Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение:
Постановка
проблемы. В последние годы в России отмечается стойкая
тенденция к увеличению количества детей со сложными нарушениями познавательного
и речевого развития. Формирование полноценной коммуникации особенно актуально
для детей с отклонениями в развитии. Свыше половины легких отклонений в
умственном развитии квалифицируются педагогами и психологами как «задержка
психического развития». Задержка психического развития (ЗПР) – синдром
временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций,
замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто
обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего
запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой
интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой
пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Незрелость эмоционально-волевой сферы
детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные
особенности. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной
деятельности дети отстают от нормально развивающихся детей. Это проявляется в
том, что им свойственны невнимательность к сообщению другого, смысл сообщения ускользает
от них, свою мысль они могут выразить только при помощи наводящих вопросов,
неопределенно формулируют высказывания; предстоящее сообщение не планируют,
высказывания носят ситуативно-импровизационный характер. Во взаимодействии на
партнера такие дети не обращают внимания, либо отказываются работать совместно;
из конфликтов со сверстниками, которые часто вспыхивают, выходят с помощью
взрослого, дети неадекватно оценивают эмоции другого, им не свойственна
инициатива к общению.
Эти особенности развития младших
школьников с ЗПР позволили ученым сделать важный вывод о том, что дети этой
категории требуют организации специального коррекционно-развивающего обучения
не только на этапе школьного обучения, но и в первую очередь в период
дошкольного детства, когда формируются многие социальные навыки поведения.
Одним из эффективных методов развития коммуникативных навыков старших
дошкольного является игра. В детские годы игра является ведущим видом
деятельности ребенка, через которую он познает мир. По умелого использования
игра может стать незаменимым помощником педагога. В игре ребенок учится
преодолевать трудности, познает окружения, ищет выход из того или иного
положения.
Таким образом, все выше сказанное и
обусловило актуальность выбранной
темы «Игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников
с задержкой психического развития».
Степень
разработанности. В последние годы исследователи уделяли
большое внимание проблеме общения дошкольников (Д.Б. Эльконин, З.М
Богуславская, Л.Н. Галигузова, М.И. Лисина, О.О.Смирнова, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова,
М.Ю. Кистякивська, Ф.И. Фрадкина и др.). Особенности общения детей с ЗПР исследовали
такие ученые, как Д. И. Аугене, Т.А. Власова, Ж.Н. Головина, И. Лубовский, М.С.
Певзнер, С.Я. Рубинштейн, А.С. Слепович, У.В. Ульенкова. Однако, до сих пор
вопросы, касающиеся коммуникативных навыков детей с ЗПР, требуют дальнейшего
изучения.
Данная исследовательская работа
занимает важное место и значение в науке
и практике. Это обусловлено тем, что в последние годы растет число детей с
ЗПР, которым без специальной коррекционно-развивающей работы сложно выражать
свои коммуникативные навыки.
Цель
исследования:
изучение особенностей организации работы по развитию коммуникативных навыков у
старших дошкольников средствами игровой деятельности.
Для реализации поставленной цели
определены следующие задачи:
1. Изучить
научную, методическую литературу по проблеме развития коммуникативных навыков у
детей с ЗПР;
2. Рассмотреть
особенности коммуникативной адаптации у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
3. Проанализировать
игру как эффективное средство развития коммуникативных навыков у дошкольников с
задержкой психического развития
4. Выявить
уровень развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР,
предложить методы и способы по повышению уровня указанной проблемы и выявить
эффективность предложенной методики.
Объект
исследования: процесс развития коммуникативных навыков детей с ЗПР.
Предмет
исследования: организационно-педагогические условия развития коммуникативных
навыков старших дошкольников с ЗПР средствами игровой деятельности.
В основу гипотезы легло предположение о том, что внедрение комплекса игр,
будет способствовать развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников с
ЗПР.
Методологические
основы исследования. Проблема формирования коммуникативных
навыков у детей с задержкой психического развития исследовалась такими учеными,
как Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.А. Заречная, Д.Ю. Олешко, Н.А. Плахотина,
Н.Н. Абашина, В.Г. Игнатович и др. Наряду с речевой деятельностью, которая
составляет основу коммуникации, в последние годы появилось понятие
«коммуникативные навыки», которое ученые (А.А.Леонтьев, Н.Л.Белопольская Н.Л и
др.) рассматривают как особые, специфические навыки, в процессе которых
происходит взаимный обмен информацией, мыслями, чувствами, способами поведения,
привычками.
Теоретическое
и практическое значение. Предложенная методика по развитию коммуникативных
навыков у старших дошкольников с ЗПР может быть использованы воспитателями и
психологами в детском саду и родителями дома.
Методы
исследования. В работе использовался комплекс методов,
выбор и сочетание которых оговаривались особенностями содержания и этапов
исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были
использованы общенаучные методы исследования:
— теоретические: теоретико-методологический
анализ психолого-педагогической, лингвистической и специальной литературы по
проблеме формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с задержкой
психического развития; анализ программ; синтез, сравнение и обобщение
теоретических данных, систематизация материала;
— эмпирические: наблюдение за
учебно-воспитательным процессом; изучение результатов речевой деятельности
детей с ЗПР, беседы с воспитателями, детьми, родителями;
психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, повторный
этапы);
— статистические: математически-статистическая
обработка полученных данных, сравнительный анализ.
Структура
работы. Итоговая работа определяется целями и задачами данного
исследования и состоит и з введения, двух глав, заключения, списка использованных
источников и приложений. В первой главе исследования раскрываются теоретические
вопросы обоснования проблемы развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР. Во
второй главе представлены основные принципы цели, задачи содержание, алгоритм
проведения, содержание используемых диагностических методик и анализ
результатов констатирующего эксперимента. Также раскрыто содержание
коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников с
ЗПР средствами игровой деятельности.
Заключение:
Проведенное исследование в целом
подтвердило основные положения гипотезы и позволило сформулировать следующие
выводы:
1. Коммуникативные навыки – это
сложное системно-интегративное понятие, отражающее способность индивида к
осуществлению коммуникативной деятельности, способность воспринимать и
порождать целостные речевые высказывания соответствии с конкретной ситуацией
общения и имеет творческий характер. Теоретический анализ научных подходов к
формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР показал
недостаточное состояние изучения теоретических и прикладных аспектов проблемы.
2. Процесс формирования
коммуникативных навыков старших дошкольников с ЗПР имеет свою специфику,
обусловленную их возрастными и функциональными особенностями. Среди
особенностей коммуникативно-речевого развития таких детей ведущими выступают:
нарушение речевого развития; несформированность мотивационно-целевой основы
деятельности, сферы образов – представлений, незрелости знаково-символической
деятельности; эмоционально-волевой, морально-этической сферы;
несформированность потребности в общении и т.п.
3. В исследовательской работе были определены
условия организации учебно-педагогического процесса, которые обеспечивают
формирование и развитие коммуникативных навыков старших дошкольников с ЗПР
средствами игровой деятельности, апробированные организация, методы и приемы
педагогического стимулирования учебной деятельности на занятиях в ДОУ.
4.На базе МБДОУ «Детский сад № 10»
города Нефтеюганска была организована опытно-экспериментальная работа для повышения уровня коммуникативных навыков
старших дошкольников с ЗПР средствами игровой деятельности, которая проходила в
три этапа.
На констатирующем этапе было
проведено анкетирование воспитателей. Полученный фактический материал дал
основания для определения отношения педагогов к развитию коммуникативных
навыков детей с ЗПР, а также оценки реального состояния процесса коммуникативного
развития. Применение метода анкетирования позволило определить методы и прием
развития коммуникативных умений у старших дошкольников с ЗПР, которые
применяются воспитателями.
Далее были подобраны и апробированы
методики выявления уровня коммуникативного развития детей: Е.О. Смирновой, А.Г.
Рузской. Эти методики позволили выявить особенности ситуативно-деловой, внеситуативно-познавательной,
внеситуативно-личностной форм коммуникации, свойственных детям дошкольного
возраста. По результатам диагностики было установлено, что у старших
дошкольников с ЗПР по содержанию
преобладали информационные высказывания. Они составляли 50% высказываний.
5. На формирующем этапе была
разработана коррекционная программа по формированию коммуникативных навыков у старших
дошкольников с ЗПР. Целенаправленно подобрав игры, игровые задания и упражнения
мы экспериментально доказали способ ускорения коммуникативного развития. Это
наглядно видно по результатам повторного эксперимента. Было установлено, что
нормативная для этого возраста внеситуативно-познавательная форма общения (ВП)
стала доминирующей у 70% детей.
Теоретические положения и
экспериментальные результаты исследования не исчерпывают проблему формирования
коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического
развития во всей ее сложности и многомерности. Перспективу дальнейшего
исследования мы видим в изучении проблемы коммуникативно-речевой готовности
детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к обучению в школе.
Фрагмент текста работы:
Задержка психического развития (ЗПР)
это одна из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза. Характерным
признаком ЗПР является не соответствующий возрасту ребенка фонд знаний и
представлений об окружающей действительность, низкий уровень познавательной активности,
недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения, недостаточная сформированность
функций произвольного внимания и памяти, что в свою очередь влияет на развитие
речи и общения.
Сегодня большое количество ученых
педагогов и психологов исследуют познавательные, личностные, эмоционально-волевые
особенности детей с ЗПР Л.Е. Андрусишина, Д. Бех, В.И. Бондарь, Т.П.
Висковатова, М.В. Дмитриева, Т.Ф. Марчук, И.М. Омельченко, Ю.В. Рибцун, Т.В.
Сак, В.В. Ульянков. Ученые отмечают, что педагогическое и психологическое
сопровождение таких детей должно начинаться как можно раньше, чтобы
активизировать внутренние компенсаторные возможности для преодоления проблем в
развитии и воспитании достойной личности [28, c. 256].
В отечественной педагогической
практике понятие задержки психического развития детей появилось сравнительно
недавно. Выделение отдельной категории детей с этой недостатком было
обусловлено, прежде всего, необходимостью отделить их от умственно отсталых
обучающихся, как известно, в специальной вспомогательной школе. В отличие от
умственно отсталых, дети с задержкой психического развития имеют качественно
иные нарушения интеллектуальной деятельности. Сейчас признают, что это очень
неоднородная группа как за проявлениями нарушений, так и за их выраженностью.
Ученые В.И. Лубовский и Т.А. Власова
понятие «задержка психического развития» трактуют как психолого-педагогическое,
которое характеризуется отставанием в развития психической деятельности ребенка
[4, c.
96]. Основной причиной такого отставания они считают, слабо выражены
органические повреждения мозга. В отличие от умственной отсталости, где
психическое развитие, в первую очередь интеллектуальное, обладает выраженный и
главное – необратимый характер, при ЗПР говорится, прежде всего, о замедлении
темпа психического онтогенеза. Кроме того, еще одно отличие, при ЗПР часто преобладают
явления не интеллектуального, а эмоционального дизонтогенеза – психического (часто
психофизического) инфантилизма.
Д.Ю. Олешко отмечает, что термин «задержка»
подчеркивает несоответствие уровня психического развития возрасту ребенка, но
имеет временный характер отставания [16, c. 195]. Вместе с тем это отставание с
возрастом преодолевается тем успешнее, чем ранее создаются адекватные условия обучения
и развития детей данной категории.
В своих исследованиях С.Г. Шевченко доказывает,
что у старших дошкольников с ЗПР преобладают не самые обобщенные, а разрозненные
знания, связанные в основном с конкретной ситуацией [29, c. 59]. Понятие, которыми пользуются
такие дети, очень обеднены по содержанию, часто неадекватно осмысливаются.
Поэтому, по уровню своих знаний дети с ЗПР не готовы к овладению школьной
программы, ведь готовность к школьному обучению – это, прежде всего, определенный
уровень сформированности всех психических процессов, позволяющих ребенку
полноценно овладевать программным материалом.
Исследования психологов Г.А. Каше и
В.В. Ульенкова у детей с ЗПР отмечают неполноценность тонких форм зрительного и
слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных
двигательных программ [10, 26]. Этим детям нужно больше времени для приема и переработки
зрительной, слуховой, тактильной информации. У таких дошкольников недостаточно
сформированы пространственные представления: ориентирование в направлениях
пространства осуществляется на уровне практических действий, затрудненное
восприятие перевернутых изображений, возникают трудности при пространственном
анализе и синтезе ситуаций.
Развитие пространственных
представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления. Ученые
отмечают, что при составлении сложных геометрических фигур дети с ЗПР часто не
могут осуществить полноценный анализ формы, разложить конструкцию на плоскости,
соединить ее в единое целое [20, c.
16].
У всех старших дошкольников с ЗПР не сформирована
готовность к школьному обучение, на что указывал В.В. Лебединский [11, c, 86]. Он подчеркивал, что это проявляется
в незрелости функционального состояния центральной нервной системы (слабость
процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных
связей) и служит одной из причин того, что эти дети с большим трудом овладевают
письмом и чтением, часто смешивают буквы, сходные по начертанию, сложные
гласные. Такие психические функции как пространственные представления,
мышления, речи имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии
нескольких функциональных систем. Формирование таких взаимодействий у детей с
ЗПР не только замедлено, но и изменено, происходит иначе, чем у детей, которые развиваются
нормально. Поэтому, и соответствующая психическая функция складывается не так,
как при нормальном развитии.
Ученые указывают, что у детей с ЗПР отмечается
большая распространенность нарушений речи [1, 3, 4, 8, 9]. Патогенетические
факторы нарушений речи у таких детей полиморфные, однако, прежде все они
связаны с особенностями их психомоторного развития.
Г.И. Жаренкова, К.В. Мальцева, Р.Д.
Тригер, С.Г. Шевченко отмечают, что особенности речевого развития детей данной
категории, обусловлены своеобразием их познавательной деятельности.
Ученые говорят о таких особенностях речевого
развития детей с ЗПР, как отставание в овладении языком: позже возникновения период
детского словотворчества, затягивание периода функционирования неологизмов,
слабая речевая активность, бедность, недифференцированность словаря,
недостаточная сформированность грамматического строя, низкий уровень ориентирования
в звуках языка, слабое осознание звукового строения слова.
Отмечается неполноценность не только спонтанной,
но и отраженной речи, затруднения в построении предложений.