Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология Дошкольное образование

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Исследовательская деятельность в развитии познавательной активности дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы развития познавательной
активности детей дошкольного возраста
. 7

1.1. Понятие «познавательная активность» в
психолого-педагогической литературе
  7

1.2. Особенности развития познавательной
активности детей дошкольного возраста
  16

1.3. Средства развития познавательной активности детей
дошкольного возраста
  22

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
. 34

2.1. Диагностика уровня познавательной активности детей
дошкольного возраста
  34

2.2. Создание условий для поддержки исследовательского
поведения
. 45

Заключение. 57

Библиография. 59

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В современном мире от человека требуется не только
владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и
оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

В современном дошкольном
образовании проблема формирования и развития у дошкольников познавательной
активности является одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие
человека с окружающим миром возможно лишь благодаря его активности и
деятельности, что в свою очередь способствует формированию самостоятельности и
инициативности.

В научной литературе
понятие «познавательная активность» встречается в разных интерпретациях и
трактовках. Каждый автор по своему подходит и определению структуры
познавательной активности.

В законе РФ «Об
образовании в Российской Федерации» в статье 48 отмечены обязанности и
ответственность педагогических работников: «педагогические работники обязаны:
развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность,
инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию,
способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у
обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни».

Проблемой развития познавательной активности занимались ученые: Б.Г.
Ананьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.Я. Коменский А.Н. Леонтьев, Н.Г.
Морозова, Д.И. Мясищев, Н.Л. Погореловой, Л.С. Рубинштейн, В.А Сластенин, К.Д.
Ушинский, Н.Г Чернышевский, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и другие. Наукой
доказано необходимость разработки этой проблемы и осуществление ее практикой
обучения. Многие педагоги активно используют в практике своей работы различные
приемы и методы, способствующие развитию познавательной деятельности детей.

Педагогами и психологами доказано, что для развития познавательной
активности необходима организация содержательной, интересной, мотивированной и
развивающей практической деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (ФГОС ДО) в качестве основного принципа дошкольного образования
рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на
развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, основная
образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать развитие
личности детей  дошкольного возраста в
различных видах деятельности. Включение ребенка в исследовательскую
деятельность в дошкольной образовательной организации должно способствовать
саморазвитию и самореализации ребенка, развитию исследовательской активности и
инициативы.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы формирования
познавательной активности дошкольников в исследовательской деятельности, а
также трудности в практической деятельности воспитателей в этом направлении
определили выбор области научных исследований. Это подтверждает актуальность проблемы, поставленной в
исследовании.

Анализ научной литературы позволяет выявить противоречие между потребностью в развитии познавательной
активности дошкольников в реальной практике дошкольного образования и
недостаточной разработкой содержательно-методических основ развития компонентов
познавательной активности дошкольников в исследовательской деятельности.

Проблема, решаемая
в работе:
как
организовать исследовательскую деятельность, чтобы она стала средством развития
познавательной активности у дошкольников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Познавательная активность в данной работе рассматривается как личностное
образование, которое выражается в готовности ребенка к познавательной
деятельности и инициативность в ней. Познавательная активность определяется
через различные компоненты. Одним из главных в этом процессе является
познавательная активность, как двигатель активизации деятельности познания.

Анализ литературы показал, что познавательная активность создается
непосредственно в познавательной деятельности; способствует интеллектуальному
развитию человека, предполагает не только потребность в решении задач
познавательного характера, но и необходимость практического применения
полученных знаний. Познавательная активность направляет человека к определенным
самостоятельным действиям: спросить, отыскать определенную информацию,
прочитать, написать, сделать.

Развитие познавательной активности дошкольников – их зрительного и
логического мышления, произвольного внимания, восприятия, памяти и творческого
воображения происходит в процессе познавательной деятельности. Представляя
собой единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической
деятельности, познавательная деятельность включает в себя цель, мотив, методы,
условия и результат.

Как экспериментально-поисковая и исследовательская деятельность, так и
проблемный характер обучения (проблемные ситуации) пробуждают у ребенка
интерес, и вызывают мотивацию к дальнейшей деятельности, что, в свою очередь,
является важной составляющей в познавательном развитии ребенка дошкольного
возраста.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в Санкт-Петербургском
государственном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №
5 Московского района Санкт-Петербурга». В исследовании приняли участие дети
старшего дошкольного возраста – от 5 до 7 лет, в количестве 20 человек, которых
разделили на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы по 10 человек.

Оценка актуального уровня развития познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста осуществлялась на основе выделенных нами ранее
компонентов:

— Когнитивный компонент;

— Мотивационно-волевой компонент;

— Эмоциональный компонент.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что преобладающим
уровнем развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
является средний уровень, 80% в экспериментальной и 60% в контрольной группе.

Исходя из проведенного анализ психолого-педагогической литературы, для
поддержки исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста
требуется соблюдение следующих условий:

¾             
создание предметно-пространственной
развивающей среды;

¾             
проведение занятий по организации
исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;

¾             
взаимодействие с родителями с целью повышения
психолого-педагогической компетентности родителей в вопросе формирования
исследовательских умений детей дошкольного возраста.

 Результаты исследования показали,
что разработанную и апробированную нами систему педагогических условий следует
считать адекватной целям и задачам развития у детей старшего дошкольного
возраста познавательной активности средствами исследовательской деятельности.

Положительные результаты эксперимента были достигнуты не только
благодаря проведенной учебно-воспитательной работе в детском саду, но и
благодаря соответствующей работе с родителями. Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута, а задачи
решены. Гипотеза подтверждена.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы развития
познавательной активности детей дошкольного возраста

1.1. Понятие «познавательная активность» в
психолого-педагогической литературе

В
психолого-педагогической литературе существует огромное число исследований,
которые посвящены проблемам развития познавательной активности детей
дошкольного возраста. Несмотря на это, авторы не смогли до сих пор прийти к
единому описанию позиций.

Следует упомянуть, что в
Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования
говорится о формировании познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

Также о познавательном
развитии говорится и в концепции дошкольного воспитания: «к концу периода
ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на
происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий…» [20].

Можно сделать вывод о
том, что проблема познавательного развития рассматривается на уровне
государства и отражается в основных федеральных законах и документах,
регламентирующих деятельность дошкольных образовательных организаций.

Но до того как будут
рассмотрены определения указанного понятия, обратимся к понятию «активность».

Р. С. Немовым было
определено, что «активность» является одним из природных начал: способностью
живого существа к реагированию на перемены внутренних состояний и спонтанные
движения под воздействием внешних раздражителей [24].

В своих работах М.И.
Лисина определила особенно популярные виды активности: активность в качестве
конкретной деятельности индивида, активность в качестве готовности к
деятельности, активность в качестве проявления самостоятельности, личной
заинтересованности в процессе [22].

Также С. А. Козловой и Т.
А. Куликовой изучалась активность в нескольких аспектах: во-первых, это
деятельность как таковая, а во-вторых, это инициативность, живость,
энергичность, творческая неуемность личности.

Вернемся к термину
«познавательная активность». Переходя
к рассмотрению познавательной активности, отметим, что проблема развития
познавательной активности в научной литературе не является новой. Еще Я.А.
Коменский, великий чешский педагог и мыслитель XVII века, считал данную
проблему ведущей при развитии личности субъекта образования: «юношество должно
получать образование истинное, руководствоваться не чужим умом, а своим
собственным, не только вычитывая из книг и понимая чужие мысли о вещах или даже
заучивая и воспроизводя их в цитатах, но развивать в себе способность проникать
в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их» [26].

В тексте педагогического
словаря можно отыскать такое определение термину «познавательная активность»:
«деятельное состояние личности, которому свойственно стремление к учению,
умственному напряжению и проявлению волевого усилия в ходе овладения знаниями»
[16, с 4].

К числу авторов, которые
описывали ранее познавательную активность, можно отнести: Д.Б. Годовикова, М.И.
Лисина, Г.И. Щукина, Т.И. Шамова, А.М. Матюшкин и д.р.

М.И. Лисина связывает
познавательную активность с познавательной деятельностью. Активность она
описывает как состояние, предшествующее деятельности, то есть – познавательная
активность это готовность к познавательной деятельности [22].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы