Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Использование игровых технологий при организации внеурочной деятельности учащихся 6-х классов по истории
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Научно-теоретические аспекты использования игровых технологий во внеурочной деятельности по истории в основной школе 7
1.1. Внеурочная деятельность по истории в основной школе в современном образовательном процессе в рамках реализации ФГОС 7
1.2. Обзор научно-педагогической литературы по использованию игровых технологий в обучении 15
1.3. Виды и формы игровых технологий по истории во внеурочной деятельности 22
2. Опытно-экспериментальная работа по организации внеурочной деятельности по истории в 6-ом классе в форме театрализации 38
2.1. Особенности организации внеурочной деятельности по истории в форме театрализации 38
2.2. Рыцарский турнир в 6 классе, как вид внеурочной деятельности по истории 49
2.3. Анализ эффективности использования игровых технологий по истории во внеурочной деятельности в 6 классе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Введение:
Поиск новых форм и приемов обучения истории и обществознания в наше время явление не только закономерное, но и необходимое. Сегодня в школе, делающей ставку на активизацию учебного процесса, все чаще учителя используют различные современные технологии, в том числе и игровые. Игровая деятельность используется в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, ключевого содержания темы и даже целого раздела, а также в качестве элемента урока (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). Нередко игровые технологии применяются во внеклассной деятельности учителя.
С целью обновления системы образования и создания условий для развития и формирования успешных школьников, были разработаны федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС). Особое внимание в стандартах уделяется внеурочной деятельности. Под «внеурочной деятельностью» в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы [9].
Внеурочную деятельность мы определяем как форму различной организации учащихся на добровольной основе под руководством учителя для проявления и развития их познавательных интересов и творческой самостоятельности.
В настоящее время использование игровых технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Игровые технологии как часть современных образовательных технологий стали активно включаться в процесс не только учебной деятельности, но и внеучебной.
Они имеют достаточный ряд преимуществ, по сравнению с другими видами педагогических технологий. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.
Применение игровых технологий позволяет в значительной мере интенсифицировать учебный процесс.
Использование игровых технологий в преподавании истории позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения.
Значения игры и ее возможность использования в учебном процессе активно исследовалось в отечественной педагогике. Можно назвать следующих авторов: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, П.И. Пидкасистый, С.Л. Рубинштейн и др.
Роль учебной игры рассматривается в диссертационных исследованиях Л.А. Андреевой, В.Г. Денисовой, С.Н. Злобиной, Л.Н. Матросовой.
Признавая значимость проведенных исследований, следует отметить, что педагогический аспект игры как технологии во внеурочной деятельности изучен недостаточно. Эта тенденция наблюдается и в практике работы школы, так как рассматриваются лишь некоторые стороны развивающих возможностей игры.
На основании вышесказанного были выявлены следующие противоречия:
1) между отсутствием заинтересованности в изучении истории у отдельных школьников и высокими требованиями программ по данному предмету;
2) между традиционным подходом к организации и проведению внеурочной деятельности по истории и широкими возможностями использования игровых технологий, позволяющими повысить эффективность преподавания предмета.
Проблема заключается в разрешении указанных противоречий и состоит в совершенствовании преподавания истории, выявлении возможностей позитивного изменения познавательной активности учащихся в обучении на основе повышения их потребности в знаниях через применение игровых технологий.
Следует отметить, что научно обоснованная, базирующаяся на результатах глубокого исследования концепция использования игровых технологий во внеурочной деятельности по истории в настоящее время отсутствует.
Заключение:
Итак, по результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Внеурочные занятия в единстве с учебными образуют систему «школьно-внешкольного образования», позволяющую оптимально решать проблему индивидуализации и дифференциации обучения как средства развития личности учащегося. Внеурочная работа стимулирует учителя в поиске средств и способов развития школьников с учетом их индивидуальных интересов и способностей. Организация этих занятий по истории ориентирует на углубленное изучение предметов, развивает у учащихся интеллектуальную и эмоциональную сферу личности. Школьник, являющийся соучастником внеурочной деятельности, включенный в продуктивную социально и личностно-значимую деятельности, совершенствует себя как личность.
2. К учебно-игровыми технологиями, с одной стороны, относят совокупность методов, приемов и средств организации образовательного процесса в форме различных дидактических игр с четко поставленной целью и соответствующими задачами, характеризующихся активной учебно-познавательной и воспитательной направленности, а с другой — эти технологии используются как специфический учебно-методический инструментарий.
3. Театрализация в изучении исторического материала позволяет активизировать детей, стимулирует развитие их способностей, желание лучше узнать изучаемую эпоху, дает учащимся чувство радости, вдохновения, особенно тем, кто находит теоретический путь постичь историю своего родного и других народов сложно.
4. Основная цель проведенного исследования заключается в выявлении влияния рыцарского турнира, как игровой технологии на сформированность учебной деятельности во внеурочной деятельности по истории.
На констатирующей стадии цель была решена — провести первичное исследование учебной деятельности во внеурочной деятельности по истории.
Формирующий этап был направлен на организацию и проведение рыцарского турнира во внеурочной деятельности по истории. В результате апробации ученики должны были развить навыки учебной деятельности во внеурочной деятельности по истории.
На контрольном этапе цель была решена — провести вторичное изучение учебной деятельности во внеурочной деятельности по истории.
Подводя итоги, следует отметить, что дети в целом готовы к практической деятельности, однако их самостоятельность, мотивация и творческий потенциал находятся на довольно низком уровне. Существует явное отсутствие организации и реализации игровых мероприятий в обоих классах.
На контрольном этапе ни один ученик из контрольного класса не продемонстрировал высокий уровень. Дети до сих пор не умеют: работать с первоисточником, наблюдать, определять проблему, формулировать гипотезы, разрабатывать и проводить эксперимент, обобщать результаты, использовать достижения смежных наук.
Дети экспериментального класса обладают повышенными навыками: умение работать с различными источниками информации; умение правильно разработать методологию исследования; умение критически понимать материал, представленный в конкретном источнике информации; умение анализировать различные ситуации, выделять наиболее важные и надежные в данной ситуации; умение не четко и ясно выражать свои мысли, уметь обосновывать свои суждения; умение конструктивно подходить к решению проблемы; умение планировать свою деятельность, проверять и оценивать ее результаты; умение использовать возможности ИКТ для представления результатов исследований.
Итак, были решены все поставленные задачи и доказана гипотеза исследования. Действительно, если использовать во внеурочной деятельности по истории игровые технологии, то повысится активизация учебной деятельности по предмету.
Фрагмент текста работы:
В настоящее время происходит обновление учебно-воспитательной работы образовательных организаций, что связано с повышением уровня результативности организации внеурочной деятельности школьников. На федеральном уровне организация внеурочной деятельности определяется такими нормативно-правовыми документами как:
1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [41].
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [41].
3. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [41].
4. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» [41].
В концепции ФГОС второго поколения подчеркивается, что организация занятий по направлениям внеурочной деятельности должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса, что «позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования». Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это не механическая добавка к общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Главное – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования [49].
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации внеурочная воспитательная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая организуется по направлениям развития личности, таким как спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное направления, в форме экскурсий, кружков, секций, конференций, диспутов, олимпиад, соревнований, научных исследований, творческих проектов, общественно полезных практик и некоторых других. Внеурочная деятельность относится к вариативной части основной образовательной программы, выбирается самими обучающимися в соответствии со своей индивидуальной программой образования и не входит в максимально допустимую учебную нагрузку.
Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [ФГОСНОО, п. 19.5], основной образовательной программы основного общего образования [ФГОС ООО, п. 18.2.2] или основной образовательной программы среднего общего образования [ФГОС СОО, п. 18.2.2].
Внеурочная деятельность должна быть направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся [41].
В педагогической литературе существуют разные трактовки понятия внеурочная деятельность.