Психология Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Инфантилизм как социально-психологическое явление: факторы возникновения и преодоления (в супружеских или семейных отношениях)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретическое изучение становления учения об инфантилизме в отечественной и зарубежной психологии на примере семей с детьми и бездетных семей 6
1.1. Научно-теоретический обзор проблемы инфантилизма в зарубежной психологии 6
1.2. Теоретический анализ проблемы инфантилизма в отечественной психологии 21
1.3. Проявление инфантилизма в супружеских отношениях и зависимость инфантилизма от наличия детей 34
Глава 2. Эмпирическое исследование инфантильности в супружеских парах в зависимости от наличия детей 46
2.1. Методы исследования 46
2.2. Анализ полученных результатов 51
Заключение 69
Список литературы 71
Приложение 1. 75
Приложение 2 77
Приложение 3 88
Приложение 4 101

  

Введение:

 

Феномен инфантилизма современного взрослого человека, предпочитающего жить с собственными родителями, получать их финансовую поддержку, не иметь своей семьи, отражается на экономической и демографической ситуации в стране. Однако он остается малоизученным вследствие сложности природы самого феномена, многозначности причин его возникновения, большого количества социальных и психологических факторов, влияющих на возникновение инфантилизма.
Глубокие преобразования во многих сферах жизни ведут к изменению ценностно-смысловых установок молодежи, к постановке более легких и быстро достигаемых целей. Современная социальная ситуация характеризуется увеличением количества и интенсивности информационных потоков, социально-экономическими преобразованиями и различными кризисами. Противоречивая картина будущего, неопределенность завтрашнего дня пугает молодого человека, как бы призывает его остаться «в детстве», где не было проблем, где жизнь была стабильна и надежна. Однако с утратой ценности взросления человечество теряет смысл своего существования, отрицает самовоспроизводство и идет к снижению численности населения и прекращению человеческого рода.
С другой стороны, интерес к проблеме инфантилизма вызван не только необходимостью адаптации к современным социально-экономическим и психологическим условиям, но и естественной ситуацией удлинения детства, изменения возрастных границ и «отодвиганием» взрослости на более поздние периоды. Для адекватного понимания современного процесса взросления особое значение приобретает как изучение теоретического конструкта, так и поиск операционального определения понятия «инфантилизм».
В целом можно сказать, что проблема инфантилизма комплексному анализу не подвергалась и существует лишь на уровне изучения феномена в ограниченных контекстах, не говоря уже о дискуссионности в определении данного понятия. Тем не менее определенный вклад в разработку данного конструкта внесли Р. Дантсон, G. Anton (1913), H. Stutte et al. (1967), в работах Л.Ф. Барретт и соавт. (2007; Barrett & Wager, 2006), K.S. Блэр и соавт. (2007), J.D. Mayer et al. (2000), R.J. Waldinger et al. (2004), J.T. Ehrenreich et al. (2007), Н. Мак-Вильямс и др. [3, 11, 13, 16, 17, 19, 34].
Изучение толкования понятия «инфантилизм» и его проявлений у наших современников представляется авторам актуальным вопросом, описывающим одну из современных тенденций взросления. В обыденной практике этот термин часто употребляется в качестве оценки того или иного явления, поведения и имеет отрицательную коннотацию. Подобная отрицательная оценка адекватна миру взрослых, где для ребенка взросление является важной естественной целью и результатом развития. Каждый ребенок — «недо-взрослый» и стремится стать полноценным взрослым. Позиция взрослого для ребенка привлекательна, несмотря на возможные проблемы и трудности взрослой жизни. Действительно, взросление и достижение зрелости являются одной из перспективных целей развития человека.
Расширение производства товаров, экономический рост, достижение изобилия освобождают, по его мнению, все большее число людей от работы и вовлекают их в формы деятельности, не связанные не с добычей ресурсов, не с производством, ни с распределением потребительских благ. Чем более развито экономически государство и общество, тем большую гарантию создает оно молодому поколению в обеспеченности всем необходимым даже при отсутствии участия в трудовой жизни. Образовавшаяся пустота от незанятости молодежи в труде заполняется досуговой деятельностью, следствие чего — формирование субкультуры молодежи. Поэтому при росте материального богатства, достигается стадия, когда резко увеличивается возможность для досуговой деятельности молодых людей.
Цель данной работы – изучение социально – психологических условий развития инфантилизма в семьях с детьми и без детей, факторы его преодоления.

В соответствии с целью необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть особенности инфантилизма в отечественной и зарубежной литературе
2. Проанализировать особенности становления инфантильного сознания
3. Провести исследование инфантилизма семей с детьми и без детей
4. Рассмотреть возможности профилактики инфантилизма.
Гипотеза исследования: уровень инфантилизма у бездетных пар будет существенно выше, нежели у пар, которые имеют детей.
Исследование осуществлялось в 3 этапа. На первом этапе осуществлялся подбор методик. На втором этапе проводилась диагностика инфантилизма. Третий предполагал анализ полученных результатов.
Объект работы: инфантилизм как психологическая проблема.
Предмет работы: особенности инфантилизма у пар. Имеющих и не имеющих детей.
Теоретическая значимость работы: проведено исследование понятия инфантилизма в современной науке, обобщены особенности проявления инфантилизма в конкретной группе.
Практическая значимость исследования – полученный в работе материал становится важным для изучения феномена инфантилизма, самостоятельной работы с ним и может быть расширен как изучение инфантилизма на основании отдельных групп.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, обобщая различные точки зрения, отметим, что инфантилизм — это определенная личностная организация, сохраняющая черты и модели поведения предыдущего возрастного периода, бывшие адекватными прежде, но не являющиеся адекватными на новом возрастном этапе. Большинство авторов указывают на незрелость (несформированность, задержку формирования) эмоционально-волевой сферы, связывая с этим эгоцентричные поступки, несамостоятельность или зависимость, нетребовательность к себе и критичность к другим и другие проявления инфантильной личности.
Социально-психологические условия предполагают реализацию специально разработанной программы и технологий, развивающий характер которых релевантен по отношению к уровням и структурным компонентам инфантилизма, и направлен на развитие эмоционально-волевой сферы, ценностных ориентаций, трудовой мотивации, развитие рефлексивных способностей, потребности в достижениях и др.
Внешние условия — это создание организационной среды посредством комплекса целенаправленных, организационных мероприятий, направленных на снижение уровня выраженности инфантилизма личности:
комплексное воздействие на взаимосвязанные структурные компоненты инфантилизма: психологический, социальный и физический;
разработка и реализация программы, направленной на преобразование структурных компонентов и характеристик инфантилизма личности, с учетом дифференцированного и комплексного подхода для каждой группы семей – с детьми и бездетных семей.
— использование в программе форм, методов и направлений профориентационной и других работ, оказывающих влияние на структурные компоненты и характеристики инфантилизма личности;
— диагностика и выявление различных уровней выраженности инфантилизма.
Внутренние условия — целенаправленное воздействие на изменение психологического, социального и физического компонентов инфантилизма и его характеристик личности инфантильных взрослых в семьях с детьми или без детей непосредственно при участии в программе и технологиях по преодолению инфантилизма:
— развитие эмоционально-волевой сферы посредством специально организованных занятий с постепенным усложнением физической нагрузки и дополнительных заданий на стадии утомления;
— для развития трудовой мотивации и формирования мотивации участия в программе необходимо изначально опираться на принцип удовольствия, а так же использовать элементы соревнования;
— для развития преодолевающего поведения создавать ситуации, требующие приложения определенных усилий в преодолении трудностей;
— для развития ценностных ориентаций и рефлексии необходимо ставить перед участниками такие задачи, решение которых приведет к формированию желания и потребности формулировать жизненные и профессиональные ценности, проводить их анализ и рефлексию;
— провоцировать ситуации необходимости принятия на себя ответственности;
— для повышения показателя потребности в достижениях создавать на занятиях обстановку, способствующую осознанию жизненных и профессиональных целей, и нахождению ресурсов для их осуществления.
Полагаем, что данные социально-психологические условия способствуют частичному или полному преодолению инфантилизма у семей. Не имеющих детей.

 

Фрагмент текста работы:

 

Сегодня с позиции психологии инфантилизм рассматривается со следующих позиций: взаимодействие между эмоциональным интеллектом и инфантилизмом как дефицит осознания эмоций, их регулирование, использование в умственной деятельности; Инфантилизм в результате патологического процесса, когда выявлены аутизм и шизофрения (Phillips & Seidman, 2008; Prakash et al., 2007; Rechinberg et al., 2006); развитие сексуальности младенческой личности (Кронфельд, 1921; и другие.). В этих зарубежных работах преобладают исследования психического и психологического инфантилизма.
Понятие инфантилизма в настоящее время используется в различных контекстах и представляет собой довольно размытый конструкт. Одной из наших целей является обзор существующих толкований понятия «инфантилизм» и его содержания в рамках психологической науки, теоретическое определение конструкта и его операционализация. Мы хотели бы дать сущностное определение понятию «инфантилизм», по возможности избегая оценочного модуса.
Термин «инфантилизм» может пониматься и как характеристика человека (личностная особенность или личностная организация), и как характеристика процесса развития [6, 8, 11, 13, 15, 17, 23, 30, 34]. Некоторые авторы употребляют понятия «инфантилизм» и «инфантильность» как синонимы [17].
Понятие «инфантилизм» отнесено к личностному контексту и определено в Кратком психологическом словаре как «сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту» [15, с. 127]. Основной характеристикой инфантильного индивида называют незрелость эмоционально-волевой сферы, причем физическое или умственное развитие может идти в рамках нормы или даже в ускоренном темпе. Инфантилизм как незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в таких симптомах, как несамостоятельность решений и действий, чувство незащищенности, пониженная критичность по отношению к себе, повышенная требовательность к заботе других о себе, разнообразные компенсаторные реакции [15].
Представляют интерес формы общего и частичного инфантилизма, выделенные Г. Антоном. Формы общего инфантилизма:
1) Инфантилизм с миксэдемой и кретинизмом.
2) Монголизм (по Мечникову, монгольский тип глаз свидетельствует о сохранении известных черт зародышевого состояния).
3) Инфантилизм, вызванный отсутствием или недостаточным развитием половых органов.
4) Инфантилизм с первичным заболеванием других висцеральных желез, особенно надпочечников, зобной и поджелудочной желез.
5) Дистрофический инфантилизм с этиологическими разновидностями:
а) инфантилизм при аплазии сосудов;
6) инфантилизм при первичных заболеваниях мозга;
в) инфантилизм вследствие алкоголизма и других отравлений у родителей;
г) инфантилизм при наследственном сифилисе;
д) инфантилизм при раннем развитии других болезней и расстройств обмена веществ (туберкулез, пороки сердца);
е) инфантилизм, вызванный пребыванием детей в плохих гигиенических условиях и недостаточным питанием.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы