Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Интеллектуальная готовность детей 6 и 7 лет к школьному обучению
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Проблема интеллектуальной готовности к школьному обучению в современных психолого-педагогических исследованиях 6
1.1 Основные аспекты понятия интеллектуальной готовности к школьному обучению 6
1.2 Критерии интеллектуальной готовности к школьному обучению 17
Глава 2. Экспериментальное изучение интеллектуальной готовности к школьному обучению 20
2.1 Анализ результатов исследования интеллектуальной готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению 20
2.2 Рекомендации для родителей и педагогов ДОУ по проблеме формирования интеллектуальной готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению 27
Заключение 36
Список использованных источников 40
Введение:
Актуальность исследования. Проблема интеллектуальной готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению существовала практически всегда. Особенно значимой данная проблема становится сейчас, в ситуации модернизации образования, изменения содержания, технологий обучения и воспитания, организационных форм учебной и внеурочной деятельности учеников первого класса.
В последние десятилетия в начальной школе вводятся все более интенсивные формы обучения, расширяется спектр изучаемых дисциплин. Поэтому дети в первом классе встречаются с серьезными требованиями. Отсюда и высокие требования к уровню готовности ребенка к школьному обучению. Многие дети по самым разнообразным причинам не готовы к школьному обучению. Первый период, когда проблемы, связанные с уровнем готовности к школе, могут проявиться ярко и сильно – поступление в первый класс. В норме адаптация первоклассников к школе завершается за 5-6 недель. Если ребенок к школьному обучению не готов, тогда процесс школьной адаптации затягивается.
Первоклассник, испытывающий проблемы в аспекте готовности к школе, не может контролировать свое поведение, испытывает страх перед школой. Как правило, в поведении таких детей преобладают черты инфантилизма. Со временем проявляются нарушения успеваемости и проблемы с поведением. Несвоевременное распознавание причины школьных трудностей приводит к хроническому отставанию в усвоении знаний. Поэтому важно отправлять в первый класс подготовленных детей, у которых есть так называемая «школьная зрелость».
Чем выше уровень готовности ребенка 6-7 лет к школе, тем ему проще учиться в первом классе. Однако готовность к школе – сложное понятие, и оно включает в себя не только интеллект, но также мотивационную сферу, социальную готовность, желание учиться и т.д.
Проблема интеллектуальной готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению связана с тем, что родители в настоящее время, с одной стороны, переоценивают интеллектуальную сторону подготовки к школе. С другой стороны, родители плохо понимают, что такое «интеллектуальная готовность», и тратят время и деньги на ненужные занятия. Поэтому изучение проблемы интеллектуальной готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению остается актуальным, несмотря на относительную изученность.
Объект исследования: дети 6 и 7 лет.
Предмет исследования: интеллектуальная готовность детей 6 и 7 лет к школьному обучению.
Цель исследования – выявить критерии интеллектуальной готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению и разработать рекомендации для родителей и педагогов ДОУ по проблеме формирования интеллектуальной готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению.
Задачи исследования:
– рассмотреть основные аспекты понятия интеллектуальной готовности к школьному обучению;
– проанализировать факторы формирования интеллектуальной готовности к школьному обучению;
– провести исследование интеллектуальной готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению
– разработать рекомендации по проблеме формирования интеллектуальной готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению.
Заключение:
Анализ психолого-педагогической литературы и проведенная опытно-экспериментальная работа позволили нам сделать следующие выводы:
Интеллектуальная готовность к школьному обучению рассматривается как составная часть общего понятия «готовность к школе». Помимо интеллектуальной готовности, исследователи выделяют также физическую, эмоциональную и психологическую готовность. Выделять интеллектуальную готовность к школьному обучению в качестве основной или как-то подчеркивать ее особую значимость не стоит; все компоненты школьной готовности одинаково важны. Интеллектуально развитый ребенок 6-7 лет, который не имеет мотивов учиться или физически ослаблен, столкнется с массой трудностей в первом классе, несмотря на свои способности. Но и принижать важность интеллектуальной готовности нельзя. Современная школа построена на идее предоставления учащимся научных знаний, и уже с первого класса учащемуся понадобиться анализировать факты, обобщать знания, замечать взаимосвязи между явлениями, то есть вести интеллектуальную деятельность.
Сложность состоит в том, что само явление «интеллект» определяется по-разному. Для взрослых людей «интеллект» зачастую понимается как способность только к мышлению. В случае детей исследователями (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн) часто подчеркивают взаимосвязанность сразу целого ряда сторон познавательной сферы: памяти, воображения, внимания, речи, мышления и мелкой моторики рук.
К тому же интеллектуальная сфера детей сильно отличается от интеллектуальной сферы взрослого человека. У детской психики есть свои отличия. Так, в дошкольном возрасте, особенно до пяти лет, любой ребенок имеет слаборазвитое словесно-логическое мышление, потому что ребенок мыслит не словами, а образами, и это нормальная возрастная особенность детской психики. Память и внимание в детском возрасте всегда отличает заметная непроизвольность. И если взрослый человек, неспособный управлять своим вниманием, считается недостаточно развитым, то для ребенка невнимательность (непроизвольное внимание) является обычной возрастной особенностью, хотя для обучения в школе, конечно, необходимо иметь и произвольное внимание.
Поэтому критерии интеллектуальной готовности ребенка 6-7 лет к школьному обучению выделить достаточно сложно. Ребенок – это не маленький взрослый, а человек со своими особенностями развития. Так, показателем интеллекта для ребенка будет развитая мелкая моторика рук, потому что это прямой показатель зрелости коры головного мозга. Хорошее наглядно-образное мышление тоже будет прямо показывать высокий уровень интеллектуального развития дошкольника. Большое значение для интеллектуальной готовности к школьному обучению имеет способность управлять своим вниманием, регулировать свою мыслительную активность, видеть цель в своих действиях.
Готовность к усвоению знаний обеспечивается, в первую очередь, необходимым уровнем развития восприятия, мышления, памяти, внимания, речи. Но это обобщенные показатели, а конкретными критериями готовности будут выступать способность ребенка обобщать, анализировать, выделять основные признаки явлений, дифференцированное восприятие, знание сенсорных эталонов. Готовым к школьному обучению можно также назвать ребенка, который познавательно активен, любознателен, проявляет интерес к получению знаний.
Во второй главе работы мы провели экспериментальное изучение уровня развития словесно-логического мышления детей 6-7 лет, воспитанников ДОУ, которые должны пойти в школу в сентябре 2020 года. Для оценки применялась методика Э.Ф. Замбацявичене «Изучение словесно-логического мышления». Как оказалось, из 27 детей 6-7 лет только 11,1 % имеют высокий уровень развития словесно-логического мышления. Эти дети умеют различать существенные и несущественные признаки предметов, у них сформированы мыслительные операции обобщения, абстрагирования. Они могут устанавливать отношения и логические связи между понятиями, умеют обобщать. У большинства детей уровень развития словесно-логического мышления средний (44,4 %). И у 44% детей низкий уровень словесно-логического мышления. Дети не умеют различать существенные и несущественные признаки предметов, у них не сформированы мыслительные операции обобщения, абстрагирования. Они не могут устанавливать отношения и логические связи между понятиями, не умеют обобщать.
Фрагмент текста работы:
Проблема интеллектуальной готовности к школьному обучению в современных психолого-педагогических исследованиях
1.1 Основные аспекты понятия интеллектуальной готовности к школьному обучению
Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Так как вопрос подготовки к школьному обучению важен, то он часто и подробно рассматривается как в научной литературе, так и в нормативной документации. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО) определяет четыре критерия готовности к школе [29]:
1. психологическая готовность ребенка;
2. интеллектуальная готовность ребенка;
3. мотивационная готовность ребенка;
4. физическая готовность ребенка.
В научной литературе выдвигаются и другие показатели готовности к школе. А.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова отнесли к основным сторонам готовности к школе факторы личностной зрелости, которая проявляется в трех системах отношений: отношение ребенка к взрослому, его произвольность; отношение ребенка к сверстнику; отношение ребенка к самому себе, то есть уровень самосознания. А.Л. Венгер считает, что в основе готовности к школьному обучению лежат полноценные мотивы учения, адекватная самооценка [23, с. 55].
Интеллектуальная готовность к школьному обучению важна, это очевидно. Школьное обучение выдвигает высокие требования к интеллектуальной деятельности, так как в школе необходимо думать, обобщать знания, анализировать информацию и т.д.
Сложность состоит в том, что до сих пор нет какого-то единого понимания того, что такое «интеллект». Исследовать понятие «интеллект» начали еще философы. В философии интеллект исследовался в связи с такими понятиями, как «разум» и «рассудок». Однако философские идеи о природе интеллекта сложны, и они мало что дают для понимания того, как необходимо работать с ребенком на практике, чтобы он был интеллектуально готов к школьному обучению. Очевидно, что ребенок должен быть «разумен», но для практики работы необходимо иметь более конкретные представления о структуре интеллекта.
Р. Стернберг впервые предпринял попытку определения интеллекта на уровне описания поведения. Он выделил три формы интеллектуального поведения [4, с. 45]:
1) вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);
2) способность решать проблемы (способность строить планы, применять знания и т.д.);
3) практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и др.).
В настоящее время много внимания уделяется понятию «социальный интеллект». Под ним понимается способность понимать поведение других людей.
В научной среде сейчас распространено толкование интеллекта как синонима мышления. При этом полагается, что в отличие от собственно мышления, которое есть процесс, интеллект означает качество этого процесса.
Интеллект в широком смысле понимается как совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения [24, с. 38]. При таком определении, интеллектуальная готовность к школьному обучению становится синонимом всестороннего развития всей личности ребенка.