Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Использование статистических данных в обучении экономике современных учеников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методики изучения статистических данных экономики в школьном курсе обществознания 7
1.1 Статистические данные и их роль в обучении экономике 7
1.2 Формы, способы и приемы работы с данными статистики на уроках экономики 10
Выводы по Главе 1 16
Глава 2. Практическое использование статистических данных в обучении экономики в старших классах 17
2.1 Практический опыт педагогов-новаторов по использованию статистических данных в обучении экономике 17
2.2 Анализ использования статистических данных в обучении экономике на уроках обществознания в 11 классе 24
Выводы по Главе 2 25
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложение 32
Введение:
Актуальность темы. Экономика в школе находится в числе тех дисциплин, которые позволяют тесно связать теорию и практику. Учитывая это, при ее изучении более чем необходимо применять разнообразные статистические исследования. Они являются самим эффективным способом при изучении количественной стороны массовых социально-экономических явлений и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.
На уроке экономики в процессе работы с статистическими данными ученики, в основном работают с:
— массовыми общественными явлениями, например, с численностью населения, их динамикой – это может быть уровень жизни и так далее;
— количественной стороной общественных явлений, которые не отделяются от своего качественного содержания;
— общественные явления (количественные характеристики) в определенном месте и конкретном времени;
— общественные явления при помощи специальной методологии.
Рассматривая экономическое образование в школе, можно говорить об эффективности работы учеников в процессе изучения динамики не макроэкономических показателей, а микроэкономических. Примером этого могут послужить статистические данные, которые позволяют исследовать как предприятия на уровне страны, так и отдельные предприятия с точки зрения итогов их работы либо с целью обобщения передового опыта или вскрытия типичных недостатков работы предприятия. Микроэкономический уровень более прост и понятен детям. Все это и определяет актуальность и тему исследования: «Использование статистических данных в обучении экономике в современной школе».
Степень изученности проблемы исследования. Можно говорить о достаточно наработанной теоретической базе экономического образования и воспитания школьников, в отличии от практической. Здесь много вложено своего труда такими учеными как:
— А.Ф. Амендовым (доктор педагогических наук профессор Александр Филиппович Аменд в Челябинском государственном педагогическом университете руководствовал научной школой, которая стала одним из центров концептуальной, теоретической и методической разработки актуальных проблем экономического образования молодежи, а также образования в целом). В 2010 году ученый издал сборку статей «Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения», где рассматривались особенности применения статистических данных процессе изучения экономики.
— Ю.К. Васильевым (Васильев Юрий Константинович выпустил книгу по педагогике «Экономическое образование и воспитание учащихся», где раскрывал возможные проблемы общего характера при изучении экономики в школе, но и особенности применения статистических данных). Он рассматривал экономическое воспитание как часть, элемент трудового воспитания.
— И.А. Сасовой (ученая рассматривала экономическое воспитание учащихся 9–11-х классов также в процессе производительного труда). Она разработала теоретические основы изучения экономики в школе. Основная ее работа – это Концепции непрерывного экономического образования школьников с 1 по 11 классы. Эта концепция разрабатывалась совместно с такими методистами, как В.А. Поляков, А.В. Алексеев. Главная идея концепции – создание такой модели экономического образования, которая бы позволяла ученикам подготовится к жизнедеятельности в условиях рыночной экономики, что невозможно без применения актуальных статистических данных.
— Б.П. Шемякиным (Шемякин Борис Павлович издал книгу по педагогике «Экономическое воспитание школьников: вопросы теории и методики», где рассматривал особенности применения статистических данных на уроках экономики, их значение).
Источниковая база исследования. Источниковую базу исследования составили нормативные документы в сфере образования, методические пособия, научная литература и учебники, методические сайты.
Нормативные документы на государственном уровне регулируют нормы и требования в процессе изучения экономики в школе. Методические пособия, научная литература и учебники дают возможность расширить имеющиеся знания в плане применения форм, способов и приемов работы с данными статистики на уроках экономики на основе передового опыта других педагогов, методистов и ученых. Методические сайты характеризируются своей мобильностью и актуальностью представленного педагогического опыта и нормативной информации.
Объект исследования: методика преподавания экономики в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методика использования статистических данных в обучении экономике.
Гипотеза исследования – В современном школьном образовании очень важно в процессе познавательной деятельности детей использовать исследовательский аспект, который позволил правильно проводить сводку и группировку статистической информации, получать определенную систему показателей, что есть основой для дальнейшего экономического анализа. Поэтому применение статистических данных в школьном курсе экономики позволяет ученикам в рамках уроков по экономике изучать: массовые общественные явления, количественную сторону общественных явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием и в конкретных условиях места и времени при помощи методологии статистики.
Цель работы заключается в рассмотрении особенностей применения статистических данных, которые используются в школьном курсе экономики.
Текст работы:
В процессе рассмотрения особенностей применения статистических данных, которые используются в школьном курсе экономики, нами было выявлено то, что очень часто у детей возникают проблемы в изучении экономических явлений, поскольку термин «статистика» ассоциируется с цифрами. Дети затрудняются работать с этими данными самостоятельно (уровень инфляции, рост ВВП, рейтинг политиков и др.). Чтобы решить данную проблему перед каждым учителем возникает потребность максимально правильно подобрать подходы и методы к преподаванию экономики школе, которые помогли бы не просто ввести в систему экономических знаний детей тот или иной необходимый показатель как количественную характеристику рассматриваемого объекта, но и научить их его статистическому расчету, а это и предполагает научить работать детей с статистическими данными в основном на микроэкономическом уровне (макроэкономический уровень более сложный по многим причинам).
Среди основных методов практико-ориентированного обучения экономике в школе с применением инновационных образовательных технологий отметим следующее:
— использование IТ-технологий для получения необходимых статистических данных;
— междисциплинарный подход;
— анализ экономических ситуаций на основе статистических данных;
— индивидуальная работа школьника.
Описанный практический опыт педагогов-новаторов свидетельствует о том, что методика использования статистических показателей в экономике отличается сложностью и последовательностью. М.С. Ларин придерживался наиболее перспективного подхода в обучении экономике в школе – практико-ориентированного направления (бизнес-ориентированного подхода). Данный подход позволяет более эффективно использовать статистические данные (анализировать статистические материалы, сравнивать статистические характеристики, строить графики, диаграммы) на уроке экономики.
графическая форма – максимально наглядная форма предоставления статистических данных. Сюда входят графики и диаграммы. Они очень эффективные, поскольку ученики уже с урока математики владеют основами их построения, что очень экономит время при работе на уроке экономики.
Графики позволяют достаточно точно отображать динамику изменения величины статистических показателей экономического явления. Зачастую на рисунке отображается динамика экономического показателя (явления) во времени.
Таким образом, применение статистических данных в школьном курсе экономики позволяет ученикам в рамках уроков по экономике изучать:
— массовые общественные явления;
— конкретные значения экономического показателя по представленным учителем или в учебнике данным.
Что и подтверждает поставленную в начале исследования гипотезу.
Заключение:
Актуальность темы. Экономика в школе находится в числе тех дисциплин, которые позволяют тесно связать теорию и практику. Учитывая это, при ее изучении более чем необходимо применять разнообразные статистические исследования. Они являются самим эффективным способом при изучении количественной стороны массовых социально-экономических явлений и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.
На уроке экономики в процессе работы с статистическими данными ученики, в основном работают с:
— массовыми общественными явлениями, например, с численностью населения, их динамикой – это может быть уровень жизни и так далее;
— количественной стороной общественных явлений, которые не отделяются от своего качественного содержания;
— общественные явления (количественные характеристики) в определенном месте и конкретном времени;
— общественные явления при помощи специальной методологии.
Рассматривая экономическое образование в школе, можно говорить об эффективности работы учеников в процессе изучения динамики не макроэкономических показателей, а микроэкономических. Примером этого могут послужить статистические данные, которые позволяют исследовать как предприятия на уровне страны, так и отдельные предприятия с точки зрения итогов их работы либо с целью обобщения передового опыта или вскрытия типичных недостатков работы предприятия. Микроэкономический уровень более прост и понятен детям. Все это и определяет актуальность и тему исследования: «Использование статистических данных в обучении экономике в современной школе».
Степень изученности проблемы исследования. Можно говорить о достаточно наработанной теоретической базе экономического образования и воспитания школьников, в отличии от практической. Здесь много вложено своего труда такими учеными как:
— А.Ф. Амендовым (доктор педагогических наук профессор Александр Филиппович Аменд в Челябинском государственном педагогическом университете руководствовал научной школой, которая стала одним из центров концептуальной, теоретической и методической разработки актуальных проблем экономического образования молодежи, а также образования в целом). В 2010 году ученый издал сборку статей «Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения», где рассматривались особенности применения статистических данных процессе изучения экономики.
— Ю.К. Васильевым (Васильев Юрий Константинович выпустил книгу по педагогике «Экономическое образование и воспитание учащихся», где раскрывал возможные проблемы общего характера при изучении экономики в школе, но и особенности применения статистических данных). Он рассматривал экономическое воспитание как часть, элемент трудового воспитания.
— И.А. Сасовой (ученая рассматривала экономическое воспитание учащихся 9–11-х классов также в процессе производительного труда). Она разработала теоретические основы изучения экономики в школе. Основная ее работа – это Концепции непрерывного экономического образования школьников с 1 по 11 классы. Эта концепция разрабатывалась совместно с такими методистами, как В.А. Поляков, А.В. Алексеев. Главная идея концепции – создание такой модели экономического образования, которая бы позволяла ученикам подготовится к жизнедеятельности в условиях рыночной экономики, что невозможно без применения актуальных статистических данных.
— Б.П. Шемякиным (Шемякин Борис Павлович издал книгу по педагогике «Экономическое воспитание школьников: вопросы теории и методики», где рассматривал особенности применения статистических данных на уроках экономики, их значение).
Источниковая база исследования. Источниковую базу исследования составили нормативные документы в сфере образования, методические пособия, научная литература и учебники, методические сайты.
Нормативные документы на государственном уровне регулируют нормы и требования в процессе изучения экономики в школе. Методические пособия, научная литература и учебники дают возможность расширить имеющиеся знания в плане применения форм, способов и приемов работы с данными статистики на уроках экономики на основе передового опыта других педагогов, методистов и ученых. Методические сайты характеризируются своей мобильностью и актуальностью представленного педагогического опыта и нормативной информации.
Объект исследования: методика преподавания экономики в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методика использования статистических данных в обучении экономике.
Гипотеза исследования – В современном школьном образовании очень важно в процессе познавательной деятельности детей использовать исследовательский аспект, который позволил правильно проводить сводку и группировку статистической информации, получать определенную систему показателей, что есть основой для дальнейшего экономического анализа. Поэтому применение статистических данных в школьном курсе экономики позволяет ученикам в рамках уроков по экономике изучать: массовые общественные явления, количественную сторону общественных явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием и в конкретных условиях места и времени при помощи методологии статистики.
Цель работы заключается в рассмотрении особенностей применения статистических данных, которые используются в школьном курсе экономики.
Список литературы:
Глава 1
Теоретические основы методики изучения статистических данных экономики в школьном курсе обществознания
1.1 Статистические данные и их роль в обучении экономике
Ученые-теоретики предлагают рассматривать статистику как «глобальную дисциплину» [25]. Это утверждение базируется на том, что ученые по всему миру должны сотрудничать для того, чтобы развивать дисциплину в контексте новых вызовов, связанных с эрой беспрецедентного роста количества данных и научных открытий, для повышения осведомленности о статистике детей общеобразовательной школы в процессе изучения экономики (курса обществознания) [30].
Несмотря на значительный потенциал, в педагогическом содержании преподавания экономики (курса обществознания) сопровождается определенными трудностями, как для педагогов, так и учеников, которым необходимое знание основ количественных методов. Очень часто дети не имеют интереса к предмету и не желают заниматься исследованиями экономических процессов, которые предубежденно воспринимаются как математические [25].
Значение изучения международной статистики обусловлено тем, что она есть «универсальным языком», который позволяет обмениваться информацией экономикам всех стран и разных направлений. Экономическая статистика – это статистика, которая занимается составлением и анализом статистических показателей различных стран, отдельных мировых социальных систем и мира в целом. Статистические данные позволяют исследовать достижения в сравнении с прогнозами на будущее.
Статистические данные имеют большое значение не только в теоретическом, но и в практическом плане изучить реальную сторону социально-экономических явлений и процессов, происходящих в различных странах, в неразрывной связи с их качественной стороной.
Статистические данные поступают с:
— отдельных стран (Россия, США, Япония, Франция и т. д);
— объединенных стран (стран СНГ, Европейского Союза (СС), Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) и т. п.);
— географических регионов (стран Балтии, Центральной, стран азиатского региона и т. д.);
— международных организаций (ООН, Международной Организации Работы, ЮНЕСКО и т. д.) [2].
Содержательная часть школьной экономики охватывает такие вопросы:
— общие черты и дифференциация принципов организации статистики различных международных организаций;
— методологию приведения к сопоставимости показателей на основе международных стандартов;
— методы сбора, обработки и анализа статистических данных в зависимости от целей исследования;
— применение современных информационных технологий в статистических расчетах;
— методы статистики, которые можно использовать для решения типовых заданий по экономике [8].
Анализ исследований по проблемам преподавания экономики [25] показывает, что сводка и группировка статистической информации позволяет получить определенную систему показателей, что есть основой для дальнейшего экономического анализа. При этом также используются методы общей теоретической статистики. Наряду с абсолютными показателями, выражающими объемы и уровни экономических явлений, событий, довольно часто необходимо найти относительную величину, например:
— относительную величину динамики, что характеризирует направление изменения экономического явления в реальном времени, а также измеряет скорость изменения (это может быть темп роста трудовых мигрантов или же прирост их численности);
— относительную величину структуры, которая характеризирует долю или удельный вес каждого компонента в общем объеме исследуемого экономического показателя (примером исследования данной величины может стать экономически активное население страны, а точнее его доля);
— относительная величина сравнения, которая отражает отношение 2-х и больше единичных величин за тот же период, которые относятся к разным объектам (например, число безработных по участкам);
— относительную величину координации, что описывает отношение разных элементов совокупности (это может быть численность занятых в определенной отрасли, их соотношение);
— относительная величина интенсивности, что отражает уровень распространения явления в среде (это может быть плотность населения на территории города, области, страны) [6].
Задачи изучения статистики дифференцируются в зависимости от образовательных заданий на соответствующих этапах обучения в школе [5].
На первом и втором этапе исследовательской деятельности ученик принимает участие в поисково-познавательной деятельности, обусловленной содержанием исследуемых экономических явлений, которая может представленная в виде поиска иле же выбора информации. Третий и четвертый этап имеет характер познавательно-аналитической направленности, что выражается в отборе и анализе статистической информации [9].
Поисково-познавательный уровень предусматривает работу, которая выражается:
— в поиске информации, источников статистической информации;
— в отборе информации (при этом точно разделяя ее на базовую и дополнительную статистическую информации);
— в систематизации и структурировании полученной информации.