Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Игровой метод как средство общей физической подготовки юных хоккеистов 10-12 лет на этапе начальной спортивной тренировки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1. Основы организации и методики планирования тренировочного процесса юных хоккеистов 10-12 лет 7
1.1 Возрастные особенности развития физических качеств занимающихся 10-12 лет 7
1.2 Взаимосвязь игровой деятельности и развития двигательных качеств 11
1.3 Возрастные изменения мышечной силы и физических качеств 14
1.4 Средства и методы, в тренировке хоккеистов 15
1.5 Спортивная подготовка, этапы и характеристика 21
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Методика использования игровых заданий в учебно-тренировочном процессе юных хоккеистов 10-12 лет 28
2.1 Первоначальный уровень физической подготовки и методика тестирования хоккеистов 10-12лет 28
2.2 Методика применения технологии игровых заданий в тренировочном процессе хоккеистов 29
2.3 Анализ результатов исследования и обобщение результатов 35
Выводы по 2 главе 36
Заключение 39
Список литературы 43
Приложения 45
Введение:
Актуальность темы. В современных условиях особое значение приобретает проблема активизации двигательной деятельности детей. Одним из путей предотвращения явлению гиподинамии в школьном возрасте, исследователи определяют введение в практику физкультурно-оздоровительной работы элементов спорта.
Спортивные игры для детей школьного возраста чрезвычайно важны по многим причинам: во-первых, дети совершенствуют приобретенные двигательные умения и навыки, развивают в себе физические качества; во-вторых, они учатся слушать и слышать, выполнять команды, прислушиваться к действиям своих партнеров по игре, согласовывать свои действия с их движениями. Именно в командных подвижных играх рождается дружба и формируется такое важное качество, как взаимопомощь.
В последнее время в условиях возрождения в обществе массовости физкультурного движения возникает необходимость активизации и систематизации процесса обучения элементов спортивных игр детей среднего школьного возраста.
Физическая подготовка хоккеистов – основа мастерства. Высокие спортивные результаты в современном хоккее определяются высоким уровнем интегральной подготовленности хоккеистов, т.е. такой, которая предусматривает органическое единство и оптимальное соотношение физической, технической, тактической, волевой и теоретической подготовленности.
Из перечисленных составляющих физическая подготовка имеет первостепенное значение в воспитании и формировании хоккеистов высокой квалификации. Она является фундаментом, основной базой, на которой формируется мастерство хоккеиста. Особенности игры предъявляют высокие требования к физической подготовке игроков. Хоккеист должен уметь быстро стартовать и преодолевать различные расстояния, изменять направление и темп движения, выполнять технико-тактические приемы игры, мгновенно реагировать на действия противников и партнеров, оценив игровую ситуацию, принять рациональное решение и выполнить соответствующее действие. Сергей Макаров, заслуженный мастер спорта, неоднократный чемпион мира, перечислив по порядку значимости все те качества, которыми должен обладать хоккеист, где на первое место поставил скоростно-силовые способности.
Начальное обучение игре в хоккей осуществляется как в спортивных школах различного профиля, так и в секциях общеобразовательных школ. Независимо от места, где происходит обучение хоккею, игровая деятельность требует комплексного развития основных физических качеств юного хоккеиста и функционального совершенствования всех систем организма. Этого можно достичь только в процессе разносторонней физической подготовки, это значит, что вместе с развитием основных физических качеств необходимо развивать и специальные качества, необходимые футболисту с учетом возрастных особенностей занимающихся.
Анализ литературных источников позволяет говорить и том, что проблема возрастных особенностей подготовки юных хоккеистов, а также их соревновательной деятельности остается недостаточно изученной. И, если взять подготовку юных хоккеистов в специализированных школах, то там имеется больше возможностей для более успешной и правильной подготовки. Особенно остро стоит вопрос начальной подготовки юных хоккеистов в обычных школах, так как для этого есть достаточно причин. А проведение занятий по хоккею без учета возрастных особенностей может привести не только к повышению уровня физического состояния, но и к его ухудшению.
А.В. Тарасов установил, что набор средств, используемый в воспитании специальных скоростно-силовых способностей хоккеистов, ограничен, поэтому его необходимо расширять и совершенствовать. На сегодняшний день эта проблема остается актуальной и требует поиска эффективных средств развития физических качеств юных хоккеистов [23].
Из вышесказанного следует, насколько актуальным является вопрос исследования влияния занятий по хоккею на физическое состояние детей и подростков. Однако необходимость постоянного совершенствования системы тренировок спортсменов обуславливает необходимость поиска новых средств, которые могут быть эффективно использованы в тренировочном процессе хоккеистов для улучшения их системы тренировок, повышения уровня развития различных физических качеств и двигательных навыков, в том числе общей выносливости. Это подтверждает актуальность выбранного предмета исследования.
Цель исследования – исследовать применение игрового метода как средства общей физической подготовки юных хоккеистов 10-12 лет на этапе начальной спортивной тренировки.
Объект исследования – тренировочный процесс юных хоккеистов 10-12 лет.
Предмет исследования – игровые задания в учебно-тренировочном процессе юных хоккеистов 10-12 лет.
Гипотеза исследования: предполагается что игровые упражнения, что положительно повлияет и повысит уровень физической подготовки юных хоккеистов 10-12 лет.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть возрастные особенности развития физических качеств, занимающихся 10-12 лет.
2. Изучить взаимосвязь игровой деятельности и развития двигательных качеств.
3. Изучить возрастные изменения мышечной силы и физических качеств.
4. Изучить средства и методы, в тренировке хоккеистов.
5. Рассмотреть процесс спортивной подготовки, этапы и характеристику.
6. Исследовать первоначальный уровень физической подготовки и методику тестирования хоккеистов 10-12лет
7. Дать общую характеристику методики применения технологии игровых заданий в тренировочном процессе хоккеистов.
8. Провести анализ результатов исследования и обобщить результаты.
Для решения поставленных задач, использовались следующие методы исследования:
Теоретические — анализ научно-методической литературы.
Эмпирические – наблюдение, тестирование, обобщение опыта.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе, обобщении и систематизации данных научно-методической литературы по проблеме развития физической подготовки у юных хоккеистов.
Заключение:
Общая физическая подготовка направлена на разностороннее гармоничное развитие хоккеиста, повышение уровня всех главных физических качеств, укрепления систем организма и органов, повышение функциональных возможностей и улучшение здоровья спортсмена. Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических качеств, в которых нуждается каждый хоккеист.
Исследование проводилось в период с мая 2019 по февраль 2020 года. В исследовании принимали участие 20 хоккеистов 11–12 лет, продолжительность занятий 1.30 (первая и вторая тренировка), недельная нагрузка составляет 19.5ч. Исследование проходило в три этапа.
Констатирующий эксперимент. На первом этапе (май 2019 – август 2019 г.г.), носившем поисковый характер, анализировалась и обобщалась литература по общей теории, методологии и методике спортивной подготовке.].
Для определения уровня физической подготовленности хоккеистов применялись общеустановленные тесты на выносливость, силу, скорость, координацию движений, скоростную выносливость, скоростно–силовую способность и гибкость.
Методика тестирования по ОФП
• бег 60 метров
• бег 300метров
• бег 3000метров
• прыжок с места
• подтягивание
• брюшной пресс
• жим ногами.
Далее мы определили исходные уровни технического и тактического мастерства юных хоккеистов и их взаимосвязь с состоянием здоровья. Уровень технического мастерства оценивался – по ведению шайбы, быстроте и точности броска шайбы, передачи шайбы, скорости передвижения на коньках, дриблингу с шайбой, без шайбы, технике катания и т.д. Тактические действия оценивались с помощью наблюдения, опроса на предмет понимания тактики игры юными хоккеистами. Затем нами был определен уровень психологической подготовленности исследуемых спортсменов с помощью психологических тестов на тревожность, напряженность, устойчивость, самочувствие, активность, настроение [9].
Методика тестирования по СФП
• бег на коньках 36 метров лицом
• бег на коньках 36 метром спиной
• челночный бег 18*12
• слаломный бег с шайбой
• слаломный бег без шайбы
• разница в тестах.
На втором этапе (сентябрь 2019–январь 2020 гг.) работы, мы с учетом результатов констатирующего исследования, обосновали основные резервы, которые способствуют достижению спортивного результата без ущерба для здоровья юных хоккеистов. Они выделены на основании использования средств формирования физической, психологической, технической и тактической подготовленности, теоретических и практических занятий по технике безопасности на площадке с использованием игр.
Третий этап (февраль 2020 г.) нашей работы состоял из апробации предлагаемой методики подготовки юных хоккеистов в экспериментальной группе с учетом вышеназванных условий. Он включает в себя проведение формирующего эксперимента, по итогам которого сделан контрольный срез уровня физической, технической, тактической и психологической подготовленности юных хоккеистов, а также сдвигов, произошедших в состоянии сердечнососудистой системы и опорно–двигательного аппарата. На основании полученных результатов формирующего эксперимента нами сделаны соответствующие выводы по оценке эффективности предлагаемой здоровьесберегающей методики спортивной подготовки юных хоккеистов с использованием игр.
В результате применения данных игровых упражнений, после проведения контрольного эксперимента, мы видим что разработанная нами на основе изложенных результатов опытно–экспериментальной работы методика, позволяет повышать необходимый уровень спортивного мастерства, способствует прогрессивному росту индивидуального мастерства, а также командным успехам, выражающимся в высоких спортивных достижениях.
В результате проведенного исследования были сформулированы следующие выводы.
1. На основании полученных информативных данных была создана авторская программа подготовки юных хоккеистов, доказавшая свою эффективность.
2. На протяжении тренировочного процесса юных хоккеистов установлено достоверное улучшение (р < 0,05) основных показателей физических качеств.
3. Установлено достоверное улучшение показателей функциональных резервов и физической подготовленности юных хоккеистов в динамике годичной системы тренировок. Выявлено достоверное улучшение скоростных способностей и силовых возможностей у юных спортсменов.
4. Проведение тестов с дозированной физической нагрузкой позволяет объективно оценивать общую систему адаптации юных хоккеистов в ответ на интенсивные нагрузки и контролировать тренировочный процесс, делая его не только эффективным, но и безопасным.
Предлагаемая нами усовершенствованная методика тренировки юных хоккеистов с использованием игр, с учетом комплексных данных по физическому развитию, функциональным резервам и физической подготовленности способствовала эффективности тренировочного процесса. Тренерскому составу при работе с игроками в процессе ледовой подготовки нужно больше внимания уделять катанию лицом вперед (60%) над катанием спиной вперед (40%). В тренировочный процесс важно включать тренировки на выносливость для поддержания кардио-респираторной системы в стабильном рабочем состоянии. Необходимо также чередовать силовые упражнения с упражнениями на развитие быстроты, гибкости и на расслабление. Кроме того, осуществляя физическую подготовку на данном этапе, целесообразно увязывать развитие различных физических качеств и выполнение двигательных действий с сенситивными периодами развития организма и игровым амплуа спортсмена. Для построения тренировки тренеру необходимо отслеживать готовность спортсмена к выполнению физической нагрузки и степень развития функциональных резервов сердечно-сосудистой системы.
Ориентируясь на достижение наивысших результатов, целесообразно делать ставку не только на конечный результат матча, нескольких встреч и т.д., но и на сохранение, а по возможности и укрепление здоровья спортсменов в процессе спортивной подготовки. Выделение спортивных результатов и здоровья юных хоккеистов в качестве ведущих критериев эффективности спортивной подготовки обусловлено существующими взаимосвязями между данными направлениями, выражающимися в их противоречивом единстве. Специфика спортивной подготовки такова, что нагрузки на юных спортсменов, неизбежно сопровождающие их деятельность, направленную на повышение спортивного мастерства, являются очень серьезным фактором, способным оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье юных хоккеистов. В то же время, смещение главенствующей роли в сторону деятельности, направленной на укрепление здоровья хоккеистов, может отрицательно сказаться на уровне спортивной подготовленности к достижению наивысших результатов. Это обусловливает необходимость установления паритета между соответствующими направлениями деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Основы организации и методики планирования тренировочного процесса юных хоккеистов 10-12 лет
1.1 Возрастные особенности развития физических качеств занимающихся 10-12 лет
Многочисленные исследования специалистов [5, 10, 16] показывают, что уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в школьном учреждении. Поэтому проблема развития физических качеств очень актуальна и требует дальнейшего совершенствования. Правильное решение задачи развития двигательных качеств детей младшего школьного возраста обусловлено использованием различных методических приемов и средств на занятиях.
Следует помнить, что двигательные способности организма, которые не реализуются в определенном возрасте, трудно претерпеть значительные изменения в будущем. Поэтому в этом возрасте необходимо уделять большое внимание развитию моторных качеств у детей. Всесторонняя физическая подготовка младшего школьника должна обеспечивать достижение оптимального уровня и гармоничного развития силы, скорости, выносливости, ловкости.
Многие специалисты показывают, что развитие физических качеств является одной из центральных задач физического воспитания в школе, и ее решение должно осуществляться комплексно, начиная с раннего возраста. При выполнении двигательных действий всегда есть набор качеств, а не одно. Часто бывает очень сложно определить, какое качество имеет преимущество при выполнении конкретного двигательного действия. Поэтому для более правильного отображения явлений реальности вводятся понятия сложных качеств: скоростные качества, энергетическая выносливость, выносливость скорости, «взрывная» сила и т. д.
Известно, что можно развивать физические качества, как с помощью общего развития, так и с помощью специальных упражнений. На уроках физической культуры учащиеся осваивают различные виды физических упражнений, которые способствуют развитию физических качеств. Обучение детей двигательным навыкам в ходьбе, беге, тесно связанном с развитием в них скорости, силы, выносливости, так как при выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все основные двигательные качества.
Одним из основных способов всестороннего обучения физическим качествам в школьной среде является использование специальных упражнений и игр на открытом воздухе, благодаря которым вы можете не только успешно учить детей различным моторным навыкам, но и целенаправленно влиять на воспитание всех физических качеств.
Многочисленные результаты исследований показывают, что в условиях школы можно добиться значительного увеличения всех физических качеств у детей за счет увеличения времени учебы. Практика физического воспитания подтверждает, что развитие двигательных качеств у младших школьников заставляет их заинтересоваться в выполнении различных упражнений, поэтому необходимо как можно больше разнообразить средства, методы и формы этой работы.