Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Экономические науки Государственное и муниципальное управление

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Государственное регулирование экономики: региональный и муниципальный аспект

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1 Теоретические аспекты регулирования экономики на государственном и муниципальном уровне 6
1.1 Принципы и методы государственного регулирования экономики 6
1.2 Понятие муниципальной экономики и методы ее регулирования 10
1.3 Программные методы социально-экономического развития муниципального образования 18
2 Характеристика государственного регулирования экономического развития в Хабаровском крае 29
2.1 Социально-экономическое состояние Хабаровского края 29
2.2 Характеристика органов управления и анализ методов регулирования экономики Хабаровского края 35
3 Практическое применение методов регулирования муниципальной экономикой в муниципальных образованиях Хабаровского края на примере города Хабаровска 46
3.1 Характеристика органов управления и используемых методов регулирования муниципальной экономики в городе Хабаровске 46
3.2 Перспективные направления развития методов регулирования муниципальной экономики 59
Заключение 65
Список использованных источников. 70
Приложение А Показатели социально-экономического развития Хабаровского края за январь — декабрь 2018 г. 76
Приложение Б Интегральная оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления города Хабаровска 78

  

Введение:

 

Эффективность функционирования территории во многом определяется общими макроэкономическими условиями, целевыми установками органов законодательной и исполнительной власти, концепцией экономического и социального развития государства и его регионов, принятой моделью рыночной экономики.
Одним из условий устойчивого развития регионов России, увеличения темпов экономического роста является повышение обоснованности экономико-организационных, нормативно-правовых и финансово-кредитных решений, принимаемых па региональном уровне и направленных на регулирование и государственное стимулирование инвестиционной деятельности в регионах России, рационализацию взаимодействия отдельных участников экономического процесса.
Тема дипломной работы является актуальной, поскольку использование эффективных методов регулирования экономического развития является важной составляющей государственного и муниципального управления, которое в итоге определяет развитие территории.
Регионы России очень различны по своему развитию, имеют свои особенности, которые должны учитываться при разработке и реализации программ развития муниципальной экономики.
Актуальность исследования, таким образом, состоит в необходимости решения таких важных задач, как создание эффективно функционирующего механизма развития экономической деятельности в регионах России, установление направлений оптимального взаимодействия всех субъектов экономики, разработка методических решений и современных принципов рационализации процесса управления экономикой.
Предметом исследования в работе выступают методы государственного регулирования и управление муниципальной экономикой.
Объектом исследования является система государственного регулирования и регулирование муниципальной и местной экономикой муниципальных образований Хабаровского края.
Основной целью настоящей работы является совершенствование методов регулирования муниципальной экономики в муниципальных образованиях Хабаровского края.
Для достижения данной цели в работе определены следующие задачи:
1. Изучить принципы и методы государственного регулирования экономики.
2. Рассмотреть понятие муниципальной экономики и методы ее регулирования.
3. Исследовать программные методы социально-экономического развития муниципального образования
4. Исследовать социально-экономическое состояние Хабаровского края
5. Охарактеризовать органы управления и анализ методов регулирования экономики Хабаровского края
6. Изучить характеристику органов управления и используемых методов регулирования муниципальной экономики в городе Хабаровске
7. Определить перспективные направления развития методов регулирования муниципальной экономики.
При подготовке выпускной работы следующие методы исследования: аналитический, статистический, системный и сравнительный анализ, метод синтеза, общений, графический и расчетный методы.
Теоретической основой для выполнения работы послужили нормативно – правовые документы федерального, регионального и муниципального уровней, литература по исследуемой проблеме. Наибольшую помощь в подготовке работы оказали труды известных отечественных авторов: Зандера Е.В., Лобкова Е.В., Арженовского И.В., Петропавловского А.Е., Ветрова Г.Ю., Парахиной В.Н, Кобилева А.Г., Кирнева А.Д., Моисеева А.Д., Калинникова И.О., Исупова С.М. и других.
А также публикации по теме работы в специальной литературе, следующих авторов: Хайруллова Д.С., Горбачева И.А. и других.
Информационной базой для написания работы явились различные нормативно-правовые акты, федеральные законы, периодические издания, данные с официального сайта Правительства Хабаровского края и городского округа Хабаровск и др.
Поставленная в работе цель определила следующую структуру работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

В соответствии с поставленными в работе задачами, в первой главе работы проведено теоретическое исследование, которое позволяет сделать выводы о том, что регулирование экономики является объективным процессом, происходящим под воздействием исторических, географических, демографических, ресурсных и прочих факторов.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
К методам государственного регулирования относят административное и правовое регулирование. Государственное правовое регулирование реализуется в рамках хозяйственного законодательства путем установления норм и правил.
Муниципальная экономика представляет совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих предоставление муниципальных услуг с целью удовлетворения жизненных потребностей населения на местном уровне
Сущность управления социально-экономическим развитием муниципальных образований состоит в качественном изменении жизни населения, которые вызваны целенаправленными действиями органов муниципального управления и выражены в увеличении реальных доходов населения
Основными формами в реализации государственной, региональной политики являются федеральные и региональные целевые программы, участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах; размещение федеральных и региональных заказов на поставку продукции для государственных или региональных нужд; создание условий для активизации международных связей регионов; содействие развитию малого и среднего бизнеса.
В целях муниципального социально-экономического развития чаще всего применяется программно-целевой метод, который позволяет достигнуть поставленных целей, конечных результатов при наименьших затратах, объединив интересы и снизив ведомственную разобщенность.
Применение для социально-экономического развития разных видов программ (комплексных, целевых, социально-экономического развития, долгосрочных, ведомственных) позволяет объединять финансы и усилия по развитию для решения конкретных муниципальных социально-экономических проблем.
В современных условиях программно-целевой метод является инструментом государственной социальной и экономической политики для развития регионов.
Во второй главе работы охарактеризовано государственное регулирование экономического развития в Хабаровском крае.
Социально – экономическое состояние Хабаровского края определяет деятельность Правительства края, которая направлена на обеспечение роста экономики и социальное развитие края и осуществляется в соответствии с целями и задачами, определенными Стратегией развития Хабаровского края до 2030 года.
Край является одной из наиболее динамично развивающихся дальневосточных территорий. Отличительной особенностью промышленности является диверсифицированность производства, высокий удельный вес обрабатывающих отраслей и оборонных производств.
Положительными факторами развития является рост промышленного производства в основных отраслях, имеется рост валового регионального продукта, введены новые производственные мощности и социальные объекты, имеется рост строительства жилья. Хорошим показателем развития является рост инвестиций.
В Хабаровском крае низкая безработица и имеется рост заработной платы.
Органом управления социального – экономическим развитием Хабаровского края является Правительство края — коллегиальный и постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Хабаровского края.
В составе Правительства Хабаровского края Министерство экономического развития является органом исполнительной власти, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере экономики.
Для регулирования экономики Хабаровского края, Министерства экономического развития использует следующие методы управления: прямое управление, управление в рамках договоров, использования государственного заказа, разработку инвестиционной политики, разработку целевых программ.
Правительством края разработано и утверждено 47 региональных проектов, направленных на достижение целей национальных проектов по
11 направлениям, в том числе реализуется \программа «Комплексное развитие моногородов».
По итогам 2018 года Хабаровский край в Национальном рейтинге поднялся с 73 на 39 место, что свидетельствует о достаточно эффективном регулировании развития экономики края.
В третьей главе работы изучены практические приемы регулирования муниципальной экономики в городском округе Хабаровск, являющимся экономическим центром Хабаровского края.
Основными отраслями промышленности являются: обрабатывающие производства, в том числе: производство пищевых продуктов (24,8 %); производство и распределение электроэнергии, газа и воды (42,4 %).
Управление социально-экономическим развитием города Хабаровска в структуре администрации возложено на Управление экономического развития.

 

Заключение:

 

Эффективность функционирования территории во многом определяется общими макроэкономическими условиями, целевыми установками органов законодательной и исполнительной власти, концепцией экономического и социального развития государства и его регионов, принятой моделью рыночной экономики.
Одним из условий устойчивого развития регионов России, увеличения темпов экономического роста является повышение обоснованности экономико-организационных, нормативно-правовых и финансово-кредитных решений, принимаемых па региональном уровне и направленных на регулирование и государственное стимулирование инвестиционной деятельности в регионах России, рационализацию взаимодействия отдельных участников экономического процесса.
Тема дипломной работы является актуальной, поскольку использование эффективных методов регулирования экономического развития является важной составляющей государственного и муниципального управления, которое в итоге определяет развитие территории.
Регионы России очень различны по своему развитию, имеют свои особенности, которые должны учитываться при разработке и реализации программ развития муниципальной экономики.
Актуальность исследования, таким образом, состоит в необходимости решения таких важных задач, как создание эффективно функционирующего механизма развития экономической деятельности в регионах России, установление направлений оптимального взаимодействия всех субъектов экономики, разработка методических решений и современных принципов рационализации процесса управления экономикой.
Предметом исследования в работе выступают методы государственного регулирования и управление муниципальной экономикой.
Объектом исследования является система государственного регулирования и регулирование муниципальной и местной экономикой муниципальных образований Хабаровского края.
Основной целью настоящей работы является совершенствование методов регулирования муниципальной экономики в муниципальных образованиях Хабаровского края.
Для достижения данной цели в работе определены следующие задачи:
1. Изучить принципы и методы государственного регулирования экономики.
2. Рассмотреть понятие муниципальной экономики и методы ее регулирования.
3. Исследовать программные методы социально-экономического развития муниципального образования
4. Исследовать социально-экономическое состояние Хабаровского края
5. Охарактеризовать органы управления и анализ методов регулирования экономики Хабаровского края
6. Изучить характеристику органов управления и используемых методов регулирования муниципальной экономики в городе Хабаровске
7. Определить перспективные направления развития методов регулирования муниципальной экономики.
При подготовке выпускной работы следующие методы исследования: аналитический, статистический, системный и сравнительный анализ, метод синтеза, общений, графический и расчетный методы.
Теоретической основой для выполнения работы послужили нормативно – правовые документы федерального, регионального и муниципального уровней, литература по исследуемой проблеме. Наибольшую помощь в подготовке работы оказали труды известных отечественных авторов: Зандера Е.В., Лобкова Е.В., Арженовского И.В., Петропавловского А.Е., Ветрова Г.Ю., Парахиной В.Н, Кобилева А.Г., Кирнева А.Д., Моисеева А.Д., Калинникова И.О., Исупова С.М. и других.
А также публикации по теме работы в специальной литературе, следующих авторов: Хайруллова Д.С., Горбачева И.А. и других.
Информационной базой для написания работы явились различные нормативно-правовые акты, федеральные законы, периодические издания, данные с официального сайта Правительства Хабаровского края и городского округа Хабаровск и др.
Поставленная в работе цель определила следующую структуру работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

 

Список литературы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

1.1 Принципы и методы государственного регулирования экономики

Содержание государственного регулирования в экономической литературе хотя трактуется по-разному, но существует у них общности. Например, В.И. Борисевич государственное регулирование экономики определяет как целенаправленную деятельность институтов государственной власти, «которые посредством различных способов, приемов и методов способствуют достижению поставленной цели и решению важнейших экономических и социальных задач на каждом из временных этапов развития» .
Или в другой литературе дается следующее определение : «Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям» .
В принципе, оба эти определений, выявляют суть государственного регулирования как целенаправленной деятельности государственных органов по формированию системы мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть регионального процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и т. п.
Цели государственного регулирования экономики представлены на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 — Цели государственного регулирования экономики

Формами государственного регулирования экономики выступают: законодательная, налоговая и кредитная, субвенционная.
Законодательная форма регулирования выражается через принятие законодательных актов, которые обеспечивают относительно равные возможности для развития, позволяют расширять конкуренцию, препятствуют развитию монополизма, регулируют установление очень высоких цен.
Налоговая и кредитная формы регулирования реализуются использование путем налогов и кредитов. Изменение налоговых ставок, предоставление льгот, позволяет воздействовать на расширение или сужение производства, на повышение инвестиционной активности.
Изменяя условия кредитования, государство влияет на уменьшение или
увеличение объемов производства.
Использование субвенций для регулирования предполагает предоставление отдельным отраслям государственных субсидий и налоговых льгот, наиболее субсидируемыми отраслями являются сельское хозяйство, транспорт, добывающая промышленность, судостроение.
К методам государственного регулирования относят административное и правовое регулирование.
Административными методами являются разные меры по рационированию и контингентированию, квотированию и лицензированию, контролю над доходами, ценами, валютными курсами, учетным процентом и др. Административные меры имеют силу приказа и не опираются на экономические интересы и реализующие их стимулы.
Государственное правовое регулирование реализуется в рамках хозяйственного законодательства путем установления норм и правил.
Принципы регулирования приведены на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Принципы регионального управления экономикой
Приведенные на рисунке 1.2 принципы позволяют на научной основе организовать государственное регулирование и в целом повысить их роль и действенность в целом.
Государственное регулирование экономики осуществляется на различных уровнях.
Государственное регулирование регионального и муниципального развития с помощью экономического механизма осуществляется на различных уровнях.
Федеральные органы призваны регулировать процессы организации производства в регионах с особыми условиями — экстремальных районах и в районах нового освоения; контролировать производство крупных экологических проектов и социальных программ; осуществлять и контролировать организацию межгосударственных и межрегиональных экономических связей.
Региональные органы управления в свою очередь должны уделять основное внимание использованию региональных ресурсов, рационализации структуры существующего хозяйства, а также социальным и экологическим проблемам региона.
Спецификой территории предопределяется целесообразность использования разных методов управления муниципальными образованиями в каждом конкретном случае, применительно к местным условиям, определенного набора экономических стимулов и рычагов.
Развитие территории является многомерным и много аспектным процессом, рассматриваемым с позиции совокупности социальных и экономических целей. Даже если рассматривается только экономическое развитие, оно, как правило, рассматривается одновременно с социальным развитием.
Социально-экономическое развитие включает в себя следующие факторы:
 рост доходов и производства;
 изменения в социальной и административных структурах общества;
 изменения в привычках и традициях;
 изменения общественного сознания .
Основная цель социально — экономического развития территории состоит в повышении качества жизни населения, которое включает в себя три важные составляющие:
— рост доходов, улучшение здоровья, рост уровня образования населения;
— создание условий, способствующих росту самоуважения граждан в результате формирования социальной системы, экономической и политической систем, а также институциональной систем, ориентированной на уважение человеческого достоинства;
— увеличение степени свободы людей, в том числе экономической .
Таким образом, государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
К методам государственного регулирования относят административное и правовое регулирование. Государственное правовое регулирование реализуется в рамках хозяйственного законодательства путем установления норм и правил.

1.2 Понятие муниципальной экономики и методы ее регулирования

Муниципальной экономикой принято считать совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы