Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Когнитивный подход в изучении личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретическое изучение когнитивных подходов личности 5
1.1. Феноменология когнитивных теорий в современной психологии 5
1.2. Механизмы развития личности в когнитивной психологии 11
Выводы по первой главе 14
Глава 2. Экспериментальное изучение когнитивного развития личности 15
2.1. Организация экспериментального исследования 15
2.2. Описание полученных результатов 17
Выводы по второй главе……………………………………………………………………………20
Заключение 21
Список используемой литературы……………………………………………………………..24
Приложения 26
Введение:
Актуальность исследования заключается в том, что когнитивный подход в изучении личности сегодня преобладает. Практически всем психологам ясно, что формирование и функционирование личности невозможно без когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления). Когнитивные процессы являются основой деятельности интеллекта человека. Когнитивные особенности личности часто определяют его успешность в социальной сфере. Современный уровень цивилизации требует от человека развития когнитивных процессов, без которых сложно ориентироваться в мире, где много компьютеров и прочих информационных систем. Все это предопределяет значимость проведения изучения когнитивных процессов у человека.
Современная когнитивная психология начинается с работ Дж. Брунера, У. Найссера. Большой вклад в когнитивную психологию внесли такие ученые, как Дж. Келли, А. Бандура. Когнитивная деятельность рассматривается в работах Т.П. Зинченко, Е.А. Сергиенко, Р.Л. Солсо, Д.В. Ушакова, С.Н. Орловой и других исследователей. Проблема развития когнитивных процессов решалась в следующих направлениях: связь деятельности и развития когнитивных способностей (Рубинштейн С.Л., Венгер Л.Н., Леонтьев А.Н., Теплов Б.М., Зинченко В.П. и другие); зависимость когнитивных (мыслительных) способностей от свойств нервной системы (Гальперин П.Я. и др.); влияние мотивации на развитие умственных способностей (Маркова А.К. и др.). Также изучались связи процессов памяти с мышлением, восприятием; волевыми, эмоциональными, мотивационными состояниями личности (Смирнов А.А., Зинченко В.П., Телегина В.Д., Волкова Т.Г. и др.) функциональное единство мышления и оперативной памяти в деятельности (Лурия Л.Р. и др.).
Цель работы: изучение когнитивных процессов личности.
Объект исследования: когнитивное развитие личности (внимание, память, мышление).
Предмет исследования: особенности влияния болезни Паркинсона на когнитивное развитие личности.
Задачи:
1) рассмотреть когнитивные теории в современной психологии;
2) рассмотреть механизмы развития личности в когнитивной психологии;
3) провести экспериментальное изучение когнитивного развития личности.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов: анализ научной литературы, эксперимент, количественный и качественный анализ результатов проведенного эксперимента.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Текст работы:
Психология – это сложная наука, которая исследует различные вопросы, связанные с сознанием и поведением человека. Эта дисциплина изучает психику человека как с социальной точки зрения (социальная психология), так и индивидуально (психология личности) и включает в себя огромное количество направлений исследования.
Хотя в рамках когнитивной психологии сосуществуют разнородные теории, мы можем выделить ее основные отличительные черты. В целом, в психологии выделяются две группы черт человека: личностные и когнитивные способности. Личностные особенности человека включают в себя индивидуальные отличия темперамента и характера, а когнитивные способности определяют возможности людей обрабатывать различные виды информации.
Когнитивная психология изучает процессы обработки информации. Однако это очень сложная область исследования. Изучать когнитивные процессы нелегко, поскольку они не осязаемы. На человеческую способность обращать на что-либо внимание и обрабатывать информацию влияет несколько факторов. Это мотивация и многое другое. Окружающая среда и другие люди также влияют на когнитивные процессы.
Тем не менее, все когнитивные психологи согласны, что люди сами принимают решения, приходят к определенным выводам, выполняют суждения и сравнения, при этом основываясь на доступной информации, своих целях, представлениях, предрассудках.
Одним из критериев когнитивных способностей является коэффициент интеллекта (IQ). Интеллект – это относительно устойчивая структура умственных способностей индивидуума. Интеллект состоит из умственных операций, накопленных знаний и способности обучаться. Однако «интеллект» – неоднозначный термин, и до сих пор до конца не ясно, что это такое. На самом деле, психологи часто испытывают трудности с достижением соглашения о том, что такое интеллектуальные способности человека. Поэтому на практике часто изучаются такие составляющие когнитивной сферы человека, как память, внимание, мышления и некоторые другие.
Существуют различные точки зрения на то, какие механизмы отвечают за развитие психики. Некоторые ученые ищут биологические причины, а некоторые считают, что общество несет ответственность за уровень когнитивного развития личности. Среди механизмов развития психики называют научение, сенсомоторное изучение окружающей среды, деятельность и т.д. Фактически, этот вопрос далек от решения, но дискуссии стимулируют развитие психологии и приближают нас к открытиям, которые позволяют нам узнать, как работают когнитивные процессы.
Когнитивная психология сегодня не представляет собой однородного явления. Пока это лишь совокупность разнородных концепций, объединенных убеждением в том, что психика и сознание в целом представляют собой необходимые инструменты познавательной деятельности. И главная цель, стоящая перед человеком, наделенным психикой и сознанием, – это познание.
В практической части работы мы изучили когнитивные способности пациентов с болезнью Паркинсона. Цель нашего исследования состояла в том, чтобы оценить выраженность когнитивных нарушений на ранних (I и II) стадиях болезни Паркинсона. Были обследованы 5 пациентов с I и II стадиями болезни Паркинсона, из них 4 женщины и 1 мужчина. Возраст пациентов: 59 лет, 60 лет, 66 лет и 67 лет. Длительность заболевания: от года до 2,5 лет. Обследование проводилось на базе одного из домов-интернатов для престарелых и инвалидов.
В результате можно сделать выводы о том, что у пациентов с I и II стадиями болезни Паркинсона нет когнитивных нарушений, или наблюдаются легкие когнитивные нарушения в виде нарушения отстроченного воспроизведения информации и расстройства ориентации. То есть, нарушены те когнитивные процессы, которые требуют от пациента скорости мыслительных действий. Болезнь Паркинсона приводит к определенной инертности когнитивных процессов, и это затрудняет выполнение тех мыслительных действий, где нужна скорость или быстрота переключения. Но это не значит, что все когнитивные процессы при этой болезни разрушаются или слабеют.
Заключение:
Актуальность исследования заключается в том, что когнитивный подход в изучении личности сегодня преобладает. Практически всем психологам ясно, что формирование и функционирование личности невозможно без когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления). Когнитивные процессы являются основой деятельности интеллекта человека. Когнитивные особенности личности часто определяют его успешность в социальной сфере. Современный уровень цивилизации требует от человека развития когнитивных процессов, без которых сложно ориентироваться в мире, где много компьютеров и прочих информационных систем. Все это предопределяет значимость проведения изучения когнитивных процессов у человека.
Современная когнитивная психология начинается с работ Дж. Брунера, У. Найссера. Большой вклад в когнитивную психологию внесли такие ученые, как Дж. Келли, А. Бандура. Когнитивная деятельность рассматривается в работах Т.П. Зинченко, Е.А. Сергиенко, Р.Л. Солсо, Д.В. Ушакова, С.Н. Орловой и других исследователей. Проблема развития когнитивных процессов решалась в следующих направлениях: связь деятельности и развития когнитивных способностей (Рубинштейн С.Л., Венгер Л.Н., Леонтьев А.Н., Теплов Б.М., Зинченко В.П. и другие); зависимость когнитивных (мыслительных) способностей от свойств нервной системы (Гальперин П.Я. и др.); влияние мотивации на развитие умственных способностей (Маркова А.К. и др.). Также изучались связи процессов памяти с мышлением, восприятием; волевыми, эмоциональными, мотивационными состояниями личности (Смирнов А.А., Зинченко В.П., Телегина В.Д., Волкова Т.Г. и др.) функциональное единство мышления и оперативной памяти в деятельности (Лурия Л.Р. и др.).
Цель работы: изучение когнитивных процессов личности.
Объект исследования: когнитивное развитие личности (внимание, память, мышление).
Предмет исследования: особенности влияния болезни Паркинсона на когнитивное развитие личности.
Задачи:
1) рассмотреть когнитивные теории в современной психологии;
2) рассмотреть механизмы развития личности в когнитивной психологии;
3) провести экспериментальное изучение когнитивного развития личности.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов: анализ научной литературы, эксперимент, количественный и качественный анализ результатов проведенного эксперимента.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Список литературы:
Глава 1. Теоретическое изучение когнитивных подходов личности
1.1. Феноменология когнитивных теорий в современной психологии
Когнитивная психология (термин «когнитивный» одновременно означает «познавательный» и «познающий», поэтому, как правило, не переводится на русский язык) как новое направление психологической науки и практики появилась в 50-е гг. прошлого века в Северной Америке.
Ее возникновение – это логическое продолжение научных изысканий в области познания и репрезентации знаний. Когнитивная психология имеет свою предысторию (античная философия, эмпиризм XVIII в.). Ранние мыслители, такие как Уильям Джеймс или Вильгельм Вундт, уже теоретизировали о когнитивных процессах, таких как сознание.
Тем не менее, когнитивная психология возникла в середине прошлого века. В 1950-х годах бихевиоризм был основной парадигмой в этой науке. Этот подход основан на наблюдаемом поведении, часто экстраполируя результаты, полученные с животными, на людей и пренебрегая когнитивными процессами. Его главной целью было изучение человеческого поведения, однако бихевиоризм не смог объяснить процесс человеческого мышления.
Психоанализ был другой господствующей точкой зрения на человеческое сознание. Он был сосредоточен на «подсознательном» разуме и детском развитии. Обе точки зрения отодвигали в сторону внутренние психические процессы. Бихевиоризм ничего не говорил о том, что происходит внутри человеческого мозга между стимулами и поведением, поэтому и появилась когнитивная психология.
Когнитивная психология изучает процессы получения информации, ее представления, хранения и преобразования в знания, а также результаты влияния полученной информации на сознание и поведение. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов, в том числе процессы восприятия, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций [20].
Время возникновения когнитивной психологии обычно относят к 1960 г., когда Дж. Миллер и Дж. Брунер создали в Гарварде Центр когнитивных исследований. В 1967 г. У. Найссер опубликовал книгу «Когнитивная психология», и ее название стало названием для всего психологического направления.
В 1970-е гг. когнитивные взгляды распространились на все области психологической науки: на социальную и возрастную психологию, на психолингвистику, психологию науки и др. В 1970 г. количество публикаций по этой тематике в ведущих психологических журналах впервые опередило психоаналитическое направление [15]. По мнению Л. Хьелла и Д. Зиглера, изучение когнитивных процессов (того, как люди перерабатывают доступную им информацию и создают психическую репрезентацию своей реальности) фактически является доминирующим для психологии в целом [25].
В 1970-х гг. важнейшим направлением в зарубежной психологии был подход, предполагающий взаимодействие поведенческих, когнитивных и средовых факторов (социальных стимулов), отраженный в работах А. Бандуры.
А. Бандура отмечает, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (например, ожидания) и факторами окружения. А. Бандура делает основной акцент на роли научения через наблюдение или на основе примеров в приобретении навыков поведения [25].
Бандура полагает, что такое научение избавляет человека от груза ненужных ошибок и временных затрат при выработке адекватных реакций и стратегий поведения.
Теория особо подчеркивает совместное взаимодействие и взаимовлияние среды, поведения и личностных факторов, в которых особое место отводится когнитивным процессам, обеспечивающим ментальный самоконтроль. Среда или окружение оказывают влияние на личность в той же мере, в какой личность влияет на среду и формирует среду, а среда формирует личность. Это непрерывное взаимодействие сил.
В последние годы А. Бандура расширил свою точку зрения на социально-когнитивную теорию, включив в нее когнитивный механизм – положение о том, что человек может научиться контролировать события, влияющие на его жизнь.
У истоков когнитивной психологии стоял также американский психолог Дж. Келли, предложивший модель личности, основанную на образе человека как исследователя.
Ключевым понятием в теории Келли выступает понятие «личностный конструкт» – абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личностью классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собственном опыте. Человек смотрит на свой мир через конструкты, то есть шаблоны мышления, которые он создает, а затем пытается приспособить к реалиям, из которых состоит мир. Если не иметь конструктов, то мир представляется недифференцированной однородностью, и человек не может извлечь из него никакого смысла.
Иначе говоря, конструкт – это категория мышления, с помощью которой индивид интерпретирует свой личный опыт. Он представляет собой последовательный способ для человека осмыслить какой-то аспект реальности.
Конструкт Келли напоминает теорию в том, что она охватывает только определенную область событий. Конкретный конструкт может быть релевантным (применимым) для одних событий, но быть неприменим для других. Дж. Келли отметил, что прогностическая эффективность конструкта серьезно ставится под угрозу всякий раз, когда он применяется личностью за пределами диапазона событий, для которых он был предназначен [8].