Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Использование дидактических игр в образовательном процессе ДОУ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Использование дидактических игр в образовательном процессе ДОУ 6
1.1. Понятие «дидактической игра» и ее виды 6
1.2. Образовательная деятельность в Программе «От рождения до школы» 11
1.3. Возможность использования дидактических игр в развитии речи детей первой младшей группы 16
Глава 2. Влияние дидактической игры на развитие речи детей первой младшей группы в образовательном процессе ДОУ 27
2.1. Организация и проведение эксперимента 27
2.2. Разработка и внедрение системы дидактических игр, направленной на развитие речи младших дошкольников в образовательном процессе ДОУ 35
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 47
Список использованной литературы 56
Приложения 61
Введение:
Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре развивается внимание, память, воображение, логика, мир детских эмоций, общение и т.д. Образовательный процесс, организованный в форме игровой деятельности, вызывает интерес у ребенка и активизирует его познавательную активность.
Использование дидактической игры в образовательном процессе дошкольных учреждений вызвано, прежде всего, тем, что игра является ведущей деятельностью дошкольников.
В дидактической игре развивается речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. Речь – дар природы, она объединяет людей, помогает понять друг друга. Речь оказывает ребенку и взрослому услугу в познании мира. Для становления речи природа отводит ребенку очень мало времени. В дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для развития словаря детей и устной речи. Любое нарушение в развитии речи ребёнка отражается на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми.
Поэтому развитию речи в детских дошкольных учреждениях уделяется особое внимание.
Актуальность
Есть множество методик обучения детей младшего дошкольного возраста и подготовки их к учебной деятельности. Полноценную учебную деятельность можно сформировать на основе игровой. Главная особенность дидактической игры в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, и сами находят решения. Это повышает их умственную активность. Поэтому формирование словаря, речевое развитие и овладение звуковой культурой речи наиболее доступно каждому дошкольнику в игре. В дидактических играх по развитию речи ребёнок развивает внимание, мышление, фантазию, память, речь, закрепляет умение обобщать на основе сходства и различия, а также понимает значение слов, учится составлять предложения, рассказы.
Цель исследования: изучение возможностей использования дидактических игр для развития речи в образовательном процессе у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие дидактической игры ;
2. Определить виды дидактической игры;
3. Охарактеризовать образовательную деятельность в Программе «От рождения до школы»;
4. Определить возможность использования дидактических игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
5. Разработать систему дидактических игр, направленную на развитие речи младших дошкольников в образовательном процессе ДОУ.
6. Провести эмпирическое исследование влияния дидактической игры на развитие речи в образовательном процессе у младших дошкольников.
Объект исследования – процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – применение дидактических игр в образовательном процессе для речевого развития младших дошкольников.
В соответствии с задачами были использованы следующие методы исследования:
1) Теоретический анализ литературы по теме исследования.
2)Эмпирические методы: диагностика, математическая обработка результатов.
Развитие словаря представлено, прежде всего, в работах Е.И. Тихеевой, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой. Проблемы содержания и методов обучения речи в детском саду разрабатывались Э.П. Коротковой, Н.А. Стародубовой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др. Психологические особенности развития речи у детей раннего возраста раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.
База исследования: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 комбинированного вида Колпинского района г. Санкт-Петербурга. В экспериментальную группу вошли 18 детей в возрасте 2-3 лет.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения данных диагностик, определяющих уровень речевого развития детей первой младшей группы, а также возможность использования предложенных дидактических игр в образовательном процессе ДОУ.
Заключение:
Дети начинают познавать этот мир с момента появления на свет. Они изучают все, что их окружает, развиваются физически и умственно быстрыми темпами. К 3 годам большинство детей уже свободно разговаривает. После 3 лет начинается активная социальная интеграция, при которой речь играет важнейшую роль. Поэтому так важно осуществлять развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Речь – это не врожденный, а приобретенный навык. Именно поэтому заниматься ее развитием необходимо с раннего возраста. Родители должны знать нормы и особенности развития речи детей дошкольного возраста, чтобы вовремя заметить отклонения, обратиться к врачу и решить проблемы на ранней стадии их появления.
Теоретический анализ литературы показал, что образовательная деятельность в ДОУ – это совокупность последовательных действий, предпринимаемых педагогом для достижения результатов, предусмотренных целями дошкольного образования и его задачами. Успех в данной деятельности зависит от умения педагогов выбрать из огромного многообразия методов, приемов организации педагогического процесса необходимые для эффективного взаимодействия всех субъектов педагогического процесса.
Одним из действенных методов организации педагогического процесса в работе с детьми дошкольного возраста является дидактическая игра.
Дидактическая игра– многоплановое педагогическое явление, которое выступает:
— игровым методом обучения детей дошкольного возраста,
— формой обучения,
— самостоятельной игровой деятельностью,
— средством гармоничного всестороннего развития личности ребенка-дошкольника.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
— игры с предметами (игрушками, природным материалом),
— настольно-печатные,
— словесные игры.
Дидактическая игра осуществляет как образовательную, так и воспитательную функцию в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Для успешной реализации развития словаря младших дошкольников в дошкольном учреждении используются дидактические игры. С помощью дидактической игры мы не только передаем детям определенные знания, формируем представления, учим играть, но и активизируем активный и пассивный словарь, который малыши могут применить в повседневной жизни.
В ходе словарной работы с детьми, в том числе и в ходе дидактической игры, педагоги проводят работу над словом при ознакомлении детей с окружающим миром, используя детскую активность в познавательной деятельности; формируют словарь детей одновременно с развитием психических процессов и с учетом их умственных способностей, при этом воспитываются чувства, устанавливается отношения и поведение детей. Словарная работа сводится к тому, что все задачи должны решаться в единстве и в строгой последовательности.
В ходе проведения диагностического обследования речи детей экспериментальной группы было выявлено, что у многих детей активный словарь не сформирован. Дети затрудняются при поиске слов, которые дают определение предмета, слов-действий, не все могут повторить за взрослым предложение, пользоваться речью как средством общения со взрослыми и сверстниками.
В ходе констатирующего эксперимента были выявлены определенные недостатки развития и формирования словаря детей первой младшей группы. Результаты эксперимента подтверждают данные об особенностях определенной смысловой стороны речи детей и указывают на необходимость совершенствования педагогической работы по формированию у них правильного развития и формирования словаря.
В определении условий овладения смысловой стороной развития речи и формирования словаря немаловажное значение имеет ранняя диагностика развития и формирования словаря и определение факторов, влияющих на формирование этой стороны речи.
Поэтому мы определили направление нашей работы с детьми «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру» и поставили цель: расширять границы окружающего ребенка мира, развивать правильную связную речь, отработать артикуляцию, расширить активный словарь, научить выражать свои мысли словами, сформировать речевое мышление.
Непременным условием полноценного речевого развития является разнообразная и правильно организованная игровая среда.
Создавая предметно-развивающую среду, мы учитывали возрастные особенности детей: игровые зоны расположили в доступном месте, оформили тематические центры: по сенсорному воспитанию, по ознакомлению с окружающим, экологическому воспитанию, подобрали яркие игрушки, которые побуждали малышей к общению.
Сравнительные результаты диагностики сформированности словаря детей на констатирующем и контрольном этапе эксперимента показала, что предложенная система дидактических игр оказалась эффективной и с успехом может применяться при формировании словаря детей дошкольного возраста.
Проблема развития речи детей при одновременном формирования и развитии словаря представляет собой одну из важных педагогических проблем, исследуемую в настоящее время на психофизиологическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом уровнях. Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса адаптации детей к жизнедеятельности вообще, и к учебной деятельности, в частности. В данной работе, посвященной формированию и развитию словаря и речи детей младшей группы, мы считаем, что цель и задачи, поставленные в работе, выполнены.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения данных диагностик, определяющих уровень речевого развития детей первой младшей группы, а также возможность использования предложенных использования предложенных дидактических игр в образовательном процессе ДОУ.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Использование дидактических игр в образовательном процессе ДОУ
1.1. Понятие дидактической игры и ее виды
Разработки общей теории игры заложены в исследованиях Ф.Шиллера, А.Валлона, К.Гросса, Д. Дьюи, Ж. Пиаже, 3. Фрейда, К. Левина и др. [30].
Великие педагоги отмечали значимость игры в развитии ребенка. Так, по мнению К.Д. Ушинского «в игре формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля, и если говорят, что игры предсказывают будущий характер и будущую судьбу ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на его будущую судьбу» [Ушинский, 1950, с. 439].
«Игра – это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело», – утверждал А.С. Макаренко [Макаренко, 1950, с. 297].
В.А. Сухомлинский считал, что именно «в игре раскрывается перед ребенком мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры умственных сил, без творческого воображения нет, и не может быть полноценного умственного развития [Сухомлинский, 1988, с. 269]. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В этом, на его взгляд, и заключалась образовательная и воспитательная ценность игры.
Данной позиции придерживаются и многие современные специалисты.
Так, О. Василишина и Е. Коновалова отмечают, что цель воспитателя детского сада – обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие [Василишина, Коновалова, 2010]. Задача состоит в том, чтобы создать условия для активной, разнообразной, самостоятельной, творческой игровой деятельности.
«Дошкольник – это целый мир со своими взглядами, устремлениями, внутренней позицией, – указывает В.И. Турченко. – Ведущей деятельностью дошкольников является игра» [Турченко, 2014, с. 28].
Игра – это эффективное средство формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир [Воспитание детей в игре, 2001, с. 29].
Игра является неиссякаемым источником для претворения творческих замыслов ребенка [Авторитетные психологи России, 2010, с. 21].
И.А. Лыкова под дидактической игрой понимает многоплановое педагогическое явление, которое выступает и игровым методом обучения детей дошкольного возрасте, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством гармоничного всестороннего развития личности ребенка-дошкольника [Лыкова, 2014, с. 65].
По мнению ряда авторов, главная особенность дидактических игр определена их названием — это игры обучающие, и они способствуют развитию познавательной деятельности и интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида [Белая, 2008; Бондаренко, 1991; Лыкова, 2014]:
— игры с предметами (игрушками, природным материалом),
— настольно-печатные,
— словесные игры.
Дидактическая игра отличается от других игр тем, что обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.