Лечебная физкультура Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Лечебная физкультура при детских заболевания

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты лечебной физкультуры у детей младшего школьного возраста 6
1.1. Физиологические особенности детей младшего школьного возраста 6
1.2. Характеристика сколиоза, бронхиальной астмы и пороков сердца у детей 9
1.3. Средства и методы физической реабилитации при сколиозе, бронхиальной астме и пороков сердца у детей 12
1.4. Роль дыхательных упражнений в реабилитации детей с заболеваниями кардиореспираторной системы 20
Глава 2. Методы и организация исследования 24
2.1. Методы исследования 24
2.2. Организация исследования 27
Глава 3. Экспериментальная методика лечебной физической культуры у детей при сколиозе, бронхиальной астме и пороки сердца 29
3.1. Оценка исходных показателей функционального состояния детей с заболеваниями кардиореспираторной системы и опорно-двигательного аппарата 29
3.2. Разработка и апробация методики дифференцированной лечебной физической культуры у детей младшего школьного возраста с заболеваниями кардиореспираторной системы и опорно-двигательного аппарата 34
3.3. Оценка эффективности дифференцированной лечебной физической культуры у детей младшего школьного возраста с заболеваниями кардиореспираторной системы и опорно-двигательного аппарата 47
Заключение 52
Список литературы 54

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания и сердечно-сосудистой системы у детей является наиболее распространенными патологиями, которые отличаются тенденцией к интенсификации. Особое место среди таких патологий принадлежат заболеваниям бронхолегочной системы у детей младшего школьного возраста [8, 12, 13].
Реабилитация занимает ведущее место в комплексном лечении детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и бронхолегочной системы. Она должна быть органично внедрена в медикаментозное лечение болезней, что позволит уменьшить проявления болезни, оптимизировать функциональный статус ребенка и снизить стоимость лечения за счет стабилизации или уменьшения системных проявлений болезни.
Главными принципами лечебной физической культуры детей, страдающих бронхолегочными заболеваниями, являются: раннее начало реабилитационных мероприятий, индивидуальный подход, комплексность и целостность программы восстановительного лечения, непрерывность и последовательность применения реабилитационных мероприятий, преемственность этапов, длительность периода реабилитации (до полного восстановления нарушенных функций) [4, 5].
На сегодня в технологиях физической реабилитации детей младшего школьного возраста используется широкий спектр медикаментозных и немедикаментозных воздействий, позволяющий достигать синергизма во влиянии на различные патогенетические звенья заболевания [21, 35, 43].
К сожалению, имеющиеся в доступной литературе единичные исследования по данной проблеме не систематизированы. Предлагаемые программы физической реабилитации не учитывают особенности нарушений функции внешнего дыхания, функционального состояния опорно-двигательного аппарата у детей, не предусматривают индивидуализированного подхода. По нашему мнению, перспектива решения данной проблемы лежит в плоскости определения интегральной оценки функционального состояния системы внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста, разработке дифференцированных средств и методов, которые необходимо внедрять в процесс физической реабилитации детей с учетом тяжести заболевания.
В то же время анализ специальной научно-методической литературы свидетельствует о том, что существует объективная необходимость более углубленного изучения, уточнения, корректировки и совершенствования процесса физической реабилитации детей с учетом типа вентиляционной недостаточности.
Учитывая это, становится насущной потребность реализации всех мероприятий для последовательного изучения инновационных подходов, гарантирующих внедрение наиболее эффективных средств физической реабилитации детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – разработать методику лечебной физической культуры у детей при сколиозе, пороках сердца и бронхиальной астме для улучшения функционального состояния кардиореспираторной системы и опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – лечебная физическая культура у детей младшего школьного возраста с заболеваниями бронхолегочной системы и опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования – средства и методы лечебной физической культуры детей младшего школьного при сколиозе, пороках сердца и бронхиальной астме.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современную научно-методическую литературу о проблеме применения лечебной физической культуры у детей младшего школьного возраста.
2. Оценить функциональное состояние кардиореспираторной системы и опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность методики лечебной физической культуры у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость полученных результатов заключается в разработке программы по улучшению функции внешнего дыхания у детей младшей школы. Материалы исследования могут использоваться в практике работы учителей валеологии, физической культуры и на лекционных курсах физкультурных учебных заведений разного уровня аккредитации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Таким образом, анализ литературных данных показал, что в мировой и отечественной литературе накоплен значительный материал по вопросам использования средств физической культуры с оздоровительной целью.
В результате таких разработок установлена роль двигательной активности, дыхательной гимнастики, сформулированы общие принципы использования физических упражнений, уточнены цели и задачи занятий, предложены тесты и системы для оценки физического здоровья, физической подготовленности, установлена эффективность использования отдельных способов программирования в физкультурно-оздоровительных занятиях для улучшения функции внешнего дыхания.
Однако, на фоне наличия характеристик нормативов отдельных показателей функции внешнего дыхания существуют противоречивые данные по поводу количественных значений у детей младшего школьного возраста. И, что весьма существенно, в литературе практически отсутствует информация о взаимосвязи этих параметров с показателями заболеваемости дыхательной системы и роли физической реабилитации для улучшения различных типов вентиляционных нарушений у детей младшего школьного возраста.
2. Проведенное исходное обследование выявило, что исходный уровень функционального состояния кардиореспираторной системы у детей с бронхиальной астмой и пороками у детей младшего школьного возраста был удовлетворительным.
Индекс Скибинского свидетельствовал об удовлетворительном состоянии дыхательной и сердечно-сосудистой системы у детей. По результатам проб Штанге и Генчи отмечено также удовлетворительное состояние дыхательной системы, что требует внедрения специальных средств для повышения резервов дыхательной функции.
3. Проведение формирующего этапа исследования показало улучшение показателей, характеризующих работу дыхательной системы, сердечно-сосудистой и опорно-двигательного аппарата в экспериментальной группе. У детей экспериментальной группы с бронхиальной астмой показатели функции внешнего дыхания стали выше (приблизились к норме), что свидетельствует об улучшении проходимости бронхиол вследствие специфического воздействия проведенных реабилитационных мероприятий. После эксперимента показатель индекса Скибинского у детей экспериментальной группы с пороками сердца был статистически лучше на 2,06 усл. ед. (р<0,05) по сравнению с контрольной группой.
У детей экспериментальной группы со сколиозом произошли изменения в показателях теста на гибкость, результат улучшился на 7 см (p<0,05), а также показателях силовой выносливости мышц спины и пресса – на 10 с (p<0,05) , что подтверждает эффективность элементов йоги в лечебной гимнастике при сколиозе.
Таким образом, результаты практической реализации разработанной методики лечебной гимнастики для детей младшего школьного возраста свидетельствуют о ее высокой эффективности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты лечебной физкультуры у детей младшего школьного возраста

1.1. Физиологические особенности детей младшего школьного возраста

В настоящее время накоплены значительные данные, характеризующие особенности роста, развития детского организма и его способность определенным образом реагировать на воздействие окружающей среды в различные возрастные периоды [3].
Значительный рост позвоночного столба наблюдается в 7-9 лет [3]. В 10 лет усилено растут поясничные и нижние грудные позвонки. Процесс окостенения позвоночного столба происходит поэтапно. В 6-9 лет образуются самостоятельные центры окостенения для верхней и нижней поверхности тел позвонков, также концов остистых и поперечных отростков: шейный лордоз и грудной кифоз устанавливаются к 7-ми годам, а поясничный – к 12-ти годам. Отсюда, у младших школьников случаи разнообразных нарушений осанки и деформации позвоночника. При неправильной позе во время сидения увеличивается грудной кифоз или возникает искривление позвоночника в сторону, из-за несоответствия высоты парты (стола) длине тела увеличивается поясничный лордоз [3].
Интенсивно развиваются мышцы, обеспечивающие прямостояние и ходьбу. К 7-ми годам поперечный размер волокон в этих мышцах больше, чем во всех других, дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие определенной координации движений. Сила мышц еще невелика, но она заметно возрастает, растет их выносливость. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей.
Системы и органы продолжают совершенствоваться. Молочные зубы сменяются постоянными. Ежегодный прирост в массе тела составляет 2-3 кг, длина тела увеличивается на 4-5 см, а окружность грудной клетки (ОГК) на 1,5-2 см.
Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелика. И хотя, все виды внутреннего торможения выражены достаточно хорошо, преобладают процессы возбуждения, что может приводить к истощаемости клеток головного мозга, быстрому утомлению.
Большая возбудимость и реактивность, а также высокая пластичность нервной системы способствует лучшему и более быстрому усвоению двигательных навыков, а двигательные условия, рефлексы у большинства сразу же закрепляются
Завершение полуостовного скачка сопровождается тем, что ребенок может свободно дотянуться до верхнего края ушной раковины. Данный тест отражает единство роста и созревания нервной и костно-мышечной системы.
Для костной ткани детей характерно строение, напоминающее волокнистую костную ткань взрослых, однако в костной ткани детей больше органических веществ. Такая кость характеризуется меньшей твердостью, большей пластичностью, чем кость взрослых, она легче подвергается деформациям. Так же костная ткань в младшем школьном возрасте отличает наличие интенсивных ростовых процессов [3].
В мышечной ткани детей данного возраста происходят не только процессы увеличения массы мышц, их морфологическая перестройка, а также дифференцировка волокон различных типов. Развитие мышц тесно связано с двигательной деятельностью ребенка.
Младший школьный возраст особенно важен для формирования правильной осанки. Кроме того, особое место в этом периоде занимает профилактика плоскостопия. Систематическое выполнение специальных упражнений и массажа с использованием массирующих приспособлений способствует раздражению рефлексогенных зон стоп, что является мощнейшим стимулятором развития скелетной мускулатуры.
Степень развития скелетных мышц и уровень координации движений во многом определяют облик ребенка в этом возрасте. С развитием мышц и двигательных центров изменяется двигательная активность ребенка. Дети в младшем школьном возрасте очень возбудимы, однако их работоспособность находится на низком уровне. Для них характерна быстрая утомляемость. Поэтому при организации занятий следует избегать длинных монотонных объяснений, длительных и монотонных задач.
Особенно важно точное дозирование нагрузок, поскольку у детей этого возраста недостаточно развито чувство усталости. Они плохо оценивают изменения во внутренней среде организма и недостаточно адекватно описывают эти изменения [11].
В младшем школьном возрасте происходит интенсивный рост ребер, а также изменяется их положение. Ребра значительно увеличиваются в длину и меняют форму грудной клетки. Данное обстоятельство оказывает огромное влияние на характер дыхания. Благодаря происходящим морфологическим перестройкам объем вдоха начинает заметно увеличиваться, что создает хорошие условия для дыхательной системы, в частности, при физической нагрузке [41]. К 9-11 годам происходит формирование взаимодействия мышц антагонистов, что повышает координационные возможности детей. Наиболее интенсивное развитие функций равновесия происходит в возрасте 7-10 лет и к 12 годам, оно не отличается от уровня взрослых.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы