Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Коррекция высших психических функций у дошкольников с НОДА.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты высших психических функций у дошкольников 7
I.1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста 7
I.2. Специфика коррекции высших психических функций у дошкольников с НОДА 13
Выводы по первой главе 21
Глава II. Экспериментальное исследования эффективности коррекции высших психических функций у дошкольников с НОДА 22
II.1. Констатирующий этап исследования 22
II.2. Формирующий этап исследования 31
III.3. Контрольный этап исследования 37
Выводы по второй главе 42
Заключение 43
Список использованной литературы 44
Приложение 1 47
Приложение 2 49
Приложение 3 50
Введение:
Познание – это всегда воплощение индивидуальности, в которой прослеживаются признаки свободной личности, способной быть самим собой, слышать свое «я» и уметь выразить и реализовать заложенные природой способности с наибольшей пользой для себя и для других. Своевременное и адекватное поощрение активизирует личность, укрепляет ее веру в собственные силы, придает ей новые импульсы для деятельности (А.Р. Абилитарова, В.В. Афансьев, В.Б. Бондаревский, А.И. Савенков и др.).
Дошкольный возраст – это период, в течение которого происходит огромное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение специфически человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование произвольного внимания и смысловой памяти (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.).
Важной проблемой для педагогической теории и практики является вопрос разнообразия учебного процесса, активизации учебно-познавательной деятельности дошкольников, в частности дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), развитие и коррекции высших психических функций, расширение сферы их интересов. Нарушение развития психических функций у детей с НОДА сложное и разнообразное, зависит от времени, степени и локализации мозгового нарушения. Двигательная недостаточность часто доминирует. Важную роль играет степень физической ограниченности.
Чтобы образование было качественным, деятельность воспитателя следует направить не только на усвоение дошкольниками с НОДА знаний, умений и навыков, но и на развитие способностей, усвоение ими способов и приемов познания нового, незнакомого, создание условий для развития их самостоятельности и приобретения опыта решения проблемы.
Сегодня перед дошкольным образованием стоит задача – не просто дать дошкольникам с НОДА определенные знания и умения, но и воспитать такую личность, которая способна творчески мыслить, ориентироваться в потоке разнообразной информации, свободно выражать свою позицию, быть эмоционально и эстетически чувствительной.
Проблемой развития психических процессов, формирования познавательного интереса к учебной деятельности занимались такие отечественные ученые, как И.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.
Познавательная активность дошкольников ‒ это активность, которую дети проявляют в процессе познания, которая проявляется в заинтересованном принятии информации, желании детей уточнить, углубить собственные знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале (Л.В. Артемова, Н.Я. Михайленко, И.С. Штепина и др.).
Данная тема рассматривалась нейрофизиологами, психологами и педагогами, в частности О.Ю. Балашовой, Н.В. Зверевой, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, Г.В. Семенович, А.Л. Сиротюк, В.В. Тарасун, О.Д. Хомскою, Л.С.Цветковою и другими. Хотя приведенными выше авторами и были определены основные этапы коррекционного влияния на поврежденное развитие р, необходимо заметить, что коррекционные программы для детей с различными специфическими видами нарушений психофизического развития детей, в том числе функций опорно-двигательного аппарата, требуют специального рассмотрения. Этим и обусловлена актуальность темы данной работы.
Объектом исследования являются высшие психические функции дошкольников с НОДА.
Предмет исследования – коррекция высших психических функций у дошкольников с НОДА.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие высшие психические функции дошкольников с НОДА будет успешным, если будут созданы следующие условия:
‒ организация активной деятельности дошкольников;
– стимулирующая среда;
– целенаправленное руководство процессом развития познавательных функций, в частности – восприятия и внимания.
Целью исследования является определение условий успешного развития высших психических функций дошкольников с НОДА.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
1. Рассмотреть возрастные особенности детей дошкольного возраста.
2. Описать специфику коррекции высших психических функций у дошкольников с НОДА.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию высших психических функций у дошкольников с НОДА.
Теоретико-методологическую основу исследования составили разработки о принципе единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др.); концептуальные положения теории развития высших психических функций (Л.С. Выготский); исследования отечественных психологов об особенностях развития психических процессов в дошкольном возрасте (П.Я. Гальперин А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.); теории о влиянии методов арт-терапии в качестве эффективного средства на развитие познавательных процессов (Э. Келиш, Н.В. Недорезова, И.В. Бабник и др.).
Методы исследования:
‒ теоретические: анализ, синтез, систематизация, обобщение научной литературы по теме исследования;
‒ эмпирические: констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент;
‒ статистические: качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: МБДОУ детский сад №33 «Жемчужинка» комбинированного вида. В исследовании приняли участие 30 старших дошкольников. Возраст испытуемых – 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и систематизации знаний по проблеме коррекции высших психических функций у дошкольников с НОДА.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы при разработке программ, новых форм психокоррекционной работы, направленных на активизацию развития высших психических функций у дошкольников с НОДА.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Для достижения цели исследования решался ряд задач:
1. Рассмотрены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Старшие дошкольники обладают хорошими предпосылками к умственному развитию в силу своих возрастных особенностей, однако в силу различной степени тяжести нарушений опорно-двигательного аппарата развитие дошкольников, в частности развитие их психических функций, также может быть нарушено.
2. Описана специфика коррекции высших психических функций у дошкольников с НОДА. Коррекционная работа с дошкольниками с НОДА должна носить комплексный характер и предусматривать учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике детского развития. Поэтому необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики.
3. Проведена опытно-экспериментальная работа по развитию высших психических функций у дошкольников с НОДА. Результаты констатирующего этапа исследования подтвердили наше предположение, что у детей дошкольного возраста с НОДА, принимавших участие в исследовании, уровень развития внимания недостаточный.
Была разработана система работы по коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с НОДА на основе комплексного подхода с использование различных пальчиковых игр.
По результатам проведенного исследования на контрольном этапе можем сделать вывод, что проведенная нами работа способствовала успешной коррекции психических функций у детей с НОДА.
Таким образом, цель работы достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические аспекты высших психических функций у дошкольников
I.1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет.
В дошкольном возрасте продолжается развитие личности ребенка. Формируется потребность в признании, чувство собственного достоинства, осознание себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем), осознание собственной половой принадлежности, осознание себя в социальном пространстве (осознание своих желаний и обязанностей).
Положительным результатом развития ребенка в этом возрасте является:
− переживание им чувства привязанности, нежности и любви на аналогичные чувства взрослых (прежде родителей);
− реализация собственной потребности в авторитете и уважении, понимание со стороны близких и значимых для него лиц;
− появление устойчивого чувства «Я», уверенность, инициативность и активность, адекватная самооценка;
− способность к сочувствию;
− наличие чувства доброжелательности к людям при излишней выраженности ревности и зависти;
− контактность и коммуникабельность, стремление взаимодействовать со сверстниками на равных .
Дошкольный возраст – это период, в течение которого происходит огромное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение специфически человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование произвольного внимания и смысловой памяти.
Все эти достижения личности является результатом разумного обучения, воспитания и любви к детям.
Одним из важных моментов этого периода является активное формирование морально-этических и личностных категорий. Нормы, правила поведения, понимание того, что такое хорошо, а что плохо, формируются под влиянием эмоциональных отношений, оценок взрослых, представителем которых выступает педагог. У детей появляется чувство стыда (например, они начинают стесняться раздеваться в присутствии чужих людей). Достаточно хорошо дошкольник понимает правила поведения, запреты, но еще не всегда умеет контролировать свои чувства и желания, что является естественным для этого возраста.