Дошкольная педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через проблемные ситуации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ 8
1.1. Понятие художественно-эстетического развития 8
в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста через проблемные ситуации 12
1.3. Условия художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста через проблемные ситуации 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ 33
2.1. Диагностика уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста 33
2.2. Реализация условий художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста через проблемные ситуации 50
2.3. Анализ результатов исследования 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ 70

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В современном мире приобретает особенную значимость гуманный подход к развитию детей. Развитие детей через художественно-творческую деятельность, через эстетическое восприятие окружающего мира закрывает детскую потребность в проявлении себя в художественной деятельности. Художественное развитие детей позволяет развиваться им эстетически. При этом важным направлением художественно-эстетического развития старших дошкольников можно считать проблемные ситуации, которые ставят перед дошкольниками задачу для самостоятельного ее решения. При этом эффективность использования проблемных ситуаций в процессе художественно-эстетического развития сопровождается рядом условий, которые создают необходимую атмосферу и позволяют наиболее полно погрузиться в развивающий процесс.
В ФГОС ДО значится, что в возрасте старшего дошкольного возраста необходимо развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, а также становление эстетического отношения к окружающему миру. Использование современных педагогических технологий открывает новые возможности развития и обучения дошкольников. В статье 20 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что в образовательных организациях осуществляется инновационная деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования». Инновационная деятельность в ДОУ направлена «на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий». Поэтому актуальным на сегодняшний день становится эффективное использование технологий в дошкольном учреждении.
Цель технологии проблемного обучения в детском саду – это развитие способности самостоятельно анализировать проблемные ситуации, самостоятельно находить правильный ответ. Обучение будет проблемным тогда, когда будет присутствовать проблемная ситуация. Ценность занятий, построенных по данной технологии, огромна, поскольку в проблемном обучении отражены требования к современному образованию: собственное добывание знаний ребенком, вследствие чего устраняется противоречие между логикой отдельной научной области знания и логикой процесса познания конкретной личности; субъектность присвоения знаний; учёт интересов и склонностей ребёнка, его ценностных ориентаций; «радость открытий», получение удовольствия и позитивное подкрепление.
Педагогу, занимающемуся развитием художественно-эстетического развития, необходимо глубоко разбираться в проблеме целостности художественного произведения, что позволит постичь и ему, и ребёнку очень глубокую природу искусства: через восприятие искусства формировать «чувство целостности», как один из высших критериев художественности. Целостность как «эстетическая реальность» в искусстве всегда выступает критерием конструктивного совершенства произведений искусства и развитием эстетического развития. Именно поэтому так важно актуализировать то, что проблемные ситуации способствуют художественно-эстетическому развитию.
Вопросом актуального исследования занимались многие ученые. В области художественно-эстетического развития Н.А. Варкки считала, что творческо-эстетическое развитие дошкольников является приоритетным направлением развития личности в данном возрастном периоде [Варкки]; Я.И. Верещацкая в своих исследованиях актуализировала педагогические условия развития художественно-эстетического развития (в частности, такие как музыка, танец, чтение сказок, игра и прочее) [Верещацкая]; А.Ф, Яфальян рассматривал в своих трудах эстетическое образование в период детства.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе данного исследования были решены следующие задачи:
1. Изучены теоретические основы художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста через проблемные ситуации.
2. Организована диагностика уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Реализованы условия художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста через проблемные ситуации.
В ходе решения первой задачи было выяснено, что «художественно-эстетическое развитие» детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе является весьма неоднозначной и дискуссионной категорией. Во многом это обусловлено тем, что сегодня идет интенсивный процесс формирования новой системы дошкольного образования в России, что существенно отразилось и на базисном понятийном аппарате. Непосредственно должный уровень художественно-эстетического развития дошкольников (вне зависимости от понимания данного определения) позволяет сформировать целостную личность.
Сформированная художественно-эстетическая культура старшего дошкольника выражается в эмоциональной окрашенности восприятия и в умениях познавать явления окружающего мира. Целенаправленное расширение знаний, умений и навыков практического взаимодействия с художественной культурой является основой эстетического просвещения и воспитания детей, под которыми подразумевается воспитание гуманного отношения к окружающей действительности и развитие чувства прекрасного.
Проблемная ситуация возникает в результате выявления невозможности выполнения нового задания с помощью известных действий и переживается как познавательная потребность в новом, неизвестном, но необходимом знании, способе действия. Это и необходимо обеспечивать в процессе обучения и воспитания старших дошкольников в условиях детского сада.
В ходе решения второй задачи была проведена диагностика художественно-эстетического развития детей. Выявлено, что в целом уровень художественно-эстетического развития у старших дошкольников является средним. Диагностические задания выявили интерес у многих детей заниматься любованием, демонстрировать свое отношение к образу. На недостаточный уровень художественно-эстетического развития указывает то, что дети неуверенно определяют настроение, средства выразительности произведений искусства, затрудняются передать собственное эстетически значимое отношение в изобразительной деятельности. Некоторые дети с равнодушием включаются в выполнение заданий, стесняются сделать что-нибудь не так, боятся проявить инициативу при изображении на свободную тематику.
В ходе решения третьей задачи был представлен комплекс проблемных ситуаций, нацеленных на художественно-эстетическое развитие старших дошкольников, основанный на обращении к эстетическому восприятию и творческому осмыслению. После был проведен контрольный эксперимент. Выявлено, что произошло качественное повышение уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Необходимо обратить внимание, что дети стали проявлять еще больше заинтересованности, стали демонстрировать приемлемое владение техническими навыками рисования. Это подтверждает эффективность разработанного нами занятия.
Задачи данного исследования решены. Гипотеза подтверждена.
Цель исследования достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ

1.1. ПОНЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В педагогике развитие – это процесс становления личности человека под воздействием различных областей деятельности; психический процесс осознанного, личностного, эмоционального достижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему понимает и интерпретирует художественные образы, обогащает их собственной базой знаний, соотносит со своим личным опытом – это и есть развитие.
Исследовательский интерес данного параграфа ориентирован на художественно-эстетическое развитие, которое, в свою очередь, включает два направления – художественное развитие и эстетическое развитие.
Художественное развитие – это формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей [Шацкая].
М.Б. Глотов подразумевает под художественным развитием изменения, которые происходят за период их обучения с его следующими показателями: художественными потребностями и интересами, способностями и навыками художественного развития и творчества, художественными знаниями, оценками и вкусами [Дьяченко, с. 42].
С позиции Б.М. Неменского художественное развитие – это достижения языка искусства, организация художественно-творческой деятельности и формирование эстетического отношения [Оконь].
По мнению В.Н. Шацкой «художественное развитие представляет собой процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, с помощью чего происходит процесс формирования художественного вкуса и чувств, а также формируется любовь к искусству [Этнокультурное и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, с. 56].
Эстетическое развитие – это эстетическое сознание и эстетическое поведение личности. Ключевым элементом эстетического сознания являются эстетические чувства: оценка, вкус, идеалы. Именно они позволяют эстетическому сознанию как форме общественного сознания реализоваться через художественно-эмоциональное познание действительности. Обозначает эстетическое развитие творчество и эстетические взгляды. Подобное развитие с помощью эстетически значимых предметов и явлений формирует личность, используя при этом искусство [Амонашвили, с. 268].
С точки зрения Б.Т. Лихачева эстетическое развитие есть «способность личности вычленять из окружающего мира процессы, качества, свойства, которые способствуют пробуждению эстетических чувств». Только таким образом становится возможным полноценное освоение ребенком эстетических явлений, их содержания и форм. Это требует от ребенка развитой способности различать форму, цвета композиции, различать тональность, оттенки и другие особенности эмоциональной и чувственной сферы [Рылова].
По мнению В.Н. Шацкой эстетическое развитие представляет собой процесс формирования эстетического отношения детей (в том числе и дошкольников) к произведениям искусства [Этнокультурное и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, с. 59].
Таким образом, эстетическое развитие представляет собой процесс формирования личности, которая способна как воспринимать, так и оценивать прекрасное, окружающее нас, создавать различные художественные ценности [Амонашвили, с. 274].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы