Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Государственный аудит и совершенствование бюджетного процесса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА И ЕГО РОЛИ В БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ 8
1.1 Общая характеристика государственного аудита 8
1.2 Мировой опыт развития государственного аудита 14
1.3 Направление совершенствования бюджетного процесса и место государственного аудита в этом процессе 20
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА 30
2.1 Стандартизация государственного аудита в Российской Федерации 30
2.2 Контрольные мероприятия Счетной палаты Российской Федерации и их влияние на бюджетный процесс 37
ГЛАВА 3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА 50
3.1 Направления повышения эффективности бюджетных расходов в бюджетном процессе 50
3.2 Развитие инструментария государственного аудита 52
3.3 Совершенствование методического обеспечения контрольных мероприятий государственного аудита 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Введение:
Актуальность темы исследования. В условиях рыночной экономи-ки перед государством стоит большое множество задач и вопросов в раз-личных областях, особенно в области экономики. Следовательно, у госу-дарства появляется необходимость формирования системы функций и ры-чагов, которые будут помогать ему разрешать эти задачи и вопросы.
Место и роль государства в условиях рыночной экономики опреде-ляются комплексом различных функций, которые оно берет на себя для правильного функционирования экономики: разрешение проблем связан-ных с несовершенствами рынка, перераспределения доходов для обеспе-чения грамотного и эффективного распределение ресурсов в рамках обще-ства, проведение эффективной и действенной финансовой политики для со-блюдения экономической стабильности, наблюдение и поддержание фи-нансовой безопасности государства, охрана правопорядка и обеспечение обороноспособности, производство общественных благ. Конечно же, к этому функций будет правильным добавить функцию финансового кон-троля, ведь в обязанности любого государства входит наблюдение за свое-временным пополнением бюджета и соблюдение эффективности расходо-вания бюджетных средств.
Далее, следует отметить, что ключевой задачей государственного финансового контроля на сегодняшний день является помощь в реализа-ции финансовой политики, а также наиболее эффективное и обоснованное использование финансовых ресурсов и на данный момент данная задача является одной из самых актуальных для государства.
Реализация государственного финансового контроля на этапе прове-дения, фокусирует свое внимание на: Контроле органами государственной власти и местного самоуправления, и учреждениями, и организациями и гражданами за поддержанием установленными законом нормами право-порядка в момент осуществления финансовой деятельности;
Обоснованность действий, реализуемых ими, экономическую эффек-тивность, а также соответствие этих действий задачам поставленным госу-дарством и муниципальным образованием.
Именно поэтому можно сказать, что финансовый контроль своего рода даёт возможность поддержания целесообразности, а также законно-сти всей финансовой деятельности, которую осуществляет государство, что жизненно необходимо любому государству.
В последнее десятилетие произошли фундаментальные изменения в организации государственного финансового контроля. При этом особенно важно, что для эффективного управления государственными финансами в стране должна существовать и полноценно функционировать система фи-нансового аудита.
Необходимо создать систему финансового аудита, охватывающую все сферы деятельности государственных органов, внедрение новых раз-работок и совершенствование существующего методического и норматив-ного обеспечения финансового аудита с учетом международных стандар-тов и лучшей зарубежной практики, определяет актуальность исследова-ния.
Актуальность выбранной темы не столько в относительной новизне понятия «государственный аудит» и его института в России, сколько в ор-ганизационно-правовой специфике государственного аудита.
На современном этапе развития экономики Российской Федерации повышается роль государственного аудита в системе управления экономи-кой и в борьбе с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. Реформирование уязвимых элементов действующей системы государ-ственного аудита и государственного финансового контроля необходимы для наиболее эффективного управления экономикой.
Степень разработанности темы исследования. На данный момент четкого определения государственного финансового контроля нигде не за-креплено в российском законодательстве. Естественная причина дискуссий относительно теоретических положений государственного финансового контроля состоит в сложности познания сущности такого экономического явления как «финансы», его контрольной распределительной функций. Сейчас мы можем видеть, что интерес к изучению проблемы направлений развития государственного финансового контроля в последнее время сильно вырос. Теоретические основы и исследования по данной тематике освещены в работах как зарубежных, так и отечественных ученых. В научной литературе вопросами определения места государственного ауди-та в системе государственного контроля занимались множество ученых. Среди многих следует выделить работы А.А. Ситнова, И.Р. Дудиевой, И.В. Политова, С.Н. Коваленко, А.А. Ялбулганова и др.
Изучению контроля и аудита в научном сообществе уделяется суще-ственное внимание, что привело к достаточно широкому раскрытию про-блем организации и методологии контроля, ревизии, аудита в научной ли-тературе.
Объектом исследования является государственный аудит в Россий-ской Федерации.
Предметом исследования являются финансово-экономические и управленческие, а также институциональные отношения, возникающие в процессе осуществления государственного аудита в Российской Федера-ции.
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в изу-чении теоретических и практических аспектов государственного аудита для определения путей совершенствования государственного аудита и со-временных тенденций его развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— дать общую характеристику государственного аудита;
— исследовать мировой опыт развития государственного аудита;
— изучить направление совершенствования бюджетного процесса и место государственного аудита в этом процессе;
— раскрыть вопросы стандартизации государственного аудита в Рос-сийской Федерации;
— проанализировать контрольные мероприятия Счетной палаты Рос-сийской Федерации и их влияние на бюджетный процесс;
— выявить направления повышения эффективности бюджетных рас-ходов в бюджетном процессе;
— предложить пути развития инструментария государственного ауди-та;
— определить возможные пути совершенствования методического обеспечения контрольных мероприятий государственного аудита.
Методология и методы исследования. В работе нашли место при-менения такие методы исследования, как: общенаучные методы (логиче-ского анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования и др.); специальные методы исследования (экономико-статистические, моделиро-вания, методы финансовой оценки).
Информационную базу исследования нормативные и законодатель-ные акты Российской Федерации, в том числе указы Президента Россий-ской Федерации, федеральные законы, распоряжения Правительства РФ; научно-исследовательские разработки, публикации в общеэкономических и финансовых периодических изданиях по исследуемой проблематике.
Теоретическую базу исследования составляют теоретические и при-кладные научные работы ведущих отечественных авторов в области госу-дарственного аудита и государственного финансового контроля.
Теоретическая значимость и научная новизна исследования за-ключается в следующем:
− обобщение теоретических знаний о государственном аудите; раскрытие сущности понятия государственного аудита и понятия государ-ственного финансового контроля; определение взаимосвязи между госу-дарственным аудитом и государственным финансовым контролем; рас-смотрение организационно-правовой специфики государственного аудита;
− исследование стандартизации государственного аудита; выяв-ление нарушений бюджетного законодательства на основе анализа резуль-татов деятельности Счетной палаты Российской Федерации;
− доказательство необходимости совершенствования норматив-но-правового регулирования государственного аудита в Российской Фе-дерации. Обоснование направлений развития государственного аудита в системе государственного финансового контроля.
Предполагаемая практическая значимость результатов исследо-вания. Подходы к исследованию государственного аудита в системе госу-дарственного финансового контроля, которые планируется рассмотреть в работе, могут иметь практическую значимость, заключающуюся в исполь-зовании основных полученных научных результатов при разработке дис-сертационного исследования государственного аудита.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, кото-рая представлена введением, тремя главами, заключением, списком ис-пользованных источников и приложениями.
Заключение:
Государственный аудит является сравнительно новым элементом си-стемы государственного управления. Он включает не только внешний фи-нансовый контроль, проводимый специальными органами государствен-ного управления по вопросам исполнения бюджетов, но и контроль ре-зультатов проведения экономической, социальной, духовной политики. Задачей государственного аудита является анализ и оценка итогов дея-тельности органов государственной власти в ходе использования обще-ственных ресурсов, то есть в области полномочий органов государствен-ной власти, определённых Конституцией России, федеральными и регио-нальными законами.
Из проведенного исследования можно сделать вывод, что системного правового регулирования в области финансового контроля нет. Следова-тельно, существует объективная потребность разработки и принятия соот-ветствующей законодательной базы, и мы считаем, что важную роль здесь должен сыграть федеральный закон о государственном финансовом кон-троле.
Помимо этого мы считаем, что важным решением сложившихся про-блем может стать развитие инструментария государственного аудита, т.к. первое является одним из основных условий эффективного управления публичными ресурсами, приоритетным фактором обеспечения финансовой безопасности страны. На сегодняшний день одним из наиболее суще-ственных направлений совершенствования аудита является разработка адекватных экономических механизмов аудита, способных оценить уро-вень и проанализировать решение намеченных социально-экономических задач и тем самым оценивать эффективность расходования национальных ресурсов органами исполнительной власти.
Проведенное исследование государственного аудита в системе госу-дарственного финансового контроля позволило сделать следующие выво-ды.
1. Исследование теоретико-методологических и организационных основ функционирования государственного аудита позволило определить роль государственного аудита в системе государственного финансового контроля, а также определить, чем указанная система обеспечивается и ре-гламентируется.
2. Исходя из вышеуказанного исследования определена необхо-димость совершенствования системного правового регулирования в обла-сти финансового контроля. Необходимость обуславливается недостаточно-стью правовой базы, поэтому для эффективного управления необходимо разработать такую систему нормативно-правового регулирования, при которой число нарушений расходования средств органами государствен-ного финансового контроля будет сведено к минимуму.
3. В данном исследовании проведен анализ работы Счетной пала-ты Российской Федерации. Анализ был осуществлен по основным показа-телям Счетной палаты Российской Федерации за 2018-2019гг., были про-анализированы основные результаты деятельности Счетной палаты Рос-сийской Федерации за 2018-2019гг., выявленные нарушения и недостатки за 2018-2019гг., а также количество административных нарушений за 2018-2019гг.
Проведенное исследование теоретических и практических аспектов государственного аудита предопределили авторские рекомендации:
во-первых, мы считаем, что необходимо совершенствование инструментария государственного аудита, т.к. это является одним из ос-новных условий эффективного управления общественными ресурсами и финансовой безопасности страны;
во-вторых, на сегодняшний день необходима разработка адек-ватных экономических механизмов проведения аудита с целью его совер-шенствования, способных оценить уровень и проанализировать решение намеченных социально-экономических задач, и тем самым оценивать эф-фективность расходования национальных ресурсов органами исполни-тельной власти. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что реализа-ция предложенных в данной работе мер по улучшению государственного аудита должна способствовать повышению эффективности государствен-ного контроля.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА И ЕГО РОЛИ В БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Общая характеристика государственного аудита
Контроль является неотъемлемой частью регулирования, формой обратной связи, благодаря которой субъект управления системой получает всю необходимую информацию о фактическом состоянии, с помощью ко-торой субъект может оценивать отклонение от поставленной цели и эффек-тивность управленческих решений.
Финансовая система и отдельные ее элементы являются сложными системами, для которых в первую очередь необходим эффективный кон-троль, так как управление финансовыми процессами имеет значение для всех составляющих, начиная от финансов отдельных хоз. субъектов до государственных финансов.
Развитие рыночной структуры способствовало внедрению в государ-ственный и негосударственный финансовый контроль элементов аудита. В особенности в настоящее время в негосударственном секторе экономики наряду с финансовым контролем широкое распространение получила аудиторская деятельность, регулируемая федеральным законом «Об ауди-торской деятельности», в которой говорится о проведении обязательного аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг.
Итак, государственный финансовый контроль и государственный аудит являются неотъемлемыми элементами любой современной эффек-тивной финансовой системы. С принятием Федерального закона «О Счет-ной палате Российской Федерации» в 2013 году рассматриваются два этих понятия, хотя в самом федеральном законе и принятых в дальнейшем Счётной Палатой РФ стандартах государственного аудита определения отсутствуют.
Рассмотрим определение термина «аудит», который подразумевает независимость и объективность аудитора, открытость и добровольную подотчетность объекта аудита (аудируемого лица)
Определение аудита содержится в 1 статье Федерального закона «Об аудиторской деятельности», принятой в 2008 году. Согласно указанному закону, «аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Исходя из положений закона, можно определить, что целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка веде-ния бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации».
Исходя из вышерассмотренных понятий, очевидно различие между понятиями «государственный аудит» и «государственный финансовый контроль», и эти два термина не могут являться взаимозаменяемыми, так как в первом случае идет речь об инструменте в руках общества, с помо-щью которого принимает участие в управлении общественными ресурса-ми. Во втором случае – инструмент государства, благодаря которому ор-ганы власти управляют общественными ресурсами.
Что касается определения понятия «государственный аудит» необхо-димо отметить сравнительную новизну данного направления в финансовой структуре в Российской Федерации. Также следует отметить, что исследо-вания механизмов государственного финансового контроля и государ-ственного аудита в Российской Федерации проводились в крайне ограни-ченном масштабе.