Педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Использование дидактических игр для формирования внимания обучающихся начальных классов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические особенности развития внимания детей младшего школьного возраста 6
1.1 Психолого-педагогические особенности развития обучающихся начальных классов 6
1.2 Понятие «внимание» в литературе и особенности его формирования в онтогенезе 15
Глава 2 Теоретический анализ проблемы использования дидактических игр для формирования внимания обучающихся начальных классов 26
2.1 Дидактическая игра как средство формирования внимания обучающихся начальных классов 26
2.2 Виды дидактических игр 31
2.3 Особенности использования дидактических игр для формирования внимания 33
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактических игр для формирования внимания обучающихся начальных классов 37
3.1 Диагностика уровня внимания обучающихся начальных классов 37
3.2 Разработка и анализ сборника дидактических игр для обучающихся начальных классов 51
3.3 Динамика уровня внимания обучающихся начальных классов 53
Заключение 60
Список источников 61
Приложение………………………………………………………………………..…66

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Современные требования к развитию личности ребенка и его способностей растут в связи с информатизацией общества и с увеличивающимся темпом жизни. Необходимость быстрого усвоения большого объема информации и необходимость работы с сохранением высокой степени сосредоточения при этом обуславливают потребность в развитой внимательности.
Проблема развития внимания детей в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, физиологи, логопеды, педагоги изучают и обосновывают критерии сформированности внимания и спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать развивать внимание детей.
На практике часто именно недостатком внимания объясняют низкую учебную успеваемость и отставание детей от школьной программы. Во время учебных занятий педагоги чаще всего призывают учащихся именно к внимательности.
Однако достичь высокой концентрации и произвольности внимания к началу школьного обучения оказывается тяжелой задачей для детей, поэтому многие из них отличаются сниженными показателями произвольного внимания и в период обучения в начальном звене школы.
Объект исследования: процесс обучения.
Предмет исследования: изучение особенностей формирования внимания обучающихся начальных классов при помощи дидактических игр.
Цель: изучить особенности использования дидактических игр для формирования внимания обучающихся начальных классов.
Задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику особенностей развития обучающихся начальных классов.
2. Рассмотреть понятие «внимание» и особенности его формирования в онтогенезе.
3. Рассмотреть дидактическую игру как средство формирования внимания обучающихся начальных классов.
4. Дать характеристику видам дидактических игр.
5. Раскрыть особенности использования дидактических игр для формирования внимания.
6. Провести диагностику уровня внимания обучающихся начальных классов.
7. Разработать и проанализировать сборник дидактических игр для обучающихся начальных классов.
Была сформулирована следующая гипотеза исследования: предполагается, что разработка и внедрение сборника дидактических игр для обучающихся начальных классов позволит обеспечить положительную динамику уровня внимания обучающихся начальных классов.
Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования:
— теоретические методы (анализ, сравнение);
— эмпирические методы (тестирование, педагогический эксперимент, анализ данных).
— методы математической статистики.
Методики исследования:
— тест Пьерона-Рузера на определение уровня концентрации внимания;
— методика «Запомни и расставь точки»;
— тест переплетенных линий (модификация теста Рея).
База исследования: МОУ Дмитровская СОШ №2. В качестве участников исследования в работе выступили 28 учащихся 1 «В» класса. В рамках реализации педагогического эксперимента дети были разделены на две равных по численности группы: экспериментальную и контрольную группу (по 14 человек в каждой).
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении психолого-педагогических особенностей развития обучающихся начальных классов, анализе понятия «внимание» в литературе и особенности его формирования в онтогенезе, выявлении особенностей использования дидактических игр для формирования внимания.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать его результаты в педагогической работе с учащимися начального звена, а также в работе с обучающимися, имеющими недостаточный уровень развития внимания.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы нам удалось достичь поставленной во введении цели, что позволило изучить особенности использования дидактических игр для формирования внимания обучающихся начальных классов.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— была дана психолого-педагогическая характеристика особенностям развития обучающихся начальных классов;
— было рассмотрено понятие «внимание» и особенности его формирования в онтогенезе;
— была рассмотрена дидактическая игра как средство формирования внимания обучающихся начальных классов;
— была дана характеристика видам дидактических игр;
— были раскрыты особенности использования дидактических игр для формирования внимания;
— была проведена диагностика уровня внимания обучающихся начальных классов;
— был разработан и проанализирован сборник дидактических игр для обучающихся начальных классов.
Качественный и количественный анализ данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что разработка и внедрение сборника дидактических игр для обучающихся начальных классов позволит обеспечить положительную динамику уровня внимания обучающихся начальных классов.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Психолого-педагогические особенности развития внимания детей младшего школьного возраста

1.1 Психолого-педагогические особенности развития обучающихся начальных классов

Возраст выступает относительно автономным периодом развития человека, характеризующимся качественным своеобразием. Жизненный цикл человека делится на возрастные категории в соответствии с различными подходами – учетом жизненного цикла (онтогенеза), учетом характерных социальных процессов и учетом культурных представлений. Выделение младшего школьного возраста определяется в большей степени социокультурным аспектом и связано с введением обязательного общего, среднего образования, ступени младшей школы.
Отечественные теории исходят из положения Л.С. Выготского [11] о том, что возрастная периодизация должна основываться на сущности самого процесса развития, имея в виду, что развитие ребенка – это присвоение им социально-исторического опыта в ходе организованной взрослыми деятельности и общения.
Д.Б. Элькониным [48] отмечается, что основными критериями возрастной периодизации следует считать:
— социальную ситуацию развития, выражающуюся через соотношение внешних и внутренних условий развития психики, определяющую отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, к самому себе;
— ведущий вид деятельности, понимаемый в качестве такой деятельности, развитие которой обуславливает изменения психических процессов и психологических особенностей ребенка;
— новообразования возраста, трактуемые в качестве нового типа строения личности и ее деятельности, которые возникают в этот период и определяют собой преобразования в сознании ребенка, его внутренней и внешней жизни; новообразования – это положительные особенности, которые позволяют ребенку перейти на новую стадию развития [48].
Так, в младшем школьном возрасте новообразованиями выступают: внутренний план действий; рефлексия; развитие познавательных процессов; развитие произвольного поведения [48].
Уровень развития новообразований составляет приоритетную задачу.
— возрастной кризис, т.е. переломная точка на кривой развития, отделяющая один возраст от другого. Возрастные психические новообразования актуализируют критический период. Происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребенка, возникновение нового типа отношений с взрослым, смена одного вида деятельности другим [48].
В соответствии с подходами Л.С. Выготского [11], А.Н. Леонтьева [28], Д.Б. Эльконина [48] переходный этап между возрастами может проходить кризисно. Так, переход от дошкольного детства к младшему школьному возрасту сопровождается кризисом 7 лет. К 6 годам начинается формирование психологической готовности к школьному обучению, и становление ее предпосылок связано с кризисом 6-7 лет.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы