Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Любая из списка в файле
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1 Детская одаренность: особенности одаренного ребенка 5
1.1 Понятие одарённости. Виды одаренности 5
1.2 Одаренные дети: особенности и сложности развития 9
1.3 Нормативно-правовая база организации работы с одарёнными
детьми 11
2 Пути развития одаренных детей 14
2.1 Принципы и методы выявления одаренных детей 14
2.2 Формы и виды психолого-педагогической работы с одаренными
детьми 17
2.3 Система работы с одарёнными детьми 23
Заключение 28
Список использованных источников 30
Введение:
Проявление индивидуальных различий по способностям имеет существенное значение в школьном возрасте, определяющее развитие личности в целом, ее дальнейшее становление и развитие на этапах взросления. Перед специалистами, занимающимися с детьми, стоит задача развития природных возможностей детей, выявления потенциала.
Еще в древние времена люди поняли, что каждый обладает уникальными умственными возможностями. Изначально люди объясняли данный факт существования выдающихся способностей чем-то неземным, божественным. Современный термин «гений» сформировался лишь в эпоху Ренессанса. Со временем взгляды ученых на данный феномен изменялся, но система образования оставалась прежней. Стимул к изучению природной одаренности отсутствовал вплоть до создания специализированных учреждений. Данный факт лишь привлекал интерес к проблеме, не более.
Борис Михайлович Теплов, советский психолог, дал следующее определение одарённости: «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности»[8]. В данном случае одарённость понимается не как совокупность способностей, а как новое качество, которое рождается во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, входящих в нее[9]. Одаренность не гарантирует успех в какой-либо сфере деятельности, а только упрощает путь к успеху, то есть дает возможность.
Актуальность темы исследования. Проблема одаренности в настоящее время, прежде всего, связана с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует как высокой активности человека, так и его умения, способности нестандартного поведения.
Заключение:
При выполнении данной работы, изученная литература дала понять, что одаренные дети нуждаются в особом подходе. Индивидуальный подход и работа в малых группах, которые созданы на основе отбора по уровню знаний и способностей – главное направление в системе работы с одаренными детьми. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, тем не менее, необходимо создать условия для их развития. В результате многолетней работы по созданию методик, концепций, систем развития одаренности накопился оригинальный опыт, который должен быть использован в педагогической практике.
Работа по предлагаемым методам требует серьезной подготовки, в частности, специального обучения педагогического коллектива, создания методико-психологических служб, налаженной связи с родителями – особой организации всей работы школы в целом.
Несомненно, школа должна работать с одаренными детьми, создавая условия для их самоопределения, самореализации и социализации на всех этапах развития. Профессиональный интерес учителя, так или иначе, связан с проблемой выявления, поддержки и развития детской одаренности.
Безусловно, процесс выявления и поддержки одаренных детей – сложен и многогранен. Постоянная и поэтапная работа не только с детьми, но с их родителями приносит свои плоды. Работая с одарёнными детьми очень важно, чтобы рядом с ребенком в нужный момент оказался умный, внимательный наставник, который бы помог ребёнку освоить свой дар, поспособствовал бы развитию таланта, научил бы ребенка трудиться.
Внимание к одаренному ребенку не должно исчерпываться лишь периодом его обучения. Опыт показывает, что значительные трудности одаренные люди испытывают и в периоде профессионального самоопределения, и в дальнейшем, в самом процессе творчества. Другими словами, таланту нужна постоянная забота всего общества.
И начинать данный процесс нужно с общепсихологической грамотности. Нужны специализированные учреждения для одаренных детей, высококвалифицированные учителя, специальные учебники — но прежде всего нужно признание самого факта, что они есть и что они другие — не только по своим интеллектуальным и творческим возможностям, а также по личностным особенностям. Ведь одаренность — не только подарок судьбы, но еще и испытание.
При выполнении данной работы была достигнута цель: изучены особенности организации работы с одаренными детьми.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
раскрыта сущность понятия «одаренность»;
изучены виды одаренности;
изучены особенности и сложности развития у одаренного ребенка;
изучена правовая база, которая связана с одаренными детьми;
описаны принципы и методы выявления одаренных детей;
изучены формы и виды работы с одаренными детьми;
составлена система работы с одаренными детьми.
Фрагмент текста работы:
1 Детская одаренность: особенности одаренного ребенка
1.1 Понятие одарённости. Виды одаренности
Понятие одаренности можно дать следующее понятие: системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с остальными людьми[10].
Из данного понятия, можно сделать, что одаренным ребенком является тот, который выделяется очевидными достижениями или имеет внутренне расположение к таковым достижениям. Развитию одаренности ребенку способствуют много факторов: наследственность, влияние внешней среды, собственная активность и другие. Помимо данной способности, человеку необходимы и другие умения для достижения цели. Стоит отметить, что одаренность может быть как к одному виду деятельности, так и к нескольким.
Можно выделить следующие признаки, присущие одаренному ребенку:
повышенная активность по сравнению с остальными, к примеру, некоторым детям необходимо меньше времени для сна;
познавательная интеллектуальная активность, то интересуются многим вокруг, задают вопросы, чтобы разобраться в чем-либо, изучают механизмы игрушек, например;
создание необычных и новых идей: создание игр, нахождение неординарных способов решения задач и тому подобное;
быстрое усваивание информации, к тому же быстрая ее обработка и применение в повседневной жизни;
быстрая реакция на окружающие события;
своеобразное, оригинальное проявление личности;
проявление интереса к анализу происходящих ситуаций;
проявление интереса к выявлению закономерностей;
быстро обучаемость;
способность к самообучению;
отклонение стандартных готовых ответов и обыденных задач;
повышенная ответственность, высокое требование к своим результатам;
возможность заниматься несколькими делами, следить за разными действиями.
В основе классификации одаренности лежит разделение по виду одаренности. В современном мире, существуют различные подходы к данной дифференциации, например, Говард Гарднер, американский психолог, описал особенности и примеры кинестетической, пространственной, логико-математической, музыкальной, лингвистической и социальной одаренности[9]. Однако в Мюнхенском исследовании отражается независимость таких когнитивных факторов одаренности, как интеллект, креативность, социальная компетентность, музыкальные и сенсомоторные способности[9].
Для составления классификации по видам одаренности можно выделить следующие критерии:
вид деятельности;
уровень развитости;
вариант проявления одаренности;
объем проявления одаренности в разных видах деятельности;
возрастная категория.
По критерию вида деятельности существуют следующие виды одаренности: практическая, теоретическая или познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная.