Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Инклюзивное образование
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические аспекты и исторические предпосылки
инклюзивного образования
1.2. Сущность инклюзивного образования, его предмет и объект
1.3. Актуальные проблемы развития инклюзивного образования в
России
Глава 2. Методические аспекты организации инклюзивного
образования
2.1. Общие принципы организации инклюзивного образования
2.2 Формирование профессиональной компетенции инклюзивного
образования
Введение:
Актуальность темы исследования.
Вариативное образование дает возможность для создания различных учебных
заведений как для способных, одаренных детей, так и тех, которые испытывают
трудности в обучении и развитии. Однако реальностью является привлечение детей
с особыми потребностями к обучению и воспитанию в массовых учебных заведениях,
признание их прав на получение равных с другими возможностей в различных сферах
жизни. Образование такой категории воспитанников должно помочь в
самоопределении, самоидентификации, самореализации с учетом индивидуальности.
Для реализации цели педагоги должны знать и учитывать в процессе обучения и
воспитания индивидуальные особенности детей. Проблема в том, что в настоящее
время не разработано целостной теории, обоснованной концепции, методики
развития индивидуальности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста,
полностью не раскрыта сущность индивидуального подхода к воспитанию детей, а
особенно лиц с проблемами развития.
В инклюзии вопрос индивидуализации
обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями считается
весьма актуальным и сложным. Проблеме индивидуального подхода к воспитанию и
обучению детей всегда уделялось значительное внимание. Необходимость учета
своеобразия каждого человека, глубокого знания его индивидуальных различий
отмечали как отечественные (П. Блонский, И. Павлов, С. Русова,
И. Сеченов, К. Ушинский), так и зарубежные ученые (М. Монтессори,
Ж. Пиаже, Ф. Фребель). Сейчас освещением вопросов индивидуализации
обучения и воспитания детей дошкольного возраста занимаются известные
специалисты в области педагогики и психологии.
Л. Артемова, А. Богуш, С. Борисова, Е.
Вильчковский, Н. Лысенко, Т. Пониманская акцентируют на содержании,
методах, формах индивидуализированного обучения и воспитания дошкольников в
разных видах деятельности.
В зарубежных исследованиях представлены
различные подходы изучения этой проблемы. В частности, рассматривается
зависимость эффективности инклюзивного обучения от того, насколько в
образовательном процессе учитываются индивидуальные образовательные потребности
ребенка (N.A. Madden and R.E. Slavin; B.B.Strikland and A. Turnbull); в какой
мере осуществляется адаптация и модификация стандартной учебной программы,
тщательное и систематическое структурирования определенных учебных целей (N.A.
Madden and R.E. Slavin; B.B.Strikland and A. Turnbull; C. Cheney and M.A.
Demchak). Исследователи в индивидуальном подходе видят использование методик,
которые ориентируются на сильные стороны ребенка, его интересы, умения, навыки,
уровень подготовленности и возможности их формирования в условиях инклюзивного
образования (B.C. Gartin, N.L. Murdick, D.E. Perner, M.B. Imbeau).
Перед педагогами ставится задача
адаптировать учебно-воспитательный процесс так, чтобы все дети имели
возможность приобрести знания, умения и навыки. По мнению исследователей (J.J.
Hoover, J.R. Patton), определенные составляющие курикулума, подлежащие индивидуализации
дополняются еще и подходами к организации различных форм работы; формирования
навыков поведения. Таким образом, индивидуализация в инклюзивной среде
распространяется на все составляющие стандартизированного курикулума
(учебно-дидактического обеспечения), который включает определение конкретных
образовательных целей, адаптацию / модификацию стандартной программы, с
последующим ее воплощением в индивидуальной учебной программе ребенка с особыми
образовательными потребностями.
Объект исследования
– инклюзивное образование.
Предмет исследования
– специфика организации инклюзивного образования.
Цель исследования
– определить специфику организации инклюзивного образования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть определение инклюзии.
2. Раскрыть сущность инклюзивного
образования, описать его предмет и объект.
3. Описать актуальные проблемы развития
инклюзивного образования в России.
4. Дать характеристику общим принципам
организации инклюзивного образования.
5. Описать процесс формирования
профессиональной компетенции инклюзивного образования педагога.
6. Составить алгоритм создания
индивидуального коррекционно-образовательного маршрута для детей с ОВЗ.
Методы исследования:
– анализ литературы по теме исследования;
– синтез и обобщение;
– метод теоретического конструирования.
Практическая значимость исследования
состоит в том, что собранный нами материал можно использовать в дальнейших
разработках данного вопроса; в разработанной системе организации инклюзивного
образования.
Структура работу
обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух
глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.
Заключение:
На сегодняшний день человечество переходит
к новой мировоззренческой парадигме – пытается создать единое общество,
включающее людей с различными проблемами, с ограниченными возможностями
здоровья. Одной из современных мировых тенденцией является также стремление к
институализации и социальному интегрированию лиц с особенностями
психофизического развития.
Основной целью инклюзивного образования
считаем обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования
и создания необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без
исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, бывших учебных
достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса
родителей, психических и физических возможностей, как детей, развивающихся в
норме, так и детей с ОВЗ.
Интегрирование детей с нарушениями
психофизического развития в общеобразовательные учреждения – это мировой
процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны. Анализ зарубежного
опыта внедрения инклюзии в образование показал, что в зарубежных странах
инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечения равного доступа
к получению того или иного вида образования и создания необходимых условий для
достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их
индивидуальных особенностей, бывших учебных достижений, родного языка,
культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и
физических возможностей.
Таким образом, рекомендациями по
реализации инклюзивного образования являются следующие: соблюдение общих
принципов организации инклюзивного образования; формирование профессиональной
компетенции педагога; создание индивидуального коррекционно-образовательного
маршрута для учащихся с ОВЗ.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты и исторические предпосылки
инклюзивного образования
1.1. Определение инклюзии
Цель инклюзии в образовании заключается в
ликвидации социальной изолированности (исключение), что является следствием
негативного отношения к понятию разнообразия. Отправной точкой этого понятия
является убеждение, что образование является одним из основополагающих прав
человека и основой для более справедливого общества.
В основе термина «инклюзия» лежит
социальная модель понимания инвалидности, которая трактует инвалидность, как
понятие, эволюционирует, и является результатом взаимодействия, которое
происходит между людьми, имеющими нарушения здоровья, и барьерами, существующими
во внешней среде и которая мешает их полной и эффективной участия в жизни
общества наравне с другими. Социальная модель понимания инвалидности стала
альтернативой медицинской модели понимания инвалидности, которая в первую
очередь была направлена на коррекцию развития лиц с особенностями
психофизического развития или лиц с особыми потребностями.
ЮНЕСКО рассматривает инклюзию как
динамичный процесс, который заключается в позитивном отношении к разнообразию
учеников в учебной среде, восприятии индивидуальных особенностей развития
ребенка не как проблемы, а как возможностей для развития. Поэтому движение в
направлении инклюзии – это не только техническое или организационное изменение,
но и определенная философия в образовании[1].
Современная социально-педагогическая наука
пользуется термином «инклюзия» для описания процесса обучения детей с
ограниченными функциональными возможностями в массовых общеобразовательных
школах.
Понятие «инклюзия» за рубежом (США,
Канада, Великобритания), где 50-летний опыт социальной интеграции нетипичных
детей, приходит на смену понятию «интеграция». Ведь механическое соединение
(интеграция) в одном классе детей с особыми потребностями и обычным развитием
не означает полноценного участия первых в жизни класса. Часто инклюзию
отождествляют с интеграцией, однако она вместительнее понятием[2]. Интеграция имеет
несколько сужен контекст и означает процесс привлечения детей, нуждающихся в
коррекции физического и (или) умственного развития, в учебное заведение
(приспосабливаем ученика к общим условий школы). в основе инклюзии, в
противовес интеграции, лежит новая философия и методология школьного обучения,
которая должна учитывать потребности каждого ребенка, в том числе и одаренной,
и тех, которые имеют особые образовательные потребности[3]. Поэтому условия для
учебно-воспитательного процесса в обычной массовой школе должны быть такими,
чтобы удовлетворить индивидуальные потребности каждого ученика данного
образовательного учреждения.
Таким образом, для понимания инклюзии
имеют значение четыре ключевые аспекты[4] (Рисунок 1):
[1] Алёхина С.В. Инклюзивное
образование: история и современность. – М.: Педагогичесский университет
"Первое сентября", 2013. – 33 с.
[2] Сабат Н. Социально-педагогический
аспект инклюзивного обучения // Социальный педагог. – 2008. – № 3. – С. 43.
[3] Софий Н.С. Концептуальные аспекты
инклюзивного образования / Инклюзивное школа: особенности организации и
управления: учеб. пособие. / Кол. авторов А. А. Колупаева, Ю. М. Найда, Н. С.
Софий и др.; под общ. ред. Л.И. Даниленко. – К., 2007. – 128 с.
[4] Инклюзивное образование в России.
– М.: «БЭСТ-принт», 2011. – 85 с.