного возраста по обогащению словаря во всех режимных
моментах использовались такие малые жанры фольклора: колыбельные песни;
потешки; прибаутки; заклички; приговорки; игровые и народные песенки, народные
игры. Благодаря малым фольклорным жанрам у детей развивалась речь, в облегченной
форме проходила адаптация, складывался положительный эмоциональный контакт с
детьми, дети с удовольствием осваивали культурно-гигиенических навыки, навыки
общения и поведения, умения общаться со сверстниками и окружающими взрослыми.

Подготовленная
и проведенная работа с родителями воспитанников положительно повлияла на
обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с
малыми фольклорными жанрами.

В процессе
работы у детей повысился интерес к устному народному творчеству, улучшилось
звукопроизношение, дети стали лучше пересказывать тексты, увеличился словарь,
стали понимать и правильно употреблять пространственные предлоги, речь стала
более четкой и правильной.

Таким
образом, цель, поставленная в работе, достигнута, задачи решены.



 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МАЛЫМИ
ФОЛЬКЛОРНЫМИ ЖАНРАМИ

1.1. Психологические особенности ребенка младшего
дошкольного возраста

Дошкольный
период детства – это этап быстрого обогащения словарного запаса. В раннем
дошкольном возрасте, как и в последующие годы, количество употребляемых слов
будет быстро расти, но темпы этого увеличения несколько уменьшатся.

В период младшего
дошкольного возраста (3–4 года) реализуются значительные перемены в характере и
содержании деятельности детей, в отношениях с окружающими: взрослыми и ровесниками.

К 4-му году
количество слов достигает 1900. По мнению И.Б. Бичевой, различия в словаре
«больше, чем в любой другой области умственного развития» [8, с.36].

Значение
детских слов подвижно. Е.Г. Баринова обратила внимание на то, что одно и то же
слово, которое ребенок относит к предмету или явлению окружающего мира,
означает нечто совершенно разное для ребенка разного возраста и разного уровня
развития [6,
c.60].

В раннем
дошкольном возрасте интенсивно развивается одна из основных функций речи –
коммуникативная, основной формой которой является диалоговая речь. Диалог
состоит из вопросов, сообщений (о себе, о ком-либо) и мотиваций (просьбы,
приказы), которые являются главными типами коммуникативного высказывания.
Младшие дошкольники используют в своей речи все типы высказываний [2,
c.445].

У ребенка 3-5
лет основное место занимает процесс овладения точным предметным соотношением
слов с их конкретными значениями [5,
c.45].

Детский
психолог М.М. Кольцова охарактеризовала пути формирования слов у дошкольников:

¾             
слово означает один
конкретный предмет (доступный для детей первого или начала второго года жизни);

¾             
слово означает ряд
однородных предметов (достигается к концу второго года жизни);

¾             
слово обозначает
определенное количество групп предметов, имеющих общую цель (достигается детьми
в 3-3. 5 лет);

¾             
слово достигает высшей
стадии интеграции [26,
c.120].

Изучение
системы модификации слов продолжается, но ошибки в формировании словоформ из-за
незнания нормативных вариантов сохраняются и в младшем дошкольном возрасте [29,
c.8].

Даже в раннем
дошкольном возрасте когнитивная функция речи приобретает большое значение. Это
касается и той информации, которую взрослый дает в ответ на любознательные
вопросы ребенка, а словарный запас активно пополняется обобщающими словами,
глаголами, названиями свойств и отношений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы