Педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Игра как средство расширения и закрепления представлений дошкольников о мире профессий

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 10
1.1. Мир профессий в представлении дошкольников 10
1.1.1. Основные цель и содержание работы по расширению знаний и закрепления представлений о мире профессий 10
1.1.2. Содержание программы «От рождения до школы. Анализ представления дошкольников о мире профессий 11
1.1.3. Особенности представлений о мире профессий у детей 5 года жизни. Трудности в работе по обогащению представлений дошкольников о мире профессий 14
1.1.4. Средства и методы ознакомления дошкольников с миром профессий 16
1.2. Игровая деятельность и ее роль в формировании расширения и закрепления представлений дошкольников о мире профессий 19
1.2.1. Понятие об игровой деятельности. Виды игр 19
1.2.2. Особенности игровой деятельности детей 5 года жизни 21
1.2.3. Специфика формирования представлений младших дошкольников о мире профессий 22
1.3. Условия эффективного использования игровой деятельности в обогащении и закреплении знаний о мире профессий у воспитателей средней группы в ДОУ 23
Выводы по первой главе 24
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА РОЛИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБОГАЩЕНИИ И ЗАКРЕПЛЕНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ 25
2.1 Цель, задача и условия проведения экспериментальной работы 25
2.2. Выявление исходного уровня представлений детей 5 года жизни о мире профессий. Описание констатирующего эксперимента 26
2.2.1. Цель, задача и условие проведение констатирующего эксперимента 26
2.2.2. Описание результатов констатирующего эксперимента 27
2.3 Использование игровой деятельности в обобщении и закреплении представлений дошкольников о мире профессий. Описание формирующего эксперимента 30
2.3.1. Цель, задача и условие проведение формирующего эксперимента 30
2.3.2. График проведения формирующего эксперимента 31
2.3.3 Дневник констатирующего эксперимента. Промежуток результатов эксперимента 32
2.4 Влияние игровой деятельности на обогащение и закрепление представлений дошкольников о мире профессий. Описание контрольного эксперимента 36
2.4.1. Цель, задача и условие проведение контрольного эксперимента 36
2.4.2. Результат проведения контрольного эксперимента 36
2.4.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента. Динамика представления детей о мире профессий в результате экспериментальной работы 39
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ А СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ТЕМЕ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Описание диагностических методик 48
ПРИЛОЖЕНИЕ В Картотека сюжетно-ролевых игр 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Г План руководства играми 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Консультация для родителей 68

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Расширение и закрепление представлений, о мире профессий начиная с дошкольного возраста, со временем становится все актуальнее, и это обусловлено следующими причинами:
— процесс самоопределения человека как профессионального специалиста является центральной задачей на пути становления личности, ведь от этого зависит будущее ребенка, то, кем он станет,
— процесс самоопределения начинается с ранних лет и происходит на протяжении всей жизни. Поэтому важно с дошкольного возраста знакомить детей с широкими возможностями профессионального мира взрослых, чтобы они имели представления об основных профессиях, особенностях профессиональных действий и качествах взрослых.
— ориентация детей в мире профессий важное условие для всестороннего развития ребенка и его успешной социализации и адаптации к окружающему миру.
Таким образом, целенаправленная работа по расширению и закреплению представлений о мире профессий сможет дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях; сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру; предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Мир профессий — это широкий спектр, включающий в себя многообразие профессий взрослых, особенности их труда, а также качественную характеристику каждой профессии и профессиональных действий специалистов. На данный момент работа по ознакомлению детей с миром профессий взрослых проводится с помощью различных форм и средств, чаще всего в процессе экскурсий, при чтении книг, в процессе проведения занятий и непосредственно — образовательной деятельности, что обусловлено в программах ДОУ.
Немаловажное значение при расширении и закреплении представлений дошкольников о мире профессий должны занимать игры. Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования, воспитания и развития ребенка:
— игра является ведущим видом деятельности дошкольника, именно в процессе игры ребенок реализует свои представления о мире взрослых, подражает им,
— в процессе игры у ребенка развиваются познавательные и эмоциональные процессы, происходит развитие личностных черт,
— все новые знания, умения и навыки легче усваиваются в игровой деятельности.
Именно игра обеспечивает возможность дошкольникам активнее усваивать мир профессий взрослых, занимать субъективную позицию по оценке востребованности вида труда человека-труженика.
Степень научной разработанности.
В настоящее время в дошкольной педагогике сложились альтернативные подходы к формированию представлений о труде взрослых. Первыми представителями являются В.И. Логинова, М.В. Крулехт, которые считают, что ребенка необходимо знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будут формироваться представления о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова), полагают, что необходимо знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессии появляются в ответ на потребность людей в них. Ознакомление с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.
Изучение значения игровой деятельности дошкольников для ознакомления их с профессиональными занятиями взрослых неразрывно связанно с обращением к теории игры, родоначальниками которой считаются Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт.
Рассматривать условия и средства формирования представлений о мире профессий у дошкольников определенно можно только на основе обшей (А.Н. Леонтьев) и специальной (Д.Б. Эльконин) психологической теории игры, с позиции деятельностного подхода в развитии психики и в рамках ведущей деятельности данного возрастного периода, т.е. в игровой деятельности ребенка. Игра — это естественная для ребенка форма обучения, которая позволяет сделать интересной работу па творческом уровне.
Несмотря на актуальность данной темы и ее научную разработанность, игра, как целенаправленное средство расширения и закрепления представлений дошкольников о мире профессий — не изучалась.
Современное общество нуждается в людях, умеющих системно мыслить. Формирование знаний о труде и людях труда, данных в системе, способствуют развитию системного мышления ребенка. Важно подобрать соответствующие дидактические игры и использовать в работе с детьми разработанную В.И. Логиновой систему ознакомления дошкольников с трудом взрослых.
В основе данного исследования лежат следующие противоречия:
— между потребностью общество в людях, понимающих, в чем состоит смысл труда человека конкретной профессии и низким уровнем тпаний о мире профессий современных выпускников ДОУ;
— между потребностями детей в игровой деятельности и недооценкой ее образовательной ценности воспитателями ДОУ и родителями воспитанников;
— между поставленными во ФГОС ДО задачами социального развития ребенка и низким уровнем знаний дошкольников о мире профессий;
— между поставленными во ФГОС ДО задачами социального развития ребенка и недостаточным количеством специальной литературы по ознакомлению детей с миром профессий.
На основании вышесказанного можно обозначить явное противоречие между потребностью в системе раннего расширения и закрепления представлений дошкольников о мире профессий и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств реализации посредством игр.
Данное противоречие позволило обосновать проблему исследования: какова роль и возможность игры в процессе расширения и закрепления представлений дошкольников о мире профессий?
Объектом исследования — обогащение и закрепление представлений дошкольников о мире профессий.
Предмет исследования — использование игровой деятельности в обогащении и закреплении представлений дошкольников о мире профессий посредством игры.
Целью исследования является теоретическое обоснование возможностей игровой деятельности в обогащении и закреплении представлений дошкольников о мире профессий; разработка и апробация картотеки дидактических и комплексных перспективных планов развития сюжетно-ролевых игр, направленных на обогащение и закрепление представлений.
Гипотеза исследования расширение и закрепление представлений дошкольников о мире профессий будет проходить благополучно, если:
— психолого-педагогические условия формирования представлений о мире профессий будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей старшего возраста;
— в условиях ДОУ будет проводиться целенаправленная работа по расширению и закреплению представлений дошкольников о мире профессий посредством игр.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, нами были рассмотрены как теоретические, так и практические аспекты исследования формирования представления о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.
Таким образом, детей знакомят с различными профессиями, с процессом труда, его содержанием, формируют у них представления о результатах труда и их общественной значимости.
Таким образом, изучив программу и литературу, отражающую данную проблему, сделала вывод: образовательная программа предусматривает формирование представлений детей о труде взрослых в процессе занятий, что в какой-то степени можно рассматривать, как элемент формирования представлений о мире профессий.
Таким образом, рассмотренные особенности детей старшего дошкольного возраста служат основой для организации процесса по ознакомлению с трудом взрослых, его результатами и организации доступной детям трудовой деятельности, соответствующей их возрастным и индивидуальным возможностям.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходит общее ознакомление детей с миром профессий и формирование необходимых представлений по заданной тематике.
В игре формируются все аспекты личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Это объясняет огромные образовательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Эксперимент был проведен на базе ДОУ «Гармошка» Санкт-Петербурга.
Основная цель, проводимого исследования – определить влияние игр на расширение и закрепление представлений дошкольников о мире профессий.
Согласно поставленной цели и задачам практической части вся работа была выстроена тремя этапами.
Констатирующий этап. Цель этапа – проанализировать первичные представления дошкольников о мире профессий. На данном этапе была проделана следующая работа: выбор методик, анализ опыта работа воспитателя, наблюдение, первичная диагностика, анализ и обобщение полученных результатов.
Формирующий этап. Цель этапа – разработать и апробировать «Профориентационные игры» с дошкольниками по расширению и закреплению представлений о мире профессий.
Контрольный этап. Цель этапа – определить эффективность «Профориентационных игры» в расширение и закрепление представлений дошкольников о мире профессий. На данном этапе была проведена следующая работа: наблюдение, вторичная диагностика, анализ и обобщение полученных результатов.
По результатам констатирующего этапа, выявлено, что дети в среднем знают около 12 профессий, дошкольники не знакомы не только с профессиями прошлых лет, но и с большинством современных востребованных профессий: юрист, дизайнер, лингвист, журналист, оператор, флорист, кинолог, коллекционер, агроном, гид и другие. Они не проявляют достаточного интереса к работе для взрослых. Это определяется тем, что дети не заинтересованы в процессе трудовой деятельности, не определяют социальную значимость той или иной профессии и не используют ее в игровой деятельности.
На контрольном этапе эксперимента мы отметили, что дошкольники не допускали серьезных ошибок в играх, правильно называли все профессии и говорили о них более подробно, чем на этапе выяснения. Это говорит о том, что наша система работы дала положительные результаты. Таким образом, стало очевидным изменение характера восприятия и отношения к взрослой работе, понимание ее значения. Дети стали более осторожно относиться к предметам искусственного мира, проявлять любопытство к процессу труда и возможность его отражения в игре. Диапазон представлений о взрослых профессиях расширился. Детям понравилось реализовывать свои впечатления в игровой деятельности.
Из проведенного нами анализа уровня развития сформированности о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе видно, что высокий уровень увеличился почти в 2,5 раза (по усредненным показателям), в контрольной группе показатели не изменились.
Таким образом, предложенная в начале исследования основная гипотеза, была нами экспериментально подтверждена.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Мир профессий в представлении дошкольников

1.1.1. Основные цель и содержание работы по расширению знаний и закрепления представлений о мире профессий

В Проекте федерального государственного стандарта дошкольного образования высказано несколько противоречивое положение относительно обязательности трудового воспитания и его места разностороннем развитии личности ребёнка. С одной стороны, есть прямая критика в адрес традиционного подхода к трудовому воспитанию, с другой, оно вроде бы и не исключается. Не случайно в одну из ценностных сред включено воспитание отношения к рукотворному миру, к красоте человеческого труда, человеческого творения. Понятно, что вне труда эту задачу решить полноценно нельзя, а отсюда следует предположить, что труд не исключается, хотя отношение к нему неоднозначное [32].
Одним из средств трудового воспитания дошкольников является ознакомление с трудом взрослых. Детей знакомят с различными профессиями, с процессом труда, его содержанием, формируют у них представления о результатах труда и их общественной значимости.
Другое средство трудового воспитания — это формирование навыков собственной трудовой деятельности дошкольников. В исследованиях В.Г Нечаевой [6], Р.С. Буре[3], О.В. Дыбиной [12,13], В. Логиновой [22] и др. авторов было установлено, что продуктивность собственной трудовой деятельности зависит от мотивов, которыми дети руководствуются. Ответственность детей выше, если они побуждаются к работе общественно-значимыми мотивами. Поэтому для воспитания у детей уважения к труду, желания трудиться, важно раскрыть детям общественный смысл, пользу труда взрослых.
Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии людей [1, с. 12].
Также, для настоящего исследования интерес представляют задачи [13]:
1. Продолжать расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества.
2. Формировать интерес к людям новых профессий: менеджер, рекламный агент, фермер, художник-дизайнер и т.д.
3. Рассказывать детям о том, что человек должен творчески относиться к любому делу, проявлять самостоятельность, выдумку, интерес к выполняемой работе.
Решение задач по формированию интереса к миру профессий и расширению представлений детей по заданной тематике чаще всего осуществляется воспитателями с помощью организации сюжетно-ролевых игр для детей.
Таким образом, детей знакомят с различными профессиями, с процессом труда, его содержанием, формируют у них представления о результатах труда и их общественной значимости.

1.1.2. Содержание программы «От рождения до школы. Анализ представления дошкольников о мире профессий

В отечественной педагогике в 60-80-е годы активно разрабатывались теория и методика трудового воспитания.
Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева предложили системно-структурный подход к формированию системных знаний о труде взрослых у дошкольников, благодаря которому была разработана программа по ознакомлению с трудом взрослых и обучению собственной трудовой деятельности детей в целом.
Основополагающим знанием в данной программе определено знание о трудовом процессе. В первом разделе программы трудовой процесс рассматривается как структурно организованное целое. Состав компонентов и системообразующие отношения между ними:
— зависимость замысла труда от необходимости в результате этого конкретного трудового процесса (т. н. связи порождения);
— зависимость достижения результата труда от количественного состава компонентов (5 основных компонентов); от последовательности включения компонентов в процесс создания результата — определяется замысел, отбираются материалы, инструменты, определяется порядок трудовых действий, оценивается полученный результат (т. н. связи функционирования);
— зависимость достижения результата от соответствия компонентов друг другу по содержанию — выбор материала определяется назначением вещи, т. е. какие потребности человека данная вещь (результат труда) будет удовлетворять; выбор инструментов определяется свойствами материала и т. д.; зависимость изменения смежных компонентов (замысел и материал, материал и инструменты и т. д.) от изменения содержания предыдущего компонента — в первую очередь, замысла (т.н. связи функциональные).
Во втором разделе программы знания о структуре трудового процесса используются детьми как средство раскрытия взаимозависимости людей разных профессий в конкретном виде труда.
В третьем разделе программы знания о трудовом процессе используются как «отправной пункт» мышления, обеспечивающего раскрытие связи между видами труда.
Поскольку труд — это один из видов деятельности человека, закономерно, что в последующей работе модель трудовой деятельности стала использоваться для формирования системных знаний о любом виде деятельности. Схематизированные представления о структуре разных видов деятельности становятся средством саморазвития детей[22].
В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей знаний о труде людей, доступного понимания его роли в жизни людей придается особое значение. Именно эта задача — формировать представления об общественной значимости труда людей — ставится в общеобразовательной программе. Решение этой задачи предусмотрено двумя путями: через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие в посильной трудовой деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы