Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Использование дидактических игр для развития математических представлений у детей 5-6 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ 7
1.1 Характеристика основных понятий, сущность и особенности руководства дидактической работы 7
1.2. Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 15
Выводы по 1 главе 27
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 28
2.1. Диагностика начального уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста математических представлений посредством дидактических игр 31
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 47
Выводы по 2 главе 57
Заключение 58
Список литературы 59
Приложение 62
Введение:
Дошкольное детство является важным этапом становления ребенка, активным периодом развития многих психических процессов.
ФГОС ДОО предполагает, что образовательная программа должна обеспечивать полноценное развитие ребенка, что, в частности, предполага-ет формирование первичных представлений о свойствах и отношениях предметов в мире (размер, количество, число, часть и целое, пространство и время, движение и покой, причина и следствие и т.д.).
Проанализировав по этому вопросу различные источники, а именно пособия по основным общеобразовательным программам дошкольного образования «От рождения до школы» Васильевой, Вераксы, Комаровой, пособия по программе «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой, пособия по программе «Развитие» Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, мы при-шли к выводу, что существует проблема, заключающаяся в частичном от-сутствии разработанной системы применения дидактических игр, направ-ленных на формирование математических представлений, умений и навы-ков.
Таким образом, дополнением к пособиям по основным общеобразо-вательным программам дошкольного образования стали бы следующие дидактические игры и материалы: палочки Кюизенера, блоки Деньеша, лабиринты Воскобовича, логические игры Столяра.
Актуальность нашего исследования обусловлена проблемой: дидак-тическая игра как средство развития математических представлений зани-мает особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми та-ких исходных математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отноше-ния.
Развитие математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В соответствии с ФГОС дошкольные образовательные учреждения являются первой обра-зовательной ступенью.
И от того насколько своевременно и качественно будет проводиться подготовка детей в дошкольном образовательном учреждении, будет зави-сеть его успешность в будущем.
Обучение математике детей дошкольного возраста невозможно пред-ставить без использования дидактических игр. Использование дидактиче-ских игр помогает лучшему восприятию материала, ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Математика играет важную роль в интеллектуальном воспитании де-тей, развитии интеллекта и мышления. В дошкольном возрасте мышление ребенка вступает в новую фазу развития, а именно увеличение круга взглядов детей и расширение психических горизонтов, является пере-стройкой большей части психической деятельности.
За прошедшие много лет становления и развития системы дошколь-ного образования психологи и педагоги стремятся найти такие подходы к проблеме воспитания и образования детей, которые способствовали бы развитию личности, удовлетворяли общество в целом.
В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в детском саду. Формирование элементарных математических знаний и умений у дошкольников должно осуществляться таким образом, чтобы обучение придавалось не только непосредственному практическому результату, но и широкому воспитательному эффекту.
Формирование элементарных математических понятий направлено на развитие интеллекта, интеллектуальных и творческих способностей, что является неотъемлемым компонентом личности ребенка.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей до-школьного возраста с учетом периодов развития является одной из акту-альных проблем нашего времени.
Дети дошкольного возраста с продвинутыми интеллектуальными способностями быстрее запоминают материал, более уверены в своих воз-можностях, легче адаптируются к новой среде, лучше подготовленной к школе, поэтому, важное значение должно уделяться обучению дошколь-ников основам математики в дошкольном учреждении.
Организация работы по математическому воспитанию детей до-школьного возраста с учетом дошкольного образования может осуществ-ляться в качестве приоритетной части, формируемой участниками образо-вательного процесса, и представляет собой целостную систему.
Дидактическая игра требует внимательности, усидчивости, серьез-ный настрой, использование мыслительного процесса. Игра — естественный способ развития ребенка.
Только в игре ребенок радостно и легко учится анализировать и размышлять, преодолевать трудности, одновременно приобретая неоце-нимый опыт общения.
Объект исследования – формирование математических представле-ний у старших дошкольников.
Предмет исследования – дидактическая игра как средство развития математических представлений у старших дошкольников.
Цель исследования – теоретически обосновать, практически дока-зать возможность и необходимость использования дидактических игр как средства формирования математических представлений у старших до-школьников.
Задачи исследования:
— выделить актуальные характеристики понятий;
— раскрыть сущность и особенности руководства дидактической иг-рой в старших группах детского сада;
— организовать игровую деятельность детей, провести анализ игро-вой деятельности, самоанализ педагогической деятельности;
— разработать план организации дидактических игр;
— разработать конспекты организации дидактических игр, направ-ленных на формирование математических представлений у старших до-школьников;
— проанализировать эффективность применения дидактических игр в формировании математических представлений у старших дошкольников.
Для решения поставленных задач были использованы методы:
— анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
— наблюдение,
— диагностика,
— обработка данных.
Гипотеза исследования: использование дидактических игр в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности математи-ческих представлений у дошкольников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Практическая значимость обусловлена возможностью использовать дидактические игры в процессе обучения, способствующих повышению уровня сформированности математических представлений у дошкольни-ков.
Заключение:
Элементарные математические представления дошкольников — это элементарные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для форми-рования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы. Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.
Цель дидактических и развивающих игр – реализация дидактической и игровой задачи. Дидактическая задача направлена на конкретизацию, уточнение, систематизацию знаний; усвоение способов умственной и прак-тической деятельности; воспитание нравственного отношения к объектам и явлениям предметной, природной и социальной среды; на более глубокое изучение индивидуальных особенностей своих сверстников, самого себя.
Посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста фор-мируются элементарные представления о том, что множество может состо-ять из разных по качеству предметов, формируются представления о чис-лах в пределах пяти, о равенстве (неравенстве) групп предметов на основе счета, совершенствуется умение сравнивать два предмета по величине пу-тем непосредственного наложения и приложения их друг к другу.
Учатся соизмерять предметы по двум признакам величины, устанав-ливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины, шири-ны, высоты, располагать их в определенной последовательности. Форми-руются элементарные представления детей о геометрических фигурах: ша-ре, кубе, цилиндре, круге, квадрате, треугольнике, знакомятся с прямо-угольником, учится различать и называть прямоугольник. Совершенству-ется умение определять направление от себя, двигаться в заданном направлении, познакомятся с пространственными отношениями: далеко — близко.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДО-ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
1.1 Характеристика основных понятий, сущность и особенности руководства дидактической работы
Дидактическая игра — это разнообразные игры с правилами. Игры с правилами имеют готовый контент и заранее заданную последователь-ность действий; основными являются решение проблемы, соблюдение пра-вил. Дидактическая игра является одним из инструментов для детей до-школьного возраста.
Это дает возможность реализовать цели образования и обучения че-рез доступную и привлекательную для детей форму вовлечения. Это при-суще двум функциям в процессе обучения.
Первая функция — улучшение и закрепление знаний. Ребенок не про-сто воспроизводит знания в том виде, в каком они были изучены, а транс-формируется, учится работать с ними в зависимости от игровой ситуации.
Суть второй функции дидактических игр заключается в том, что де-ти осваивают новые знания и навыки для различного контента.
Основные особенности дидактических игр:
1. Дидактическая игра — образовательная игра. Они созданы взрос-лыми с целью обучения и воспитания детей.
2. Для детей, участвующих в игре, образовательная ценность дидак-тических игр не действует открыто, реализуется через игровые задачи, иг-ровые действия, правила.
3. Познавательное содержание образовательных игр обусловлено содержанием программы и соответствует игровой форме.
4. Дидактические игры имеют своеобразную структуру.
Дидактическая игра — сложное явление, но оно четко выявило струк-туру, то есть основные элементы, которые одновременно характеризуют игру как форму обучения и игровой деятельности.
Большинство исследователей-педагогов и психологов выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:
• дидактическое задание (задача), состоящее из игры и тренировки;
• содержание игры
• правила игры;
• игровые действия;
• конец игры, подведение итогов.
Дидактическое (обучающее) задание является основным элементом дидактической игры, которая подчинена всем остальным. Для детей учеб-ное задание сформулировано как игра. Это определяется целями обучения и воспитания детей. Подбор познавательных заданий для игр осуществля-ется в соответствии с разделами программы, с учетом возрастных особен-ностей детей. Наличие дидактических заданий подчеркивает воспитатель-ный характер игры, акцентирует ее содержание на развитии познаватель-ной активности детей.