Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Криминологический анализ преступности на железнодорожном транспорте и ее предупреждение.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Криминологический анализ преступности на железнодорожном транспорте России 6
1.1 Структура преступности на железнодорожном транспорте 6
1.2 Анализ криминологической обстановки преступности на железнодорожном транспорте в приграничных с Россией государствах 14
1.3. Анализ транснациональной преступности на железнодорожном транспорте 18
Глава 2. Предупреждение отдельных направлений преступности на транспорте 22
2.1 Правовые основы деятельности органов внутренних дел на транспорте по предупреждению преступлений на объектах железнодорожного транспорта 22
2.2 Предупреждение органами внутренних дел на транспорте преступлений против личности 38
2.3 Предупреждение органами внутренних дел на транспорте преступлений, связанных с незаконной перевозкой наркотических средств, психотропных сильнодействующих веществ 53
2.4 Предупреждение органами внутренних дел на транспорте преступлений террористического характера и экстремистской направленности 57
Заключение 64
Список используемых источников и литературы 67
Введение:
В связи с активными социально-экономическими преобразованиями, произошедшими в последние годы в государстве, ранее существовавшая система правовых норм, направленных на защиту целостности государственной, общественной и личной собственности, перестала быть адекватной сегодняшним реалиям. Построенная с учетом ранее существовавших форм собственности, данная система совсем не удовлетворяла и не могла удовлетворить потребности нового общества в защите собственности всех физических и юридических лиц, независимо от форм собственности.
Признание Конституцией Российской Федерации (РФ) человека, а также его прав и свобод высшей социальной ценностью предполагает создание соответствующих социальных условий, обеспечивающих безопасное функционирование жизнедеятельности людей, продуктивное функционирование всех общественных и государственных институтов. Особо важным фактором по обеспечению социальной защиты людей, а также общественных и государственных интересов выступает система правовых мер, которые направлены на создание приемлемых условий для работы и отдыха граждан, охраны правового порядка. К таким мерам относятся меры, основанные на нормах главы 21 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), которые предусматривают ответственность за совершение преступлений против собственности.
Как уже было отмечено, преступления на железнодорожном транспорте в уголовно-правовом аспекте охватывают значительную часть гл. 21 УК РФ «Преступления против собственности», которая является частью Раздела «Преступления в сфере экономики», а также связанные с рядом других положений уголовного законодательства РФ.
Проблемы обеспечения сохранности товаров и, в целом, борьбы с преступностью на железнодорожных (ж/д) магистралях российского государства существуют давно. Их общее количество составляет от 10 до 85% всех преступлений, которые совершаемых на ж/д транспорте в разные годы, в зависимости от социально-экономической и политической ситуации в стране. Таким образом, в годы войны и периоды экономической нестабильности в истории нашего государства доля в общей структуре всех преступлений, которые совершались в сфере ж/д транспорта, воровство грузов достигло своего пика. Это было связано, прежде всего, с нехваткой продовольствия, а также промышленных потребительских товаров, которые, как правило, являлись объектом преступного посягательства.
На современном этапе реализации социальных, экономических и правовых реформ в России масштабы, темпы и характер преступности существенно изменились. Стали появляться негативные тенденции, выражающиеся в изменении качественных характеристик совершенных преступлений. Преступность в РФ становится все более организованной, изощренной и профессиональной. Это не могло не сказаться на железнодорожном транспорте, который сегодня выступает одним из важнейших секторов экономики государства, обладает статусом связующего звена с остальными секторами российской экономики, удовлетворяет постоянно растущие потребности во всех видах транспорта, как государственные и частные промышленные и другие компании. а также граждан.
Грузовые перевозки по железной дороге традиционно являются областью наибольшей криминальной уязвимости. Количество потерь, понесенных всеми участниками процесса перевозки, постоянно увеличивается.
Основную часть похищенных товаров составляют нефтепродукты, продукты питания, металлы и другое сырье, большая доля которых приходится на российские экспортные грузы, что, естественно, наносит значительный ущерб экономике страны и экономическим интересам российских компаний, где транспортные процессы играют решающую роль. Как правило, эти преступления тщательно подготовлены. Преступления в отношении товаров в основном готовятся и совершаются организованными преступными группами (ОПГ) при непосредственном участии сотрудников железных дорог, правоохранительных и иных государственных органов.
Подавляющее большинство преступлений на ж/д транспорте составляют кражи. Однако в связи с совершенствованием технологии и механизмов по управлению ж/д транспортом, автоматизацией и компьютеризацией этих процессов растет число краж грузов с использованием мошенничества, в т. ч. и с использованием современных компьютерных технологий.
Другим аспектом этой проблемы является фактор непосредственного участия некоторых железнодорожников в краже перевозимых грузов. По достоверным данным, в общей массе указанных хищений их количество достигает от 30 до 50%, и это люди, которые хорошо знают, как защищен груз, какие запорные и предохранительные устройства установлены на ж/д подвижном составе. единице, каковы характер и стоимость перевозимого груза, особенности организации и порядок движения поездов и т. п. Расследования указанного вида преступлений в связи с их детальной подготовкой и профессионализмом исполнения чрезвычайно сложны.
Таким образом, приведенный выше аргумент, который выявил необходимость научного понимания практики организации раскрытия и расследования преступлений на ж/д транспорте в целях разработки определенных способов дальнейшего совершенствования этой деятельности, определил выбор темы данного исследования.
Объектом данного исследования выступают общественные отношения, которые возникают в связи с применением действующего уголовного, а также уголовно-процессуального законодательства при совершении преступлений на ж/д транспорте.
Предметом являются положения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, регулирующие ответственность за преступления на ж/д транспорте, имеющиеся научные разработки в области уголовного, уголовно-процессуального права и криминалистики.
Цель данного исследования, на основе изучения и анализа законодательства, нормативных правовых актов, определить и раскрыть вопросы анализа, предупреждения преступлений на ж/д транспорте и разработать предложения по совершенствованию действующего законодательства в данном вправлении.
Задачи, которые вытекают из указанной цели и решаемые в исследовании:
— дать общее описание преступной деятельности на ж/д транспорте, показать ее исторические, правовые, современные социально-экономические аспекты.
— исследовать понятие и признаки преступлений на ж/д транспорте;
— определить формы, виды и способы совершения преступлений на ж/д транспорте;
— определить специфику профилактики рассматриваемой группы преступлений.
В исследовании использованы научные труды Б.В. Здравомыслова, В.М. Лебедева Р.С. Белкина, А.В. Наумова П.С. Яни и других.
Методологической основой данного исследования выступили методы сравнительного анализа, исторического, формально-правового, системно-структурного анализа и иные.
Исследование состоит из: введения, 2-х взаимосвязанных глав, 5-ти разделов и заключения.
Заключение:
Предупреждение преступности на ж/д транспорте выступает специфической деятельностью государственных, коммерческих, общественных органов и организаций, а также отдельных граждан, взаимосвязанной с предупреждением преступности в государстве в целом, однако обладающей своими особенностями в силу специфики ж/д транспорта и направленной на выявление, устранение или нейтрализацию его причин и условий. Выделены основные направления и определенные меры по предупреждению групп преступлений, которые совершаются на ж/д транспорте (обусловленных и не обусловленных спецификой рассмотренного вида транспорта), среди которых особое внимание уделено активному совершенствованию деятельности ж/д предприятий и ОВДТ.
Особым значением в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений обладает отлаженная организация взаимодействия органов транспортной прокуратуры, ОВДТ, военизированной охраны, а также пассажирских и грузовых служб железнодорожных администраций управления. Это взаимодействие обладает различными формами:
а) взаимная информация об оперативной обстановке на обслуживаемом участке либо объекте и лицах, которые могут появляться на ж/д транспорте с целью совершения преступлений;
б) проведение совместных мероприятий, которые направлены на предупреждение преступных деяний, выявление лиц без определенного места жительства (БОМЖ) и занятий, а также розыск преступников;
в) совместная проверка на грузовых станциях прибывающих грузовых поездов; при смешанных перевозках;
г) совместная проверка состояния сохранности товаров на складах, контейнерных площадках, проверка правильности погрузки и разгрузки, соблюдение контроля доступа, рассмотрение официальных материалов расследования по фактам пропажи товаров.
Согласно мирового опыта по организации взаимодействия транспортных служб и правоохранительных органов, были отмечены положительные результаты в кодировке ТС на ж/д транспорте. Основные требования к содержанию кода ТС:
• уникальность каждого индивидуального идентификатора;
• обозначение владельца;
• отображение в структуре идентификатора эксплуатационных характеристик;
• способность работать на мировом рынке.
Среди лиц, которые чаще всего совершают преступления на железнодорожном транспорте, выделены следующие категории:
а) железнодорожники (благодаря своим профессиональным обязанностям большая группа людей имеет доступ к грузу: члены локомотивных бригад, экспедиторы, военизированные охранники, инспекторы вагонов, стропальщики, приемники, грузчики и т. д. Среди них встречаются и такие, которые ранее были осуждены, ведущие сомнительный образ жизни, нарушающие общественный порядок). В области железнодорожного транспорта даже незначительные отклонения от предписанного поведения работников могут иметь необратимые последствия для жизни ни здоровья людей, окружающей природной среды. Использование новых технологий, устойчивый рост научно-технического прогресса (НТП), внедрение новых форм автоматизации в управлении транспортным процессом, с одной стороны, облегчают работу работников, улучшают работу железных дорог, и с другой, повышают требования к соблюдению трудовой дисциплины;
б) местные жители, которые проживают вблизи ж/д объектов (эта категория характеризуется такими преступлениями, как хищение вещей у пассажиров на вокзалах, грабежи и разбойные нападения в пригородных поездах и на проезжей части, а также кража товаров с подвижного ж/д транспорта, товарных и отстойных парках и контейнерных площадках);
в) т.н. «гастролеры», лица без постоянного проживания и работы, осужденные, которые сбежали из МЛС (во время передвижения посредством транспорта они чаще всего совершают кражи, грабежи и разбойные нападения на станциях и остановках, изнасилования и убийства в парках и на перегонах).
Продуктивность расследования преступлений, которые совершены на ж/д транспорте, определяется, во-первых, тем, насколько хорошо сотрудник ОВД знает специфику своей работы, во-вторых, знаком ли он с методами совершения преступлений в транспортной среде и, в-третьих, насколько правильно и тактично он проводит расследование, широко используя для этого помощь специалистов, поскольку он взаимодействует с сотрудниками иных служб ОВД на транспорте и территориальных ОВД.
Одним из факторов, которые определяют организацию и методологию расследования преступлений, которые совершаются на ж/д транспорте, является, в большинстве случаев, несоответствие между местом преступления и местом его обнаружения. Расследование этих случаев становится более трудоемким и требует дополнительного времени.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Криминологический анализ преступности на железнодорожном транспорте России
1.1 Структура преступности на железнодорожном транспорте
Транспортные преступления — есть сложные общественно опасные деяния с альтернативными последствиями, причиняющими вред интересам граждан, и интересам нормальной деятельности определенной структуры транспортной системы и, в конечном итоге, всей транспортной системе .
Транспорт — это важнейшая составная часть инфраструктуры всей отечественной экономики. От уровня его развития и работы зависит успешная реализация экономической стратегии страны и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства и торговли. В России, отличающейся большой протяженностью, первостепенная роль в области перевозок принадлежит непосредственно ж/д транспорту. Ежегодно по железной дороге перевозится 44% всех грузов и 27% пассажиров.
Несомненно, железнодорожный транспорт, являясь специфичной отраслью экономики государства, обладает своими характерными особенностями:
— универсальность: по железной дороге может перемещаться большой объем грузов (уголь, железная руда, нефть, промышленное оборудование) и множество пассажиров, что делает его эксплуатацию крайне эффективной;
— высокая провозная и пропускная способность: двупутевая железная дорога может пропустить около 75-100 пар поездов в сутки, при этом каждый из них перевозит более чем 100 млн. тонн грузов (к примеру, транссибирская магистраль);
— большие скорости движения: до 100 км/ч;
— круглосуточная работа транспорта;
— высокая экологичность;
— нормативный характер работы.
Ввиду перечисленных отраслевых особенностей данного вида транспорта криминальные процессы, которые характерны в целом для государства, не могли обойти стороной железнодорожные перевозки. Преступность на железной дороге набирает обороты, при этом отмечается рост тяжких и особо тяжких преступлений, а сами преступления приобретают все более организованный характер. В этой связи причиняется значительный материальный ущерб и увеличиваются другие крайне негативные последствия.