Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Использование ИКТ в развитии словаря у старших дошкольников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей лексического развития детей дошкольного возраста 5
1.1. Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста 5
1.2 Особенности использования ИКТ при лексическом развитии дошкольников 8
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния средств ИКТ на развитие словаря дошкольников 11
2.1 Выявление уровня развития словаря у детей контрольной и экспериментальной групп исследования 11
2.2 Работа по развитию лексики у детей дошкольного возраста посредством использования ИКТ 26
2.3 Динамика уровня развития словаря дошкольников 27
Заключение 43
Список литературы 45
Введение:
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день особенно актуальной является проблема развития словаря детей дошкольного возраста, так как этот период считается наиболее благоприятным временем для его развития. Если не проводить достаточной работы в этом направлении, то к моменту поступления в школу большинство детей, не владея необходимым словарным запасом, испытывают трудности в общении, что в свою очередь становится одной из причин школьной неуспеваемости.
Словарь представляет один из важных компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем считается важным условием умственного развития, так как содержание исторического опыта, который присваивается ребенком в онтогенезе, обобщается и отражается в речевой форме, в первую очередь, в значениях слов. Усвоение словаря способствует решению задачи накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Вместе с этим протекает развитие операциональной стороны мышления, так как овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза и обобщения.
Недостаточный запас словаря мешает полноценному общению и общему развитию ребенка, так как богатство словаря выступает признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Так, развитие словаря детей является одной из основных задач дошкольного образования. В связи с этим стоит необходимость поиска эффективных средств и методов, которые можно использовать при развитии словаря детей дошкольного возраста. В таких условиях источником развития лексической стороны речи может выступать применение компьютерных технологий, которые позволяют погружать детей дошкольного возраста в игровые ситуации, делать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной и привлекательной.
Степень изученности темы исследования. Проблемой развития речи занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др.
Проблемой развития словаря детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева и многие другие. Исследователи в своих трудах отмечают, что в период дошкольного детства происходят значительные изменения, в частности, расширяется кругозор ребенка, совершенствуются его мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а, следовательно, расширяется словарный запас.
Теорией и практикой использования компьютерных технологий в обучении занимались такие ученые как: М. Ю. Бухаркина, Д. Ш. Матрос, А. А. Кузнецов, В. М. Монахов, О. К. Тихомиров, А. П. Ершов, С. А. Христочевский и др.
Однако на сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения количества детей, которые имеют разные проблемы речевого развития, поэтому проблема поиска эффективных средств работы по развитию лексического строя речи у детей дошкольного возраста в современных условиях образования является достаточно актуальной.
Цель исследования – изучение особенностей формирования словаря детей дошкольного возраста в процессе использования ИКТ.
Объект исследования – процесс формирования словаря у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – формирование словаря детей дошкольного возраста в процессе использования ИКТ.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс формирования словаря детей в дошкольном возрасте будет осуществляться эффективно, если учебный процесс будет отвечать возрастным и психологическим особенностям дошкольников, иметь систематический характер и осуществляться в процессе использования ИКТ.
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Определить развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать особенности использования ИКТ при лексическом развитии дошкольников
3. Организовать исследование по определению уровня сформированности словаря дошкольников.
4. Организовать работу по развитию лексики у детей дошкольного возраста посредством использования ИКТ.
5. Проанализировать динамику развития словаря у старших дошкольников.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
3. Количественная и качественная обработка полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов, полученных в ходе проведения экспериментальной работы в учебном процессе дошкольных организаций. Результаты исследования могут быть полезны для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, студентов педагогических специальностей, логопедов и родителей.
Организация исследования. Базой исследования явилось МБДОУ «Детский сад 17» города Набережные Челны, Татарстан, Россия.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, библиографии и приложения.
Заключение:
Развитие лексики в онтогенезе обуславливается развитием представлений ребенка об окружающей его действительности. По мере знакомства с новыми предметами и явлениями, признаками предметов и действий, происходит обогащение словаря ребенка.
Освоение окружающего мира ребенка проходит в процессе неречевой и речевой деятельности во время взаимодействия с реальными объектами и явлениями, а также посредством общения со взрослыми. В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слов, развитие мышления и других психологических процессов.
Предпосылками развития речи являются два процесса. Первым выступает неречевая предметная деятельность самого ребенка, т.е. расширение связей с окружающим миром посредством конкретного чувственного восприятия мира. Вторым важным фактором для развития речи, в частности для обогащения словаря ребенка, является речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.
Важным является то, что развитие лексики во многом определяется социальной средой, в которой растет и воспитывается ребенок. В зависимости от социально-культурного уровня семьи, возрастные нормы словарного запаса ребенка одного и того же возраста могут иметь значительные колебания. Это объясняется тем, что словарь у ребенка пополняется и усваивается в процессе общения.
Посредством речевого общения ребенок не просто заимствует слова из речи окружающих и не просто пассивно закрепляет слова или словосочетания в своем сознании, а овладевая речью, он анализирует речь окружающих, выделяя морфемы, создавая новые слова, комбинируя морфемы.
Ограниченность словарного запаса вызывает затруднения в процессе развития связной речи, переходе от диалогической формы речи к контекстной. Таким образом, для полноценного овладения детьми речью, необходимо чтобы развивались в первую очередь лексические навыки.
Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы: дети экспериментальной группы характеризовались в основном низким уровнем сформированности словаря, а дети контрольной группы — средним уровнем. В результате исследования выявилось, что у детей экспериментальной группы развитие активного словаря ниже возрастной нормы.
Для развития лексической стороны речи был организован формирующий эксперимент, который основывался на внедрение в учебно-воспитательную работу программу по развитию речи детей старшего дошкольного возраста при помощи предложенных занятий посредством ИКТ.
По истечении работы с детьми было проведено повторное обследование уровня лексического развития. Так, в ходе контрольного этапа была доказана выдвинутая гипотеза о том, что эффективному развитию лексики детей старшего дошкольного возраста способствует использование технологий ИКТ. Полученные результаты позволяют проследить динамику развития уровня лексической стороны речи и наметить дальнейший план работы с дошкольниками.
Таким образом, цель исследования достигнута, а задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей лексического развития детей дошкольного возраста
1.1. Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста
Развитие словаря у ребенка взаимосвязано с несколькими процессами, среди которых происходит развитие мышления и других психических функций, а также развитие всех компонентов речи от фонетико-фонематического до грамматического строя речи.
Посредством речи ребенок обозначает то, что доступно для его понимания. Поэтому в словаре ребенка изначально появляются слова конкретного назначения, а со временем возникают слова обобщающего характера.
Формирование и развитие лексики в онтогенезе обуславливается и развитием представлений ребенка об окружающей его действительности. По мере знакомства ребенка с новыми предметами и явлениями, признаками разных предметов и действий, увеличивается его словарь. При этом освоение окружающего мира происходит посредством неречевой и речевой деятельности в непосредственном взаимодействии с реальными объектами или явлениями, или с общением со взрослыми [14].
Один из исследователей этого вопроса, Л.С. Выготский, говорил о том, что изначальной функцией речи у ребенка выступает установление контакте с окружающим миром, т.е. речь выполняет функцию сообщения. Известно, что любая деятельность ребенка раннего возраста происходит вместе со взрослыми, поэтому общение приобретает ситуативный характер. Современные психологические и психолингвистические исследования говорят о том, что предпосылками развития речи выступают два процесса, среди которых неречевая предметная деятельность самого ребенка, которая заключается в расширении связей с окружающим миром посредством чувственного его восприятия. Вторым процессом является речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком, которое выступает как важная функция обогащения словаря. Отметим, что изначально общение взрослого и ребенка происходит в одностороннем порядке и носит эмоциональный характер, вызывая желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. После общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка при помощи звуковой символики. При этом ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщаясь к общению посредством языка [6].
Данное подключение происходит посредством простейших форм речи, используя понятные слова, которые связаны с конкретной ситуацией. Так развитие лексики зачастую определяется и социальной средой, в которой воспитывается дошкольник. Однако возрастные нормы словарного запаса ребенка одного и того же возраста могут значительно колебаться. Это зависит от социально-культурного уровня семьи, так как семья выступает как главный воспитатель словаря ребенка, который усваивается в процессе общения.
К концу первого и началу второго года жизни ребенка начинает приобретать значительную силу словесный раздражитель. Но по наблюдениям одного из исследователей, М.М. Кольцовой, в этот период развития слова не разграничиваются друг от друга, а ребенок реагирует на весь комплекс слов со всей предметной ситуацией [12].