Продуктивный вид деятельности Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Лепка из пластилина как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в ДОО

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
§1. Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста… 6
§2. Лепка как вид продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста в ДОО 11
§3. Опыт использования лепки из пластилина как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в ДОО 17
Заключение 25
Список литературы и источников 27
Приложения………………………………………………………………………30

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования определена тем фактом, что развитие мелкой моторики у детей выступает важной в теоретическом отношении и востребованной практикой исследовательской темой.
Эта востребованность обусловлена рядом причин. Так, родителей и педагогов детей раннего и дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как обеспечить гармоничное развитие ребенка, как помочь формированию познавательных процессов и стимулировать речевую сферу. По данным исследователей (С.И. Гальперина, М.М. Кольцовой, Л.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, И.П. Павлова, Л.В. Фоминой и др.) уровень развития мелкой моторики рук в детском возрасте напрямую связан с речевым и познавательным развитием, причем за счет стимулирования моторного развития можно воздействовать на речь и интеллект. Так, если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Кроме того, ФГОС ДО, регулирующим воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях, развитие мелкой моторики детей определено как одно из приоритетных направлений.
По ФГОС ДО любая образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать условия для развития мелкой моторики воспитанников.
В связи с указанными причинами обращение к проблеме развития мелкой моторики у детей является актуальной в научном отношении темой исследования, а также востребовано практикой.
В данной квалификационной работе мы рассмотрим такое средство развития мелкой моторики у младших дошкольников как лепка из пластилина. Лепка из пластилина – доступная и увлекательная техника. Создаваемые в рамках лепки из пластилина произведения достаточно долговечны, в связи с этим ребенок длительное время сможет наблюдать результат своего творческого труда.
При этом следует отметить, что зачастую педагоги дошкольного образования не уделяют достаточно внимания развитию мелкой моторики, не в полной мере используют в своей работе ле6пку из пластилина, не владеют методикой проведения занятий. В связи с этим формируется следующие противоречие:
— с одной стороны, необходимость развития мелкой моторики рук у младших дошкольников признается как учеными, так и практикующими педагогами;
— с другой стороны, со стороны педагогической общественности и родителей зачастую прилагается недостаточно усилий по организации стимулирования мелкой моторики рук у детей в младшем дошкольном детстве.
Изученность проблемы исследования. Исследования Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.М. Кольцовой, А.Р. Лурии, М.Н. Щелованова и др. доказали, что развитие мелкой моторики выступает основой для речевого и познавательного развития детей. В трудах таких специалистов как Н.М. Аксарина, А.С. Галанов, Н.П. Павлова, Э.Г. Пилюгина и др. выявлено, что развитие движений рук, связанных с включением в действия пальцев, чрезвычайно важны для гармоничного развития ребенка.
Своеобразие лепки из платилина как средства развития мелкой моторики рук в дошкольном детстве изучалось такими учеными как А.О. Акулова, Л.В. Артемова, Н.В. Краснощекова, В.К. Лотарев, Л.В. Пантелеева, Л.С. Фурмина, А.Е. Шибицкая и др.
Тема исследования: «Лепка из пластилина как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в ДОО».
Объект исследования: развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: возможности использования лепки в развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в ДОО.
Цель исследования: изучение возможностей использования лепки в развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в ДОО.
Задачи исследования:
1. Представить развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическую проблему.
2. Охарактеризовать лепку как вид продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста в ДОО.
3. Описать опыт использования лепки из пластилина как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в ДОО.
Методы исследования: изучение научно-методической литературы, анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, изучение педагогического опыта, опытно-практическая работа.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сопоставляя данные многих экспериментальных исследований, указывающих на тесную связь функции руки и речи, известно, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от мускулатуры рук. Исследования Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.М. Кольцовой, А.Р. Лурии, М.Н. Щелованова и др. доказали, что развитие мелкой моторики рук выступает основой для речевого и познавательного развития детей. В трудах таких специалистов как Н.М. Аксарина, А.С. Галанов, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Павлова и др. выявлено, что развитие движений рук, связанных с включением в действия пальцев, чрезвычайно важны для гармоничного развития ребенка.
Среди различных видов художественной деятельности, доступных детям младшего дошкольного возраста, большой интерес у этой категории детей традиционно вызывает изобразительная деятельность, в частности лепка. Подобное отношение у детей лепке удалось заслужить благодаря своей доступности, наглядности, конкретности выражения, игровой форме занятий. Лепка как средство развития творчества у дошкольников отличается высоким развивающим потенциалом и относительной простотой организации занятий. Полученные поделки носят реальный характер, что повышает их ценность в глазах детей, поскольку представляет итог их работы в виде конкретного творческого продукта. Процесс лепки обеспечивает у детей развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве, расширения знаний об окружающем мире.
По мнению Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других отечественных ученых, именно процесс деятельности позволяет наиболее активно изменять психику человека. Данное утверждение распространяется и на лепку как форму деятельности. Лепка как форма деятельности включает в себя различные компоненты психических процессов и в связи с этим его следует считать важным фактором развития моторики рук в дошкольном детстве.
По итогам выполнения аттестационной работы была достигнута поставленная во введении цель работы, что позволило изучить возможности использования лепки в развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в ДОО.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— было представлено развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема;
— лепка была охарактеризована как вид продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста в ДОО;
— был описан опыт использования лепки из пластилина как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в ДОО.
Таким образом, цель работы была достигнута, а задачи реализованы в полном объеме.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научно-методической литературы и педагогического опыта по проблеме лепки из пластилина как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в ДОО.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
— педагогами дошкольных образовательных организаций в рамках организации занятий лепкой воспитанников с целью стимуляции их мелкой моторики рук;
— студентами и молодыми учеными с целью самоподготовки и обобщения данных. 

   

Фрагмент текста работы:

 

§1. Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Детский возраст является периодом наиболее активного овладения движениями. За короткий срок у ребенка формируются основные движения, позволяющие ему стать независимым в окружающем мире. Процесс моторного развития начинается сразу же после рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека, т.к. и в более зрелом возрасте он овладевает все новыми и новыми двигательными навыками.
Под моторикой Г.И. Поповым [17] понимается двигательная активность организма или отдельных органов.
По мнению В.Г. Каменской [9], моторика – это последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.
С.Е. Большакова пишет, что мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук [4].
По данным В.С. Мухиной [14], под мелкой моторикой понимается способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
Т.А. Ткаченко [23] отмечает, что мелкая моторика – это одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.
В.И. Туркина [24] считает, что мелкая моторика – это сложное и слаженное взаимодействие нервной, мышечной, костной и зрительной систем в выполнении мелких и точных движений кистями рук и пальцами ног.
В.С. Мухиной [14] отмечается, что моторное развитие – это совокупность анатомо-физиологических механизмов, обеспечивающих проявление двигательной функции. Основными показателями опорно-двигательного развития детей являются наличие определенного объема двигательных навыков и умений, степень развития двигательных качеств, которые определяют уровень моторной зрелости на данном этапе возрастного развития.
В.С. Мухина [14] пишет, что, являясь первой формой проявления активности, движение влияет на весь ход психического развития ребенка. Первые представления о мире, его объектах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, изменения положения тела и перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее происходит интеллектуальное развитие. Двигательно-кинестетический анализатор играет исключительную роль в развитии таких психических функций человека, как речь и мышление. «Мышечное чувство» объединяет все те ощущения, которые поступают при знакомстве с разнообразными предметами. Слово только тогда становится «многообъемлющим» сигналом, когда на него выработано большое число условных связей, связанных, прежде всего, с непосредственными действиями с предметом, обозначающим данное слово (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, В.М. Бехтерев, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова и др.) [14].
Процесс овладения движениями является составной частью всего нервно-психического развития ребенка. Он тесно связан с его эмоциональным состоянием, интересом к окружающему миру. Многочисленные предметы и люди, окружающие ребенка, являются стимулом для овладения движениями. Так, в течение первого года жизни наблюдается несколько пиков двигательной активности ребенка (в связи с появлением комплекса оживления, радости при общении с взрослыми, с формированием бинокулярного зрения, совершенствования движений руки под контролем глаза, с началом ходьбы, а значит появлением возможности самостоятельно знакомиться с окружающим миром). Взаимосвязь движений с эмоциональным состоянием прослеживается на протяжении достаточно длительного времени. Ребенок плачет при тесном пеленании и успокаивается, когда получает возможность двигать ножками. Ползание, ходьба, действия с игрушками вызывают неизменную улыбку, радостные переживания. Новые позы и движения доставляют огромное удовольствие, и ребенок повторяет их бесчисленное количество раз. Такое эмоциональное удовольствие перестает возникать только по мере автоматизации двигательных навыков [20].
В развитии ребенка можно выделить ряд последовательно сменяющих друг друга этапов моторного созревания. Каждый этап занимает определенный временной период. Несовершенство развития функций на одном из них может оказать влияние на весь дальнейший ход моторного развития ребенка. Наряду с общим процессом овладения основными движениями происходит все большая дифференциация в развитии отдельных мышечных групп. Движения ребенка постепенно перестают носить общий характер, выделяются мелкие, средние и большие мышечные группы. На каждом этапе моторного развития совершенствуются движения кистей и пальцев рук, что обеспечивает в дальнейшем успешность манипулятивной деятельности. Постепенно из общей двигательной реакции выделяются движения речевого аппарата. Они начинают существовать и проявляться самостоятельно, вне зависимости от активности ребенка.
О.Б. Дарвиш [6] отмечает, что для периода младенчества характерно наиболее бурное моторное развитие. Г.И. Попов [17] указывает, что в период от 4 до 6 месяцев ребенок учится сидеть. Возраст от 6 до 8 месяцев характеризуется разнообразной двигательной активностью ребенка. Основным достижением периода от 8 до 12 месяцев является развитие двигательных механизмов, необходимых для вставания и сохранения положения стоя.
По мнению В.Г. Каменской [9], развитие контроля над движениями обеспечивает формирование равномерного ритма шага. Падения при ходьбе связаны с недостаточным развитием зрительно-ножной координации при наталкивании на предметы. Падения, связанные с потерей равновесия, встречаются значительно реже. Возраст 2-3 года – это период совершенствования разнообразных движений, способствующих формированию предметно-практической деятельности.
В 2,5 года ребенок в состоянии приспособить двигательные навыки к различным условиям (ходить на носках, ставить одну ногу перед другой). К концу 3-го года жизни овладевает лазаньем, катается на велосипеде, может произвольно начать и прекратить движения, обойти препятствие, резко повернуться. Развитие дифференцированных движений рук приводит к тому, что ребенок может переворачивать страницы, класть предметы в отверстия, разрывать бумагу, резать ножницами, нанизывать бусы, застегивать молнию и т.д. Видоизменяется захват: ладонный меняется на захват кончиками пальцев. В игре наблюдается преобладание ведущей руки [9].
Постепенно процесс моторного развития начинает приобретать новую специфику, которая определяет его следующую закономерность.
По мере роста ребенка и овладения им основными движениями в моторном развитии происходит переход от количественных к качественным изменениям.
Начиная с периода младшего дошкольного возраста, ребенок не приобретает новых движений, а совершенствует уже существующие движения. Овладение новыми способами их выполнения становится возможным в связи с развитием таких двигательных качеств, как динамическая координация движений, одновременность и соразмерность движений. За счет этого движения выполняются в полном объеме, с соблюдением необходимой амплитуды. Вместе с тем они экономичны и более точны.
Овладение разными видами деятельности создает благоприятные условия для развития мелкой моторики. Дети много рисуют, лепят, конструируют, проявляют интерес к шитью, вязанию, действиям с инструментами [24].
Мелкая моторика – это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она – необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.
Развитая мелкая моторика обеспечивает готовность дошкольников к усвоению грамоты при поступлении в школу. Именно высокий уровень развития мелкой моторики выступает основой для необходимой произвольности действий руки, требуемой для постановки письма.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы