Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Игровые упражнения как средство развития графических навыков старших дошкольников. 5-6 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ 6
1.1. Психофизиологические особенности развития старших дошкольников 6
1.2. Содержание и значение развития графических навыков старших дошкольников 11
1.3. Игровые упражнения как одно из средств развития графических навыков 14
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ 19
2.1. Организация и ход исследования 19
2.2. Результаты исследования 23
2.3. Рекомендации по развитию графических навыков посредством игровых упражнений воспитателям 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Введение:
Наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовки руки ре-бенка к письму.
Под графическими навыками подразумеваются владение каранда-шом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам. Гра-фические навыки – одни из ключевых навыков, которые необходимы ре-бенку при выполнении заданий во всех образовательных областях.
Именно это обстоятельство во многом определяет актуальность дан-ного исследования, направленного на выявление условий для формирова-ния графических навыков у дошкольников.
Графика, используя свойства зрительного восприятия и подчиняясь своим законам, общим для всех типов графических изображений (от ху-дожественных рисунков до всевозможных диаграмм, карт и т.д.), является своеобразным «языком» общения.
Проблема обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности широко обсуждается в отечественной и зарубежной психоло-го-педагогической литературе.
Вопросы развития графических навыков были предметом исследова-ния Т.С. Комарова. Она создала классификацию навыков и умений, со-ставляющих технику рисования (формирующие движения, обобщенные методы изображения, сенсорные способности рисования), разработала ме-тоды их формирования и на их основе построила программу для освоения «движений рисунка».
Значения развивающих игр и упражнений способствует развитию графических навыков у старших дошкольников.
В процессе игр и упражнений по развитию у детей графических навыков совершенствуются внимание, память, слуховое и зрительное вос-приятие, культивируется настойчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
Её положения сводятся к четырем запросам, обеспечивающие права детей: на выживание, на развитие, и обеспечение активного деятельности в жизни общества. Конвенция о правах ребёнка, а также закон об образова-нии РФ трактуют ряд социально-правовых устоев, основными из них яв-ляются: признание ребёнка самостоятельной, полноценной и полноправ-ной индивидуальностью интересы которого являются приоритетными. [12, с. 7]
В 2002 году Московским Комитетом образования с учетом высокой социальной значимости по защите прав ребёнка, обнародовано пособие группы исследователей. «Защита прав и достоинства маленького ребёнка» [26, с. 5].
Для развития графических навыков используется программа: «Раз-витие у детей дошкольного возраста графических умений и навыков»
В системе занятий по каждому возрасту лежат три основные идеи:
— Развитие мелкой моторики путем пальчиковой гимнастики М.М. Кольцовой и В.А. Яблочковой.
— Формирование зрительно-моторной координации навыка письма М. Безруких.
— Методика обучения графическим умениям и навыкам на основе штриховки Е.Н. Потаповой.
Таким образом цель нашего исследования: выявление роли игровых упражнений в развитии графических навыков старших дошкольников.
Объект исследования: целостный воспитательный процесс на уровне дошкольного образования.
Предмет исследования: процесс развития графических навыков у де-тей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений.
Задачи исследования:
— Охарактеризовать особенности развития старших дошкольников
— Рассмотреть условия формирования графических навыков у стар-ших дошкольников
— Изучить роль игровых упражнений в развитии графических навы-ков у старших дошкольников
— Провести исследование на уровне констатирующего эксперимента
— Проанализировать результаты исследования
— Описать рекомендации по развитию графических навыков посред-ством игровых упражнений
Методы исследования определились в соответствии с целью и зада-чами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы.
К первым относится анализ научной и психолого-педагогической ли-тературы по проблеме исследования, ко вторым — наблюдение, педагогиче-ский эксперимент, тестирование, анализ документов планирования, мате-матические методы обработки материалов.
Методологическая основа исследования.
В качестве методологической основы работы выступают труды сле-дующих ученых: теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.); современные представления о раз-витии графических умений (М. Фростиг, Т.С. Комарова, М.М. Безруких, Н.С. Пантина, О.А. Карабанова и др.).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключе-ния и списка использованной литературы.
Заключение:
Для развития художественного творчества детей графические навыки являются основным средством графического выражения.
Особое место в развитии рисунка движений руки ребенка принадле-жит младшему возрасту, тому периоду, когда ребенок впервые берет ка-рандаш и начинает водить его по бумаге.
В этом возрасте предусматривается развитие навыков линейной гра-фику. В ходе игр дети научаться рисовать прямые вертикальные, парал-лельные линии, проведенные слева направо и справа налево; рисование овалов, кружков; рисование геометрических фигур с использованием кон-трольных точек.
Добиваясь от детей целенаправленности и осознанности требований к качеству движений, необходимо ставить перед ними содержательные, эмо-циональные и мотивированные задачи.
Благодаря таким играм дети переходили от судорожного сжимания карандаша к равномерной линии. Из случайных, хаотичных движений де-ти переходили к осознанным движениям. Всем детям было очень интерес-но следить за движениями рук и получать на листе бумаги яркие линии, конфигурации, штрихи. Рука ребенка стала более послушной. Движения набрали ритм, согласованность
В старшем дошкольном возрасте происходит дифференциация форм. Количество фигур, которые дети должны представлять, расширяет-ся. Итак, наряду с предметами круглой формы дети освоили рисунок предметов овальной формы.
Продолжили развивать навыки линейной графики. Научились рисо-вать композиции из комбинаций вертикальных и горизонтальных линий, наклонных параллельных линий, пересекающихся линий, ломаных линий, кривых, дугообразных, волнистых; рисование изображений на основе геометрических фигур.
Овладев движениями для некоторых детей, возникли трудности: формирование движения было неточным, искажение формы объекта на изображении — все это сказывалось на качестве изображения. С такими детьми необходимо проводить индивидуальную работу.
Развитие мелкой моторики и координации движений рук так же важно, как формирование навыков графического письма, поэтому каждая игра должна сопровождаться гимнастикой пальцев, специальными играми и упражнениями.
Это дает детям возможность не чувствовать усталости и не снижает их интереса к играм в целом.
Игры и упражнения полезны для развития небольших и точных движений рук, потому что от задействованных мышц — сгибателей и разги-бателей — импульсы постоянно проникают в мозг, стимулируя централь-ную нервную систему и способствуя ее развитию.
Цель исследования была достигнута путем решения следующих за-дач:
— Охарактеризованы особенности развития старших дошкольников
— Рассмотрены условия формирования графических навыков у старших дошкольников
— Изучена роль игровых упражнений в развитии графических навы-ков у старших дошкольников
— Проведено исследование на уровне констатирующего эксперимента
— Проанализировать результаты исследования
— Описать рекомендации по развитию графических навыков посред-ством игровых упражнений
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕ-СКИХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ
ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
1.1. Психофизиологические особенности развития старших до-школьников
Дошкольное детство — это долгий период жизни ребенка. Этот воз-раст является прямым продолжением раннего возраста с точки зрения об-щей чувствительности, осуществляемой непрерывным потенциалом онто-генетического развития. Условия жизни в это время стремительно расши-ряются: размах семьи распространяется на пределы улицы, города, стра-ны.
Он испытывает сильное желание вступить во взрослую жизнь, актив-но участвовать в ней — чего, конечно, пока нет. Он стремится к независимо-сти. В этом противоречии рождается ролевая игра — самостоятельная дея-тельность детей, имитирующая жизнь взрослого человека. Социальная си-туация развития.
Изменения помещают ребенка в отношения (не является центром его семьи), развивают способность идентифицировать себя с людьми и персо-нажами произведений искусства. Поглощение норм поведения и различ-ных форм общения.
Ребенок начинает осознавать, что он является индивидуальностью, приобретает интерес к телесным структурам человека.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Игра. Она оказывает существенное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся правиль-ному общению друг с другом. В процессе ролевых игр дети берут на себя роли взрослых и отношения между ними. И хотя жизнь в игре проходит в форме идей, она становится довольно эмоциональной и для ребенка его реальной жизнью. [28, с. 120]
Игра способствует не только его ровесникам, но и произвольному поведению ребенка. Механизм управления их поведением развивается в игре, а затем проявляется в других действиях.
В игре развивается мотивационно-востребованная сфера деятельно-сти ребенка. Есть новые мотивы, действия и связанные с ними цели. Каче-ственные изменения в сознании ребенка. Дошкольника развивает и живо-пись.
Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; подчи-нение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе обществен-ных отношений.
Мышление. Мышление в дошкольном возрасте характеризуется пе-реходом от визуально-эффективного к визуально-образному и в конце пе-риода к вербальному мышлению. Дошкольник мыслит образно, но он еще не приобрел логическое мышление взрослых. Решает поставленные зада-чи, мышление становится нерешительным. Предпосылками являются такие качества ума, как самостоятельность, гибкость и любознательность. [24, c. 51]
Есть попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — ин-дикаторы любопытства. Психическое развитие у ребенка дошкольного возраста, постоянное влияние ситуации и действия. Опыт игры и реальные отношения ребенка в ролевых играх основаны на особых свойствах мыш-ления, позволяющих становиться на точку зрения окружающих, предвос-хищать их поведение и в зависимости от него строить свои собственные поведение. [16]
В семь лет язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом осознанного обучения, как при подготовке к школьно-му обучению чтению и письму. Младшие дошкольники начинают пони-мать особенности своего произношения.