Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Использование языковых игр в процессе обучения французскому языку в начальной образовательной школе в условиях реализации ФГОС НОО
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3-6
Глава 1. Теоретические основы использования игровых технологий в процессе изучения иностранного в начальной общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС НОО 6-20
1.1. Игра как ведущий метод обучения иностранному языку в младших классах начальной общеобразовательной школы 6-11
1.2. Функции игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку. Методы и приёмы её организации 11-14
1.3. Типология и классификация игр. Определение понятия «языковая игра» 14-19
Выводы по главе 1 19-20
Глава 2. Технология организации и проведения языковых игр в младших классах на уроках французского языка в контексте ФГОС НОО 20-34
2.1. Роль и место игры на уроках французского языка в контексте ФГОС НОО 20-22
2.2. Организация языковых игр с использованием УМК «Le français c’est super» в младших классах в рамках ФГОС НОО 22-25
2.3. Опытно-диагностические показатели уровня сформированности речевых умений у учеников младших классов в процессе изучения французского языка с применением игры………………………………………………………………………………………………………………………….26-34
Выводы по главе 2………………………………………………………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………………………………………………35-36
Список использованной литературы………………………………………………………………………37-39
Приложение…………………………………………………………………………………………………………………..41
Введение:
Современная школа нуждается в такой организации образовательного процесса, которая обеспечила бы формирование разносторонней личности, способной мыслить творчески, развитие индивидуальных способностей каждого ученика, реализацию принципа индивидуального подхода к детям. Изменилась и роль учителя в процессе обучения, который должен стать партнёром, помощником, источником информации для учащихся, оставаясь при этом организатором и руководителем.
Одной из эффективных образовательных технологий, соответствующей изложенным выше требованиям, является игра., дидактические возможности которой исследовали Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие учёные, по мнению которых игра, являясь естественной и привлекательной деятельностью для младших школьников, позволяет сделать учебную работу интересной, развивает коммуникабельность, воображение, познавательные способности, эмоциональную сторону личности.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста. В своих исследованиях учёные раскрыли взаимосвязь обучения и игры, структуру игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Однако многие учителя иностранных языков сталкиваются с проблемами, связанными с мотивацией учащихся к обучению языку и удержанием их внимания на предмете изучения.
Проблема использования игры на уроках иностранного языка в начальной школе раскрыта в трудах А.В. Конышевой, Н.Б. Кудрявцевой, А.С. Кулигиной, Д.В. Смирновой, М.Ф. Стронина и других учёных, которыми определены основные положения и последовательность изучения лексического материала, разработаны критерии его отбора и тесты для проверки знаний и умений.
Актуальность представленной работы обусловлена тем, что, по нашему мнению, возможности использования игр на уроках иностранного языка в перечисленных научных публикациях раскрыты не полностью. Недостаточно исследована роль и место игровых технологий в процессе изучения иностранного языка в начальной общеобразовательной школе, методические основы конструирования и использования, прежде всего, «языковой игры».
В этой связи, объектом исследования выступает процесс формирования коммуникативной компетентности у младших школьников (на примере обучения французскому языку), а предметом исследования является эффективность использования «языковых игр» в процессе обучения французскому языку в начальной общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС НОО.
Вышесказанное определяет цель исследования, а именно теоретическое обоснование и опытно-диагностическую проверку эффективности игровых методик в процессе обучения французскому языку в начальной общеобразовательной школе.
Задачи исследования предполагают:
1. На основе теоретического анализа литературы выявить роль и место игровых технологий в процессе изучения иностранного языка в начальной образовательной школе, определить педагогические и методические основы конструирования и использования «языковой игры».
2. Изучить состояние практики использования игровых технологий на уроках в начальных классах и выявить особенности организации «языковых игр» с использованием УМК «Le français c’est super» в начальной общеобразовательной школе.
3. Определить опытно-диагностические показатели уровня сформированности речевых умений у учеников младших классов в процессе изучения французского языка.
Теоретической основой исследования являются: основные положения теории развития детей в процессе игровой деятельности (Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, О.В. Запорожец, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.); теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович и др.); исследования об особенностях обучения иностранным языкам (С.Ю. Николаева, В.М. Плахотник, В.Г. Редько, Г.В. Рогова и др.); интегративный подход к организации педагогического процесса по иностранному языку (Е.М. Александрова, А.С. Кулигина, Т.К. Полонская, Т.М. Шкварина и др.); теория развивающей среды (Н.И. Баглаева, Е.В. Белкина, Н.В. Гавриш, Н.Е. Глухова, А.М. Гончаренко и др.).
Для достижения цели исследования и выполнения его задач использовался комплекс методов:
а) теоретических: обзорно-аналитический метод, обобщение положительного педагогического опыта;
б) эмпирических: целенаправленное и систематическое наблюдение за учебной деятельностью школьников; констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента; педагогическое оценивание уровня сформированности речевой деятельности детей в процессе обучения иностранному языку;
в) методов математической статистики.
Опытно-диагностическая база исследования. Исследования проводились на базе 4-А класса Муниципального общеобразовательного учреждения: Гимназия №14 (г.о. Орехово-Зуево). В опытно-диагностическом обучении участвовало 5 детей 10-11 лет, изучающих французский язык на основе УМК «Le français c’est super» с использованием игровых методик (экспериментальная группа) и 5 детей, занимающихся изучением французского языка на основе УМК «Le français c’est super» без использования «языковых игр» (контрольная группа).
Теоретическая значимость полученных результатов заключается в теоретическом обосновании и апробации методики обучения детей младшего школьного возраста иностранному языку с использованием «языковой игры». Уточнены роль и место игровых технологий в процессе изучения иностранного языка в начальной общеобразовательной школе, определены педагогические и методические основы конструирования и использования «языковой игры».
Изучено состояние практики использования игровых технологий на уроках в начальных классах и выявлены особенности организации «языковых игр» с использованием УМК «Le français c’est super» в начальной общеобразовательной школе.
Практическая значимость исследования заключается в определении опытно-диагностических показателей формирования игровых умений и навыков у обучающихся младших классов на уроках французского языка.
Результаты исследования и проведенной опытно-диагностической работы могут служить базой для дальнейшего совершенствования теории обучения иностранному языку, а также могут быть полезны учителям начальной общеобразовательной школы.
Объект, предмет, цель и задачи определили структуру исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.
Заключение:
На основе теоретического анализа литературы определены роль и место игровых технологий в процессе изучения иностранного языка, определены педагогические и методические основы конструирования и использования «языковой игры». Установлено, что игра выступает самостоятельным видом развивающей свободной формой деятельности, в которой открывается широкий простор для собственного творчества, активности самопознания, самовыражения.
В зависимости от методики организации игры выделяют: игры с готовыми правилами; игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, в которых правила, принятые в качестве условия игры создаются в процессе игры.
Основными методами и приёмами организации игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку являются предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные игры, игры-драматизации.
Установлено, что понятие «языковая игра» в широком смысле – это нетрадиционное, неканоническое использование языка, творчество в языке, ориентация на скрытые эстетические возможности языкового знака, а в узком смысле – осознанное нарушение нормы. При таком подходе ЯИ противопоставляется языковой ошибке, которая возникает как следствие непреднамеренного нарушения нормы. В обоих случаях возможность употребления языковой игры предопределена уровнем лингвистической компетенции говорящего, сознательно отклоняющегося от нормы или стандарта и слушающего, способного это отклонение осознать.
Изучение подходов к типологии игр позволил выяснить, что языковые игры могут быть вводными (подготовительными), обучающими, творческими.
Анализ подходов к классификации игр подтверждает тезис о том, что языковые игры наиболее целесообразно различать согласно речевым навыкам, формированию которых они способствуют на фонетические, лексические, орфографические, грамматические, речевые.
На основе данных опытно-диагностической работы установлено, что игра активизирует познавательную деятельность каждого ученика, является эффективным средством управления учебным процессом, а процесс обучения приобретает личностный смысл для каждого ученика. Игровая деятельность способствует коммуникативной направленности учебного процесса, активизации мыслительных действий учащихся при овладении иностранным языком как средством общения, повышению мотивации учения, индивидуализации обучения. Проведённая опытно-диагностическая работа с применением игр по французскому языку позволила улучшить показатели уровней сформированности речевых умений у учеников младших классов: с высоким уровнем – на 10%, со средним уровнем – на 17%, а количество обучающихся с низким уровнем развития речевых умений снизить на 27%.
Проблема организации обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста сложная и многогранная и, безусловно, не исчерпывается рассмотренными в выпускной квалификационной работе аспектами. Вместе с тем, цели и задачи, поставлекнные в работе выполнены, что подтвержается достаточнм объемом изученного теоретико-методического материала и данными опытно-диагностического обучения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
1.1 Игра как ведущий метод обучения иностранному языку в младших классах начальной общеобразовательной школы
Реализация нового образовательного стандарта в общеобразовательной школе в изучении иностранных языков предусматривает решение следующих задач:
‒ приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей;
‒ освоение правил речевого и неречевого поведения;
‒ формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы;
‒ формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке. (Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mosmetod.ru/metodicheskoe–prostranstvo/nachalnaya–shkola/fgos/fgos–noo–s–izmeneniyami–na–18–maya–2015–goda.html (дата обращения: 11.04.2019).
Исследованиями А.К. Болотовой, Л.Ф. Обуховой, И.В. Шаповаленко, Ю. Лемеш и других учёных установлено, что качество обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребёнка, развитие творческих способностей каждого ребёнка, раскрытие неповторимости личности, использование дифференцированного подхода учителя к своим ученикам, создание креативной среды, поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. (Фоминова А.Н. Педагогическая психология: учеб. пособие / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. – М. : ФЛИНТА, 2016. – С.169-173).
В современном образовательном процессе учитель общеобразовательной школы рассматривается как партнёр, помощник, источник информации для учащихся, советник, руководитель и организатор процесса обучения, а современный ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из неё необходимое для принятия решения (Савенков А.И. Педагогическая психология: учебник для академического бакалавриата / А.И. Савенков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – С. 16-18). Таким образом, выполнение требований нового образовательного стандарта предполагает такую организацию учебных занятий, при которой на уроках широко используются проблемные ситуации, активизирующие самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей учеников.