Методика преподавания иностранного языка Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Использование мобильных технологий при формировании иноязычной коммуникативной компетенции старших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 6
1.2. МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 10
1.3. ОСОБЕННОСТИ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 17
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 22
2.1. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 22
2.2. АНАЛИЗ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 26
2.3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
Приложение 1. Доступные приложения для мобильного обучения 50
Приложение 2. Опросный лист 51

 

  

Введение:

 

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) оказывают существенное влияние на развитие современного общества. Они пронизывают различные сферы деятельности людей, обеспечивая распространение информационных потоков в обществе и формирование глобального информационного пространства. Всеобщая информатизация общества потребовала внедрения ИКТ в сферу образования. Применение ИКТ в образовательном процессе призвано способствовать повышению эффективности обучения.
В настоящее время, когда доля пользователей компьютера в населении России уже в 2007 году оценивалась на уровне 65 %, что совпадало с аналогичным показателем стран ЕС, согласно статистическим данным eurostat, технический прогресс не прекратился, и мобильные устройства расширяют свои технические возможности. Сейчас, как показывает статистика продаж, использование мобильных телефонов в России в целом достигает отметки в 98%. Мобильные телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры стали неотъемлемой частью жизни человека. Количество школьников, умеющих пользоваться различными гаджетами, неуклонно растёт, значительно опережая число учителей, имеющих аналогичные навыки. Сейчас практически у всех имеется несколько мобильных устройств, которые обеспечивают доступ к любой информации. Однако далеко не всегда обучающиеся используют свои смартфоны, коммуникаторы и планшетные компьютеры для образовательных целей. Как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными и мобильными программами и приложениями, используют свои мобильные телефоны и компьютерную технику для развлечения. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте [Цит. по: Учительская газета, 06.02.2018. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ug.ru/archive/73371 (дата обращения 14.02.2020)].
Таким образом, мобильные технологии пока еще не нашли своего должного применения для решения познавательных и учебных задач. Даже при достаточной оснащенности школ мобильными пользовательскими устройствами учителя не всех предметов проводят уроки с применением этих приспособлений. Это позволяет говорить о том, что возможности мобильных технологий используются в образовании не в полном объеме.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью корректировки процесса преподавания иностранного языка путём внедрения мобильных технологий и применения всего комплекса информационно-образовательных ресурсов учебных учреждений с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции выпускников школ.
Объектом исследования выступает процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции старших школьников.
Предметом исследования являются мобильные технологии, используемые для формирования иноязычной коммуникативной компетенции старших школьников.
Цель данной работы: исследование возможностей мобильных технологий в обучении иностранным языкам (ИЯ), разработка и апробирование практических рекомендаций по их применению.
Для решения данной цели выдвигаются следующие задачи:
1) изучить понятие коммуникативной компетенции;
2) определить сущность понятия «мобильные технологии» применительно к цели обучения иностранному языку в старшей школе;
3) исследовать особенности мобильного обучения ИЯ старшеклассников;
4) выявить методические основы обучения ИЯ с использованием мобильных технологий;
5) проанализировать имеющиеся приложения для формирования иноязычной коммуникативной компетенции старших школьников;
6) определить лучшие мобильные технологии для формирования иноязычной коммуникативной компетенции выпускников школ.
Научная новизна исследования заключается в том, что предлагаемая методика обучения способствует формированию системы заданий, которые могут способствовать формированию иноязычной коммуникативной компетенции старших школьников.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что оно вносит определенный вклад в расширение представления об использовании мобильных технологий при формировании иноязычной коммуникативной компетенции старших школьников.
Методы исследования: анализ лингвистической и лингвометодической литературы, наблюдение, обобщение, моделирование, описание, эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
1) предложено подробное описание методики обучения иностранному языку старших школьников на основе мобильных технологий;
2) результаты настоящего исследования могут быть применены в разработке учебно-методических пособий, курсов и авторских программ по иностранным языкам, а также в курсе методики обучения иностранным языкам.
Структура и содержание работы определены составом решаемых проблем и задач. Дипломная работа включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиографический список и два приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального использования информационных технологий во всех его сферах. Внедрение в систему образования персонального компьютера, мультимедийных технологий и глобальной информационной сети Интернет влияет на эту систему, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения, в том числе иностранных языков.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического изучения языка для каждого учащегося, подобрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому учащемуся показать свою деятельность, свое творчество. Современные методы обучения, такие как совместное обучение, методология проекта, использование новых информационных технологий и интернет-ресурсов, помогают реализовать ориентированный на учащихся подход к обучению, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей учащихся, их уровня обученности, склонностей.
Компьютер может эффективно использоваться для ознакомления с новым языковым материалом, новыми образцами высказываний, а также с деятельностью по общению на иностранном языке. На старшем этапе обучения, когда у школьников практически сформирована система знаний, навыков и умений, компьютер может использоваться в различных коммуникативных задачах и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.
Все свойства мультимедийных программ помогают решить основную проблему языкового образования, определяемую Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) образования по иностранным языкам РФ (2012) и Образовательными программами, рекомендованными Министерством образования РФ, ¬ формирование у обучающихся межкультурной коммуникативной компетенции.
Отмечая все положительные аспекты использования мультимедийных программ, следует отметить, что ни одна из самых последних электронных технологий не может заменить учителя в классе. Только учитель может разбудить эмоции и заглянуть в душу детей. Самое главное на уроке — это естественное общение. Радость творчества, радость преподавания и обучения могут подарить друг другу только учитель и его ученики. Использование даже самых удачных технических средств и мультимедийных программ не может заменить естественное общение в классе. Таким образом, основной и ведущей фигурой в классе является учитель, и использование компьютерных технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации процесса обучения. А поскольку идет модернизация образования, одним из основных требований к профессиональной деятельности учителя является информационная компетентность.
Таким образом, использование информационных технологий при обучении иностранному языку является актуальным и эффективным, оно повышает уровень практического владения языком и компьютером, а самое главное, что оно генерирует навыки самостоятельной занятости и инициативы, содействуя процессу формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Обладая элементарной компьютерной грамотностью и знаниями иностранного языка, можно задействовать в процессе обучения оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты. Для введения лексического, грамматического, страноведческого материала, отработки и закрепления изученного материала можно использовать презентации, интерактивную доску, проектную и другие инновационные методики, что делает процесс обучения увлекательным.
Каждый ученик должен быть вовлечен в процесс коммуникации и являться действительно активным участником урока. Наряду с этим, не следует забывать об индивидуализации и личностном подходе, а также об обеспечении инклюзивного образования. В свете данных требований использование преимуществ мобильного обучения является бесспорным.
Проведя анализ существующих доступных сайтов и программ для изучения английского языка, были определены следующие разновидности: электронные учебники; программы для создания презентаций; мультимедийные приложения; электронные приложения для отработки одного вида речевой деятельности; обучающие сайты; проекты для повышения всеобщей грамотности под эгидой ЮНЕСКО.
На данном этапе обучения рекомендуется активнее задействовать в процессе обучения иностранному языку в старших классах общеобразовательной школы возможности обучающих сайтов.
Внедрение в учебный процесс элементов мобильного обучения вовсе не исключает традиционные методы формирования коммуникативной компетенции, а гармонично сочетается с ними на всех этапах освоения языка: ознакомления, тренировки, применения и контроля. Использование мобильного обучения позволит не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему непрерывному изучению иностранного языка.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи выполнены и цель работы – ¬исследовать возможности мобильных технологий в обучении ИЯ, а также разработать и апробировать практические рекомендации по их применению ¬– достигнута в полном объеме.
Практическая ценность исследования заключается в возможности применения его результатов в практике преподавания иностранного языка в старшей школе и в возможном стимулировании учителей к применению предложенных рекомендаций и электронных ресурсов.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Вопрос использования мобильных технологий школьников интересен не только потому, что в последнее время обучение с помощью мобильных технологий набирает популярность, но и потому, что до сих пор ведутся споры о необходимости внедрения таких технологий в систему языкового образования [48].
Нельзя не отметить, что любое мобильное устройство – это всего лишь инструмент, эффективность которого зависит от многих факторов, но возможности мобильного обучения не только отвечают требованиям, которые предъявляются Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС), но и легко вписываются в любую модель обучения. Они помогают повысить мотивацию к изучению иностранного языка, увидеть особенности, структуру и уровень группы, изучающей иностранный язык, применить принцип индивидуализации обучения, дифференцированный подход и повысить его эффективность с учётом требований современности [23, с. 12].
Таким образом, применение мобильных технологий должно способствовать достижению главной цели обучения иностранному языку в средней школе.

1.1. ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Согласно требованиям ФГОС среднего (полного) общего образования языкам, целями обучения ИЯ являются:
«1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях» [1].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы