Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Государственная промышленная политика России на современном этапе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Основы государственной промышленной политики 5
1.1 Государственная промышленная политика: понятие, сущность, основные направления 5
1.2 Методы и инструменты государственной промышленной политики 14
2. Анализ формирования и реализации государственной промышленной политики России 26
2.1 Развитие промышленности и промышленная политика на современном этапе: общая ситуация и тенденции 26
2.2 Проблемы формирования и реализации государственной промышленной политики в современной России 33
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию формирования и развития механизма реализации государственной промышленной политики 45
3.1. Основные направления совершенствования механизма формирования и реализации государственной промышленной политики 45
3.2. Меры по развитию государственной промышленной политики 54
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 70
Приложения 80
Введение:
Актуальность проблемы исследования. Возрастающая неопределенность экономического развития, появление новых технологических трендов, кардинально меняющих сложившиеся традиционные производственные схемы, разнообразные риски, связанные с внедрением не только технологических инноваций, но и с оценкой последствий их реализации, повышают ответственность государства за принятие управленческих решений в условиях нестабильности как мировой, так и национальных экономик. Одним из наиболее успешных государственных инструментов реализации управленческих решений является промышленная политика. История ее формирования насчитывает более двухсот лет, в течение которых менялось не только само понятие промышленной политики, ее приоритеты, формы и методы проведения, но и механизмы реализации.
Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно указывал на необходимость перехода на инновационный путь развития как одну из важных стратегических задач социально-экономического развития России. В современных условиях антироссийских санкций особенно актуальным становится изучение проблемы разработки эффективной, отвечающей современным реалиям и вызовам промышленной политики государства, которая нацелена на модернизацию национальной экономики и переход к инновационным методам хозяйствования, являющейся определяющим условием не только «победы» над антироссийскими санкциями, но и выхода России на качественно новые уровни развития основных сфер общественной жизни. В этой связи возникает настоятельная потребность переосмысления промышленной политики, причин, сферы и механизмов ее осуществления.
Степень изученности проблемы исследования. Общетеоретические вопросы и прикладные аспекты формирования и реализации государственной промышленной политики нашли отражение в трудах О.Ю. Асеевой, Т.Н. Бабич, В.В. Бирюкова, М.Г. Васькиной, Ю.В. Вертаковой, Д.А. Донского, А.В. Лапина, Е.Б. Ленчука, Е.В. Лукина, И.Г. Минервина, Д.Е. Морковкина, Л.С. Рязанцевой, С.А. Толкачева, С.В. Шманева и др. ученых и практиков.
Объектом исследования является государственная промышленная политика.
Заключение:
По итогам проведенного исследования сформулированы следующие выводы.
Государственное воздействие на экономическое развитие и уровень инновационности экономики проявляется в промышленной политике. Государственную промышленную политику предлагается понимать как комплекс разнообразных мер, направленных на развитие промышленного потенциала, на его структурно сбалансированное развитие и как систему отношений между государственными, муниципальными органами власти, бизнесом и обществом по поводу формирования структурно сбалансированной конкурентоспособной экономики.
К настоящему времени в России сформированы теоретические основы промышленной политики, развивается институциональная среда, в рамках которой созданы достаточно эффективные инструменты промышленной политики, активизируется деятельность регионов в данной сфере.
В целях совершенствования структуры национальной экономики, поддержки конкурентоспособности выпускаемой продукции на мировых рынках, возможной корректировки рыночных механизмов, должен осуществляться комплекс принципов и мер государственного воздействия с целью распределения ресурсов.
Промышленная политика должна ориентироваться на решение стратегических задач страны, иметь исключительно инновационную направленность, опираться, прежде всего, на интеллектуальные ресурсы, оказывать государственную поддержку подготовке специалистов и в целом системе образования. Она как фундамент экономической политики государства, должна быть связана, в первую очередь, с проведением инновационной, инвестиционной и структурной перестройки промышленного производства.
Однако пока в России эффект от инновационной деятельности почти незаметен, не налажены тесные, постоянные и продуктивные контакты между наукой и бизнесом, функционирование национальной инновационной системы в целом тормозится санкциями и ограничением к доступу внешнего финансирования.
Процесс преодоления экспортно-сырьевой зависимости и переход к активному интенсивному типу экономического роста на основе технологического обновления промышленности является приоритетным направлением развития российской экономики на ближайшую перспективу.
Требуется изменить ценностно-институциональную модель, устранить сложившиеся дисфункции в движении ресурсных, продуктовых и денежно-финансовых потоков, распределении частных и совокупных выгод и создать механизмы, благоприятные для инновационного развития промышленного производства. Промышленная политика России должна решить несколько задач: задачу модернизации экономики, решая ее самые острые проблемы; стимулирование экономического роста; определение долговременной стратегии экономического развития страны, что сможет обеспечить ее интенсивное развитие. Государство неизбежно должно быть заинтересовано в создании новых долгосрочных преимуществ, что требует повышения капитализации научного и образовательного потенциалов, поддержки развития человеческого капитала и расширения ключевых компетенций работников. С целью активизации внедрения цифровых технологий в промышленность данное направление может рассматриваться как одно из приоритетных.
Разработка перспективного видения сбалансированной промышленной сферы, стратегических курсов ее развития, межотраслевых и отраслевых программ — актуальные направления повышения качества государственного управления.
Фрагмент текста работы:
1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Государственная промышленная политика: понятие, сущность, основные направления
Промышленная политика (ПП), как и дискуссии о ее содержании, постоянно находилась в поле зрения ученых и политиков. Промышленность всегда была и останется одной из отраслей экономики, способствующей развитию страны. Развитая промышленность позволяет национальной экономике не только производить качественную и конкурентоспособную продукцию, но и отвечает за национальную безопасность государства в разных сегментах рынка . Промышленность, как базовая система экономики, формирует и удовлетворяет спрос на средства производства экономических агентов и на предметы потребления населения. Совокупность самостоятельных и взаимосвязанных предприятий, секторов и инфраструктуры, обеспечивающей высокий уровень НИОРК, образуют особую систему – промышленную.
Происхождение термина «промышленная политика» — от английского словосочетания «industrial policy». В оригинале данный термин имеет значение «отраслевой» политики и применения государственных мер по развитию отдельных направлений экономики. Эволюция понятия «промышленная политика» представлена в схематичном виде Приложением 1 (рис. 1.1).
В современных условиях в России устоявшимися понятиями промышленной политики являются ее трактовки с позиции масштаба объекта регулирования – промышленной политики в широком смысле слова и промышленной политики в узком смысле. В первом случае, чаще всего, имеется в виду целенаправленное изменение структуры экономики в целом, что позволяет считать аналогичными понятия структурной и промышленной политики. Во втором промышленная политика понимается как система мер, реализуемых в каком-либо отдельном секторе экономики, чаще всего — в промышленности. Не менее устоявшимся является понимание промышленной политики с позиции роли государства в экономике как вертикальной или горизонтальной, что определяется сформировавшейся в стране моделью государственной экономической политики. В первом случае – это дирижистская модель экономической политики, во втором – либеральная модель. Выбор приоритетов экономического развития страны и финансирование их реализации принадлежат государству и осуществляются им в процессе применения вертикальной промышленной политики, основным содержанием которой становится, чаще всего, содействие формированию вертикально интегрированных промышленных структур. Но когда речь идет о горизонтальной промышленной политике, то основной задачей государства становится формирование благоприятной бизнес-среды, а основным содержанием – поддержка хозяйствующих субъектов по их участию в рамках глобальных цепочек создания стоимости. Конечно, в современных условиях не совсем правомерно говорить о чисто вертикальной или горизонтальной промышленной политике. Она все более приобретает черты смешанного типа политики, характер воздействия которой включает как меры регулирования развития экономики, так и прямую поддержку отдельных производств .