Педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ — ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы использования квест – технологии в процессе обучения
иноязычному говорению.. 7

1.1.
Говорение и коммуникация на уроке иностранного языка. 7

1.2
Квест-технология как одна из игровых технологий на уроке иностранного языка  18

Выводы по
первой главе. 31

Глава 2.
Практические аспекты использования квест-технологий в обучении иноязычного
говорения. 33

2.1 Методика
использования квеста на уроке иностранного языка. 33

2.2.
Практическая реализация использования квест-технологии на уроке английского
языка на старшей ступени обучения. 41

Выводы по
второй главе. 64

Заключение. 65

Список
использованной литературы.. 68

 

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования.
Совершенствование Российской
образовательной системы с учетом потребностей современного быстро меняющегося
общества находит отражение в Федеральных государственных образовательных
стандартах.

Согласно Федеральному
государственному образовательному стандарту основного общего образования,
утвержденному приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897,
применительно к дисциплине «Иностранный язык», одним из предметных результатов
освоения основной образовательной программы основного общего образования
является формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной
компетенции [Федеральный государственный…].

 Так как задача иноязычной коммуникативной
компетенции состоит в формировании способности и готовности учащихся к
иноязычному общению, особое внимание отводится развитию ее составляющей —
речевой компетенции, при которой совершенствуются коммуникативные умения в
таком виде речевой деятельности как говорение, а также формируется умение
планировать свое речевое и неречевое поведение.

Изучению говорения как
вида речевой деятельности, а также методике обучения говорению посвящены труды
таких ученых как: И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов, И.Л. Бим, Е.Н.
Соловова, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, В.М. Филатов, J. C. Richards, S. Thornbury.
Основной результат их исследований – выявление звеньев механизма овладения
человеком говорением. Однако проблема поиска наиболее эффективных методов и
приёмов развития иноязычного говорения школьников не теряет своей актуальности.

Одним из современных
методов обучения является квест-технологий. Изначально эта технология сводилась
даже не к поиску логического решения, а была призвана заинтересовать ученика,
создав некий процесс, подобный игре. Именно игры (в любом их проявлении – на
компьютере или в реальной жизни) и стали отправной точкой, которая послужила
развитию такого направления в педагогике и методике. Квесты можно использовать
на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную
тему, весь учебный предмет, а могут быть и межпредметными. Преимуществом
квест-уроков является использование активных методов обучения. Он может быть
предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Тенденция к использованию
квеста в обучении гуманитарным дисциплинам, в частности, в преподавании
иностранных языков, обусловлена тем, что он развивает критическое мышление, способность
сопоставлять, анализировать, систематизировать информацию. У учащихся
повышается мотивация, так как они воспринимают задание как нечто «реальное» и
«полезное», что ведет к увеличению эффективности познавательного процесса.

Квест как игровая форма
обучения также способствует развитию воображения, установлению эмоциональных
контактов между учениками, снимает чрезмерное психологическое напряжение, помогая
испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Актуальность
затрагиваемой темы определяется необходимостью использования квест-технологий
на уроках, поскольку современный ученик – это человек, разбирающийся в
большинстве новейших «гаджетов». Задача педагога – вовлечь его в учебный
процесс, в учебную и творческую деятельность, дать возможность реализации
способностей каждого.

Наиболее востребованными
становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников,
осуществить их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в
практической деятельности.

Проблема исследования:
каковы дидактические возможности и условия применения квест-технологии как
средства развития иноязычного говорения на уроках иностранного языка?

Цель
исследования
– теоретически обосновать и
экспериментально выявить совокупность педагогических условий применения
квест-технологии в качестве адекватного дидактического средства развития
иноязычного говорения у учащихся старших классов.

Объект
исследован
ия – говорение как вид речевой деятельности.

Предмет
исследования
–квест-технология как дидактическое
средство обучения говорению на уроках иностранного языка.

Замысел и организация
исследования предполагали проверку следующей гипотезы: квест-технология
может выступать как эффективное средство при обучении иноязычному говорению если
– расширять арсенал активных методов обучения на основе сочетания проектного
метода с проблемными, поисковыми, игровыми, интерактивными, командными методами
обучения, направленными на стимулирование основных составляющих иноязычной
коммуникативной компетенции (лингвистической, дискурсивной, стратегической,
прагматической, социокультурной).

В соответствии с
проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть
особенности обучения говорению на уроке иностранного языка.

2. Изучить
квест-технологии как одну из игровых технологий на уроке иностранного языка.

3. Раскрыть методику
использования квеста на уроке иностранного языка         .

4. Проанализировать
практическую реализацию использования квест-технологии на уроке английского
языка на старшей ступени обучения      41

Теоретической базой
исследования
послужили труды отечественных и
зарубежных ученых, таких как Е.И. Багузина, М.В. Бовтенко, О.В. Волкова, Г.А.
Воробьев, М.Н. Евстигнеев, Е.А. Игумнова, Н.А. Кочетурова, Е.С. Полат, П.В.
Сысоев, С.В. Титова, M. Dodge, J. Kimball, M.J. Luzon, T. March.

Для решения поставленных
задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования: анализ
методической и психолого-педагогической литературы; наблюдение за учащимися на
уроках; анкетирование и тестирование учеников; методы качественной и
количественной обработки данных.

База
исследования
_______

Практическая
значимость
исследования заключается в существенной
технологически–прикладной направленности проведенной работы, которая отражает
опыт практического внедрения и построения квест-технологии в сфере обучения
иностранному языку учащихся старших классов.

Разработанная в ходе
исследования версия квест-технологии может служить задаче интенсификации
образовательного процесса в рамках изучения иностранного языка в логике
целенаправленного развития иноязычного говорения у учащихся старших классов.

Структура работы:
работа состоит из ведения, двух глав, заключения и списка литературы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

В результате проведенного
исследования было проанализировано говорение как один из продуктивных видов речевой
деятельности при обучении английскому языку и обосновано, что процесс говорения
напрямую связан с мыслительной деятельностью человека, а одной из главных целей
изучения языка является стремление научиться думать на изучаемом языке и
выражать мысли при помощи устного речевого высказывания. Предметом говорения
является мысль, которая отражает в сознании человека его отношение к явлениям
реального мира. Этот предмет обусловливает цель говорения – выражение мысли и
отношения к окружающей действительности. Посредством говорения учащийся
удовлетворяет свою коммуникативно-познавательную потребность, поскольку
говорение есть речетворчество, проявляющееся в уникальности и самобытности
говорящего.

При рассмотрении теории
обучения говорению было выявлено, что при обучении говорению учащиеся должны
приниматься во внимание различные аспекты. Первый из них – это структура,
которая включает в себя три компонента. Данные компоненты занимают важное место
при обучении учащихся, поскольку именно в структуре говорения заложена вся суть
этого процесса – наличие потребности в высказывании, выбор подходящей лексики и
собственно порождение высказывания. Не менее важными аспектами обучения
говорению являются цель и задачи обучения данному виду деятельности, поскольку
именно они направляют процесс обучения, формулируют требования к формированию у
учеников конкретных знаний, которые необходимо достигнуть к концу периода
обучения.

Одним из средств обучения
говорения является квест-технологии. Образовательный квест – это своего рода проблема,
которая ставится перед участниками, где они сами должны реализовать
образовательные задачи. Но в отличие от учебной проблемы в образовательном
квесте есть элементы сюжета, ролевой игры, связанные с поиском и обнаружением
различных объектов, информации, и для решения образовательных задач
используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.
Рассмотрев понятие и сущность образовательных квестов, можно сказать, что их
использование содействует: организации учебного процесса на основе проблемного
и игрового обучения, взаимодействия в команде, информационно-коммуникационных
технологий; планированию субъектного педагогического взаимодействия учителя и
обучающихся, способствующего формированию у школьников познавательной мотивации
и универсальных учебных действий; стимулированию использования электронных
гаджетов и Интернет-ресурсов в образовательном процессе; четкому
структурированию занятия с учетом элементов квеста и их содержательного
наполнения; оптимизации работы педагога по подготовке к занятию, как по
времени, так и по усилиям; подготовке методических материалов по трансляции
разработанных образовательных квестов для уроков и внеурочной деятельности.

Исходя из полученных
данных, мы можем утверждать, что внедрение квест-технологии в образовательный
процесс соответствует самым современным требованиям организации образовательной
среды, поскольку: процесс обучения, в основном, ориентирован на
самостоятельность участника; учитель выполняет роль наблюдателя или куратора;
осуществляется развитие мышления и переход от пассивного получения знаний к
деятельности; происходит формирование и развитие способностей школьников к
самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению в том или ином виде
информации; происходит развитие общеучебных и профессиональных умений и навыков
учащихся, расширение кругозора; квест интересен ученикам, так как его
выполнение подразумевает использование разных технических средств, что приносит
разнообразие в процесс обучения.

Создание образовательного
веб-квеста – это творческий процесс, где почти все зависит от умений и задумки
его разработчика. Не меньше значимым является и подбор инструментария для его
создания и соблюдение алгоритма и рекомендаций по разработке веб-квеста,
которые можно представить в виде следующих основных этапов: этап 1 – выбор
темы, этап 2 – целеполагание, этап 3 – формулировка ключевых понятий по теме,
этап 4 – выбор ресурса, на котором будет сделан веб-квест, этап 5 – выбор типа
и формы квеста в соответствии с классификацией, этап 6 – написание сценария,
этап 7 – разработка заданий, выбор средств их реализации, этап 8 – разработка
критериев оценки, этап 9 — заполнение электронного ресурса материалом, этап 10
– организация веб-квеста, этап 11 — подведение итогов и оценка работы.

В данном исследовании был
разработан и проверен на практике урок по английскому языку для учащихся 10
класса с методическими рекомендациями по его созданию. В современном,
развивающемся мире ЭОР являются помощником в изучении иностранного языка, делая
процесс обучения интересным и увлекательным.

Результаты входных и
контрольных заданий показали, что экспериментальная группа, которая обучалась
по составленному нами квесту, показала более высокий результат при выполнении
контрольных заданий. Анализ полученных результатов позволяет нам сделать
следующие выводы: коэффициент эффективности нашего комплекса равен 1,05. Это
соответствует условию успешности примененного нами комплекса заданий на
обучение говорению посредством квест-технологий.

Таким образом,
поставленные в начале работы задачи успешно реализованы, а цель достигнута, а
выдвинутая гипотеза исследования доказана.

 



 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
основы использования квест – технологии в процессе обучения иноязычному
говорению

 

1.1. Говорение и
коммуникация на уроке иностранного языка

Согласно Федеральному
государственному образовательному стандарту среднего общего образования урок
иностранного языка, главным образом, направлен на формирование и развитие у
учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, которая представляет собой
способность осуществлять межкультурное общение, на основе приобретенных
языковых и культурных знаний, речевых навыков и умений.

Говорение – это форма
устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой
средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается
воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением
говорящего. [Гальскова 2004:190].

Целью обучения говорению
является формирование у учащихся умения осуществлять устное общение в
разнообразных жизненных ситуациях. Согласно данной цели, по окончании школы
учащийся должен уметь:

1. Осуществлять
непосредственное общение, понимать и реагировать, как вербально, так и
невербально на устные высказывания партнера (в том числе — носителя изучаемого
языка) по общению в разных сферах, тематиках и ситуациях, которые обозначены
программой для каждого типа учебного заведения;

2. Осуществлять связное
высказывание о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, а
также уметь выражать свое отношение к полученной информации или предмету
высказывания. [Гальскова 2004:69]

В основе говорения
положены продуктивные произносительные, интонационные и лексико-грамматические
навыки [Пассов 2002:17].

Содержание говорения
представляет собой выражение мыслей и устную передачу информации. Выражение
человеком мыслей, идей, понятий и чувств издавна привлекало внимание
лингвистов, философов и психологов. С лингвистической точки зрения, выражение
мыслей является активным процессом, который строится по нормам языка.

С философской точки
зрения, этот процесс находит свое объяснение в изречении А.Г. Спиркина, который
говорит, что философия является особой формой познания действительности,
напрямую связанная с мышлением, которое впоследствии выражается в устной форме
[Спиркин 2011: 11].

С психологической точки
зрения, аспект выражения мыслей, идей и чувств не подвергается сомнению,
поскольку человек есть существо социально-биологическое, наделенное множеством
психологических характеристик. Из этого следует, что речевую деятельность можно
считать и психологическим понятием. Данное утверждение наглядно объясняется
изречением великого советского психолога, Л.С. Выготского. «Мыслит не мышление,
мыслит человек» [Выготский 1999: 139].

Еще одно мнение присуще
Ж. Пиаже, который отмечал, что особое внимание нужно обратить на мышление
учащегося, поскольку оно напрямую связано с его речью. Анализируя ученика
подросткового возраста, мы можем видеть, что все большую значимость начинает
приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное
количество смысловых связей между понятиями действительности [Пиаже 1994: 410].

Целесообразно рассмотреть
понятие речевой деятельности, которая является основой любой другой
человеческой деятельности, будь то бытовая, трудовая или научная.

«Речевая деятельность –
это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание
формируется для достижения определенной цели: общения или воздействия» [Мокрецов
2016: 1164].

Высказывание по своей
природе прагматично, то есть направлено на достижение определенного результата.
Высказывание способно влиять на слушающего, побуждать его, мотивировать,
убеждать, манипулировать им. Именно в этом и проявляется сила высказывания.

Л.В. Щерба считает, что
речевая деятельность напрямую связана с социумом и имеет социальный характер в
силу того, что люди в социуме непрерывно взаимодействуют друг с другом [Щерба 2004:
320].

В связи с этим, можно
говорить о том, что прежде, чем речевая деятельность станет социально полезным
продуктом, она должна зародиться в сознании человека. У говорящего должен быть
мотив и желание перевести языковую систему в вербальное коммуникативное
сообщение, то есть, в высказывание.

«Речевая деятельность –
активный, целенаправленный, процесс, направленный на удовлетворение
коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения» [Зимняя
2001: 51].

С точки зрения
коммуникативно-познавательной потребности человека, его стремление осуществлять
речевую деятельность активно происходит в рамках его учебной деятельности и
становится главной задачей при формировании его познавательного интереса в
процессе обучения. Применяя данное правило к урокам иностранного языка, можно
видеть, что одним из основных приемов развития умения говорения на иностранном
языке может служить организация упражнений на решение морально-нравственных
проблем, которая вовлекает эмоциональную составляющую учащегося в выполнение
данного упражнения, увеличивая вероятность возникновения в его сознании
стремления заговорить на иностранном языке.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы