Психология Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Гендерные особенности мотивации к браку в юношеском возрасте в практике психологического консультирования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы изучения мотивации к браку 6
1.1 Компоненты психологической готовности к браку 6
1.2 Мотивация вступления в брак в юношеском возрасте 18
Выводы к 1 главе 25
Глава 2. Практика проведения психологического консультирования молодёжи по вопросам семьи и брака 27
2.1 Результаты констатирующего этапа исследования гендерных особенностей мотивации к браку в юношеском возрасте 27
2.2 Организация и проведение психологического консультирования по вопросам мотивационных установок к браку у юношей и девушек 33
2.3 Результаты контрольного этапа исследования психологической готовности к браку 42
Выводы к главе 2 49
Заключение 53
Список используемых источников 55
Приложения 62

 

  

Введение:

 

Институт брака долгое время выполнял важнейшие социальные функции поддержки целого и сложившегося общества, воспроизводства человечества. На сегодняшний день исследования супружеских отношений и вопросов функционирования семейной системы приобретают все большую актуальность в связи с усилением дестабилизации современной семьи. Изучение аспектов супружества и жизнедеятельности семьи современными авторами проводится в русле системного подхода, который позволяет рассматривать семью в русле системной организации.
Наибольший интерес представляет внутренняя определенность брака, основными аспектами которой являются ролевые притязания и ожидания супругов, степень удовлетворенности супружескими отношениями, характер межличностного взаимодействия в паре.
Сейчас можно говорить о возникновении тенденций, несущих разрушительный характер для семьи как социального института и малой группы. Среди них: пренебрежительное отношение к браку; ослабление потребности в детях; отсутствие авторитета мужчин в глазах женщины; эмансипация детей от родителей, супругов от их родительского окружения; предпочтение материального начала в семье морально-нравственному; ранние сексуальные связи у молодёжи.
Жизнь человека тесно связана с семьей с самого рождения. Семья — это не просто социальная единица — формирование и реализация личности происходит в семье. Вот почему каждый из нас придает особую ценность семейным ценностям.
Раньше считалось, что брак должен быть частью жизни каждой пары, и развод или отказ от семьи был осужден обществом, теперь ситуация кардинально изменилась. Современное поколение часто предпочитает сосуществование зарегистрированных браков, легко разрывая отношения и заводя новые. Это связано с увеличением числа одиноких родителей и одним явлением, известным как «безотцовость».
Нынешнее общество называет это одним и громким словом «свобода», «свободные отношения», но никто не признает, что наше поколение, вступая в такие отношения, теряет те ценности, которые имели огромное значение для наших родителей, бабушек и дедушек.
Термины «брак» и «семья» тесно связаны. Хотя брак и семья не одно и то же, семья может существовать без брака, а брак может существовать без семьи.
После подачи заявления в ЗАГС мало кто задумывается о том, что принесет брачная жизнь. Нередко развод — возможный выход из проблемы. Если что-то есть, значит, есть сопротивление. Разные возрасты также оказывают сильное влияние на понимание брака молодыми людьми. Тот же характер, одинаковое образование и одинаковое отношение к браку влияют на желание существовать в нем или быть свободным.
Актуальность. Еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижении определенного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однако существующие психологические, социологические, педагогические исследования говорят о том, что это не так, и, поэтому, готовность юношей и девушек к вступлению в брак и созданию семьи должна стать целью психологической работы. В целом, исследований по проблемам семьи и брака, взаимодействию партнеров в супружеской паре и т. п. в литературе имеется немало, однако вопросы психологической готовности личности к семейным отношениям являются актуальной, но малоизученной областью знаний.
Многие ученые и психологи изучали с древности склад семьи. Платон и Аристотель осуждали семьи своего времени и предлагали новые концепции. Гендерные особенности мотивации к браку в юношеском возрасте освещаются в трудах Л. Б. Шнейдер, описаны С.Л. Рубинштейном, Э.Г. Эйдемиллером, Т.В. Андреевой и др. [35], [56], [58].

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Психологической готовностью к созданию семьи включается педагогическая грамотность, сексуальная воспитанность, хозяйственно-экономические навыки и умения. Педагогической грамотностью является знание закономерностей развития ребенка, особенностей его воспитания, наличие навыков ухода за младенцем. К хозяйственно-экономическим навыкам, умениям относят умение планировать, распределять, соблюдать семейный бюджет, правильно организовывать досуг и быт, создавать уют в семье. Педагогической готовностью также предполагается сексуальная воспитанность – усвоение необходимых знаний об имеющихся интимных сторонах человеческой жизни, правильных взглядов на личные взаимоотношения полов, знания, как сберечь любовь.
Психологическая готовность к браку как личностное новообразование связано с такими психологическими новообразованиями юношеского возраста, как готовность к самоопределению: жизненному и профессиональному, а так же в технологии реального осознания комплекса ценностных ориентиров, на которые юноши и девушки могли бы опираться, создавая свою семью. Формирование ценностных ориентиров происходит еще в детском возрасте и продолжается на этапе обучения в вузе.
В ходе подготовки молодых людей к семейной жизни исключительно важно оформление особой системы представлений относительно себя как человека определенного пола, у которого имеются специфические потребности, ценностные ориентации, мотивы, отношение к представителям противоположного пола, соответствующие данным образам формы поведения.
В проведённом исследовании для определения различий психологической готовности к браку в группах юношей и девушек нами был использован однофакторный дисперсионный анализ. Исследование показало, что групповые средние значения в целом различаются не значимо. Это можно объяснить, опираясь на теоретическую часть исследования. Как было отмечено в предыдущих главах готовность к браку предполагает выделение трех главных ступеней. Физическая зрелость, социальная готовность, этико-психологическая готовность.
К социальной готовности относят: завершённое образование, получение профессии или обучение в высшем учебном заведении, начало самостоятельной трудовой деятельности.
Этико-психологическая ступень готовности юношей и девушек к браку состоит из целого ряда взаимосвязанных и взаимоопределяющих факторов: определенный идеал семьи; сформированное представление о целях супружеских отношений, а именно осознанный мотив создания семьи и совпадение ожидание обоих партнеров от брака; а так же представление о супружеских и родительских обязанностях.
Возраст респондентов, ранняя молодость, предполагает развитие всех трех ступеней, вследствие чего мы можем говорить о развитой психологической готовности к браку, что нам и продемонстрировали результаты исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

Теоретические основы изучения мотивации к браку
1.1 Компоненты психологической готовности к браку
Современный брачно-семейный институт испытывает серьезные затруднения. Перемены в семейной жизни людей, их отражение в научном сознании и идеологии, демографическая политика государства образуют разные, достаточно самостоятельные пласты реальности. Одни и те же процессы нередко получают различные толкования специалистов, характеризуясь либо как признаки необратимого кризиса, распада тысячелетнего института семьи, либо как трансформационные процессы брачно-семейного института, являющиеся результатом адаптации семьи к изменившимся условиям. В настоящее время концепция семьи основана на современных взглядах на личную свободу, как свободу, ограничиваемую только свободой других, на стремлении к наиболее полному удовлетворению личных потребностей и равенстве партнеров.
Важнейшей мерой профилактики семейного неблагополучия является развитие психологической готовности юношества к брачно-семейным отношениям, сущность которой составляет зрелое интеллектуальное, деятельно — продуктивное, социально — активное отношение к себе как участнику брачно-семейного взаимодействия, своему микро- и макросоциальному окружению, понимание значимости семьи в современном мире. В связи с этим, особого внимания требует психологическая готовность юношества к семейным отношениям. Подготовка юношества к вступлению в брак, к будущей семейной жизни — неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Готовность юношества к браку — это один из факторов, определяющих стабильность молодой семьи. Это система социально-психологических установок личности, определяющих эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества[55].
Прежде чем говорить о сущности семейных отношений, о развитии готовности к ним, остановимся на некоторых значимых аспектах психологии отношений в целом. В.Н. Мясищев сформулировал одно из важнейших в отечественной психологии принципиальных положений теории личности [24]. Он подчеркивал, что система общественных отношений, в которые оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой, более специфической, чем, к примеру, ряд других ее компонентов, таких, как характер, темперамент, способности.
В. Н. Мясищев [26] указывает на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных, объективно существующих отношений общества в условиях его макро — и микробытия, в котором он живет. Это микро — и макробытие, по-разному способствуя формированию и проявлению потребностей, интересов и склонностей человека, действуя в нерасторжимой связи с особенностями его организма и прежде всего нервной системы, создает в каждом случае ту субъективную «призму», через которую неповторимо своеобразно в каждом случае преломляются все воздействия, которым подвергается живой, действующий человек. Восприятие им действительности, его память, его мышление, его воображение, его внимание хотя и фиксируют всегда особенности объективного мира, но на этих его психических процессах постоянно лежит печать отношения его к разным сторонам мира, частицей которого он является.
Рубинштейн С. Л. говорит, что сущность человека — совокупность общественных отношений [35]. Отношения между людьми — не только экономические, хозяйственные отношения, хотя они и реализуются каждый раз в условиях того или иного экономического уклада, той или иной общественно-исторической формации. Внутреннее содержание человека включает все его богатство отношений к миру в его бесконечности — познавательное эстетическое отношение к жизни и смерти, к страданиям, к опасности, радости. Он также пишет, что межлюдские отношения являются необходимым условием познания человеком бытия, сущего и его состава. Обусловленность не только сознания любого человека, но и бытия действиями других людей — это эмпирический факт. Отношения — взаимные — разных «я» друг к другу выступают как условие их существования как конкретных эмпирических существ, реализующих в себе всеобщность «я» (как субъекта).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы