Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста 9
1.1. Понятие учебной мотивации в психолого-педагогической литературе 9
1.2. Особенности развития детей младшего школьного возраста 15
1.3. Методы и приемы формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста 30
2.1. Диагностика уровня сформированности учебной мотивации 30
2.2. Формирование учебной мотивации учебной у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка 35
2.3. Анализ и обобщение результатов 45
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложения 58
Введение:
Развитие учебной мотивации в школьном возрасте – одна из цен-тральных проблем современной школы, дело общественной важности. Это обусловлено обновлением содержания обучения, постановкой задач фор-мирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития познавательных интересов, формирования у них активной жиз-ненной позиции, введением новых государственных образовательных стандартов, определяющих самостоятельность и учебную компетентность учеников уже на этапе начального образования.
Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научат-ся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школ. Младшие школьники только осваи-вают умение учиться, именно у них первостепенным является развитие мо-тивации к дальнейшему обучению. Проблема мотивации и мотивов пове-дения и деятельности — одна из главных в психологии. Б.Ф. Ломов подме-чает, что в психологии при анализе деятельности, в том числе и ведущей деятельности мотивации и целеполаганию принадлежит ведущая роль. Не-удивительно, что мотивации и мотивам посвящено огромное число моно-графий, как отечественных (В. Г. Асеев, В. И. Ковалев А. К. Маркова, П. М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, К. Мадсен, Х. Хекхаузен и др.).
Несмотря на выраженный продолжительный интерес к проблеме учебной мотивации обучающихся, исследования в данной области остают-ся актуальными. Актуальность темы подтверждается тем, что в новом Фе-деральном государственном образовательном стандарте начального об-щего образования, в котором отражены требования к результатам уча-щихся, говорится о том, что одним из личностных результатов обучения есть сформированность мотивации к учебе и познанию.
В настоящее время «Основные направления реформы общеобразо-вательной и профессиональной школы» как стратегическая программа со-вершенствования образования ставят перед школой ряд важнейших задач. Среди них в первую очередь обеспечивать органическое единство обуче-ния и воспитания с целью повышения качества знаний учащихся и подго-товки их к труду. В этих условиях проблема развития мотивации приобре-тает особую значимость, ибо мотивация — одно из важнейших условий успешности или не успешности учения ребенка.
Рассмотрение развития учебной мотивации как одного из результа-тов учебы в начальной школе определяет надобность продолжения иссле-дований в данном направлении.
В связи с вышеизложенным была сформулирована проблема иссле-дования: каковы педагогические условия эффективного формирования мо-тивации младших школьников использования различных форм контроля по предмету «Русский язык».
Решение проблемы составляет цель настоящего исследования – определить педагогические условия для эффективного формирования учебной мотивации младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: формирование мотивации младших школь-ников использования различных форм контроля по предмету «Русский язык».
Гипотеза исследования: процесс формирования учебной мотивации младших школьников будет проходить более успешно, если:
— на уроках русского языка для формирования мотивации учения используются различные формы контроля;
— учебный материал преподносится в занимательной форме с исполь-зованием познавательных игр, дискуссий и споров;
— ученики активно включены в совместную учебную деятельность в классе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по про-блеме формирования учебной мотивации младших школьников.
2. Определить уровень сформированности учебной мотивации младших школьников.
3. Организовать экспериментальную работу в начальных классах по формированию положительной учебной мотивации.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: изучение теоретической литературы; экспе-римент; анкетирование; графическая обработка результатов исследования.
База исследования: МБОУ СОШ №1 с. Мартан-Чу Чеченской Рес-публики.
Практическая значимость исследования состоит в возможности ис-пользования сформулированных условий использования различных форм контроля для формирования положительной учебной мотивации младших школьников.
Заключение:
Проведенный анализ показал, что в современных условиях органи-зации обучения в начальной школе вопросы мотивации приобретают важ-ное значение, поскольку именно мотивации к учению заставляет школьни-ков действовать осмысленно. При этом ученые считают младший школь-ный возраст наиболее благоприятным для формирования основы желания и умения учиться.
В рамках настоящего исследования под мотивацией рассматривалась психологическая характеристика личности, выражающаяся в его отноше-нии к окружающей действительности и деятельности. Мотив является клю-чевым фактором, побуждающим человека действовать. Так чем сильнее учебная мотивация неуверенность школьников своих действиях, тем боль-ше усилий он будет прилагать. Это определяет необходимость построения учебного процесса таким образом, чтобы на протяжении всего периода у ребенка формировались и поддерживались внутренние побуждения к при-обретению знаний и умственному труду.
Способствовать учебной мотивации будет включенность школьника в деятельность, который в наибольшей степени соответствует его интере-сам, вызывает положительные эмоции, а сам процесс обучения при этом организован в доверительном и доброжелательном ключе.
В рамках настоящего исследования был организован эксперимент по формированию учебной мотивации.
Базой исследования выступило МБОУ СОШ №1 с. Мартан-Чу. В ис-следовании приняли участие учащиеся 4А и 4Б классов (в количестве 52 чел.).
Цель исследования — экспериментально проверить эффективность пе-дагогических условий формирования учебной мотивации четвероклассни-ков.
Была сформулирована следующая гипотеза: процесс формирования учебной мотивации четвероклассников будет проходить более успешно, если:
— на уроках русского языка для формирования мотивации учения используются различные формы контроля;
— учебный материал преподносится в занимательной форме с исполь-зованием познавательных игр, дискуссий и споров;
— ученики активно включены в совместную учебную деятельность в классе.
Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирую-щий и контрольная.
На первом этапе младшие школьники были разделены на 2 группы: экспериментальная и контрольная. Затем были отобраны методики и орга-низованно исследование уровня учебной мотивации четвероклассников.
На втором этапе были проведены уроки русского языка с использо-ванием различных форм контроля. Дополнительно для формирования учебной мотивации на уроках использовались игры, дискуссии и другие формы организации учебного процесса, которые позволяли максимально вовлечь учащихся в совместную деятельность.
На контрольном этапе было организовано повторные диагностиро-вания уровне учебной мотивации. Методики были использованы анало-гичные констатирующему этапу.
На основании полученных данных можно говорить о том, что про-веденная работа по формированию мотивации четвероклассников была эффективной. Следовательно, выдвинутая гипотеза подтверждена.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования учебной мо-тивации у детей младшего школьного возраста
1.1. Понятие учебной мотивации в психолого-педагогической ли-тературе
Успех учебной деятельности зависит не только от усвоения обучаю-щимися знаний, но и от мотивации учения, то есть от стремлений само-утверждаться, достигать высоких результатов. Чем выше уровень мотива-ции, тем больше факторов побуждают ребенка к деятельности, тем боль-ших результатов он может достичь. Развитие у обучающегося положи-тельной учебной мотивации является основой эффективности учебного процесса. Управление процессом учения требует от учителя понимания сущности мотивации учебной деятельности, основных закономерностей ее функционирования и развития.
Анализ литературных источников показывает, что в современной психологии и педагогике отсутствует единство в определение сущности понятия «мотивация». Под понятием «мотивация» понимают несколько психологических явлений, а именно:
систему факторов или совокупность причин, которые направляют человека к выполнению определенных действий или бездействия, побуждают к активности;
осознанное использование целой системы возбудителей, которые способствуют активизации деятельности;
процесс развертывания системы возбудителей, непосредственно происходит в структуре соответствующей деятельности [10, 34].
Отсутствие единства определение понятия мотивации свидетельствует о разносторонности аспектов этого вопроса, а также о сложности и много-значности самой мотивации. В педагогике и педагогической психологии мотивация имеет различные определения.
В частности, М.И. Алексеева считает, что мотивация — это совокуп-ность причин, которые определяют различные проявления активности обучающихся [1, 4].
А.К. Маркова считает, что мотивация является многомерным обра-зованием отдельных мотивов, потребностей, целей, намерений, интересов, идеалов, ценностей. Она подчеркивает, что «учебная мотивация состоит из ряда побуждений, постоянно меняются и вступают в новые связи друг с другом. Поэтому становление мотивации — не просто рост положительного или усиление негативного отношение к учебе, а усложнение структуры мо-тивационной сферы, побуждений, входящих в нее» [7, 57].
Мотивацию трактуют по-разному:
как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяют поведение (Ж. Годфруа)
как совокупность мотивов (К.К. Платонов)
как побуждение, вызывающее активность организма и определяет ее направленность;
как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов);
как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян)
как совокупную систему процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас) [6].
Разница в определении сущности мотивации в целом и учебной мо-тивации в частности проявляется и в различных подходах к определению понятия мотива, среди которых В.А. Семченко выделяет такие [55].
Мотив как побуждение. Согласно данному подходу, мотивом являет-ся не любое побуждение (стимул), а именно внутреннее осознанное побуж-дение, что собственно и определяет, насколько человек готов к деятельно-сти.
Мотив как потребность. При этом стимуле в деятельности выступает именно потребность. Однако есть различия в разных авторов, связанные с соотнесением мотива и потребности, а именно: потребность и является мо-тивом, потребность есть частью, потребность и мотив связан опосредован-но, потребность дает толчок к возникновению мотива и тому подобное.
Мотив как намерение. Сторонники данного подхода понимают мотив как намерение, поскольку он отражает в себе планы человека на будущее, имеет соответственно цель, замысел действовать определенным образом в той или иной ситуации. Соответственно, общие характеристики с мотивом и дают основания рассматривать мотив как намерение.
Мотив как цель. В данном случае потребности отделяются от мотива, а движущей силой активности выступает собственно предмет удовлетворе-ние потребности, который обязательно должен осознаваться человеком. То есть мотивом является цель, к которой стремится человек. Мотив как со-стояние. В основе данного подхода лежит утверждение, что любое побуж-дение к деятельности может возникнуть в результате пребывания человека в определенном состоянии. То есть между потребностью и предметом его удовольствия находится определенное состояние, которое содержит захва-та, моделирования «погребальную» состояния, предшествующего состоя-ния удовольствия и представляет собой собственно мотив деятельности.
Мотив как оценивание. Благодаря удовлетворению, которое является положительным оценочным отношением, выполняет оценочную функцию, у человека появляется мотивационная установка на выполнение опреде-ленной деятельности. И одно удовольствие способствует тому, что человек решает действовать определенным образом в будущем.
Мотив как эмоции. Возникновение и удовлетворение потребностей происходит благодаря мотиву и эмоциям. То есть сила потребностей про-является через определенное эмоциональное переживание.
Мотив имеет эмоциональную составляющую, а эмоция может высту-пать же мотивом. В этом и проявляется их взаимосвязь. Мотив как устой-чивые свойства личности. представители этого подхода утверждают, что на поведение человека, кроме внешних стимулов, влияют и устойчивые ка-чества личности. Поэтому в формировании мотива они непосредственно участвуют, определяя характер деятельности. Мотив как первопричина ак-тивности. В данном подходе, мотивом может выступать любые внешние и внутренние обстоятельства, которые определяют деятельность личности. Эти обстоятельства являются «мотиваторами», среди которых выделяют: интересы, склонности, особенности внешней ситуации, возможности лич-ности, условия достижения цели, личностные моральные принципы [5]. Различные подходы к определению сущности мотивации порождают раз-личные трактовки мотива.
Мотив — это важнейшая составляющая мотивационной сферы челове-ка, это реальное побуждение, которое заставляет человека действовать в определенной жизненной ситуации, при определенных условиях [5].
В словаре справочнике по педагогической психологии указывается, что «учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный в дея-тельность учения, учебную деятельность» [15].
Эффективность учебной деятельности напрямую зависит от мотивов, которые побуждают младшего школьника к активности и определяют его направленность. Для формирования интереса и положительной мотивации к учебной деятельности учитель должен развивать именно мотивы учения. Мотивы, стимулирующие обучающихся к обучению М.И. Алексеева, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович и др. разделяют на социальные и познаватель-ные учебные мотивы.
Социальные мотивы, которые способствуют воспитанию у младших школьников положительного отношения к учению, формируются, в первую очередь, родителями, а потом учителем. Эта группа мотивов про-является в стремлении детей, чувствах ответственности, долга. Среди ши-роких социальных мотивов выделяют большие группы мотивов по источ-нику возникновения, содержанию и направленностью [1, 10].
Познавательные мотивы формируются в процессе изучения различ-ных учебных предметов, имеющих целью расширение и углубление зна-ний, умений и навыков, привитие интереса к знаниям и процесса их полу-чения. на формирование познавательных мотивов влияют как индивиду-альные психологические факторы, так и педагогические условия процесса обучения. Кроме потребностей, способностей, склонностей, интересов обучающихся, для формирования познавательных мотивов следует учи-тывать и как учитель организует учебную работу, которые приемы, мето-ды применяет. Это играет весьма значительную роль в развитии положи-тельной мотивации к учебной деятельности.
Обычно в учебной деятельности младшие школьники руководству-ются не только познавательными или социальными мотивами, а в основ-ном их сочетанием, которое создает наиболее благоприятное воздействие на обучающихся с целью повышения интереса к обучению и стремление добиваться успеха в любой деятельности.
Итак, для формирования мотивов учения нужна рациональная орга-низация учебно-воспитательного процесса, при которой школьники вы-ступали бы активными участниками познавательного процесса. У детей появляется внутренняя потребность к учению, положительное отношение к учебному процессу в том случае, если они имеют возможность занять ак-тивную позицию в учебно-познавательной деятельности. Для этого нужно понятно излагать материал, умело организовывать самостоятельную рабо-ту для овладения знаниями, умениями и навыками, показывать практиче-скую значимость учебного материала, формировать жизненно важные умение (написать сочинение, составить деловой документ, план прочитан-ного произведения и т.п.), умело сочетать различные методы, приемы и способы учебной работы, создавать проблемные ситуации, прибегать к юмору, вызвать эмоции, переживания событий и тому подобное.
Для формирования учебных мотивов большое значение имеет ис-пользование ситуаций познавательной новизны, познавательных игр, учебных дискуссий, познавательных противоречий, использования раз-личных аналогий, создание ситуаций успеха и тому подобное. Как метод мотивации выступает анализ жизненных ситуаций. Этот метод непосред-ственно мотивирует обучение за счет максимально возможной конкретиза-ции знаний, тесной связи с личностной значимости для обучающегося и его окружения. Важнейшим мотивом учения является чувство успеха, удо-влетворения от достигнутого.
Одним из самых действенных методов учебной мотивации младших школьников должно быть создание на уроке ситуации успеха. ситуация успеха — это субъективный психическое состояние удовлетворения след-ствием физического или морального напряжения исполнителя дела, созда-теля явления. Ситуация успеха достигается тогда, когда сам ребенок опре-деляет этот результат как успех. Объективная успешность деятельности обучающегося — это успех внешний, ибо качество результата оценивается свидетелями действа. осознание ситуации успеха, понимание ее значимости возникает у ребенка после преодоления своей робости, психологического притеснения и других трудностей [9, 43].
Следует отметить, что даже иногда пережитая школьником ситуация успеха может оставить чрезвычайное эмоциональное впечатление в его душе, резко изменить на положительный стиль жизни [8].
Ю.К. Бабанский отмечает, что любой метод, использующийся учите-лем в учебновоспитательной работе может выполнять мотивационную функцию. Однако все же среди методов обучения он выделяет отдельную группу методов стимулирования и мотивации обучения, направленных на формирование положительной мотивации и стимулирования обучающихся к активной познавательной деятельности. В соответствии с основными группами мотивов учения Ю.К. Бабанский разделяет методы стимулиро-вания на две группы:
методы формирования познавательных интересов (познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, учебные дискуссии, диспуты, создание ситуаций новизны, успеха и т.д.).
методы стимулирования долга и ответственности (метод разъяснения обучающимся общественной и индивидуальной значимости обучения, метод предъявления требований к обучению, методы поощрения и наказания) [2, 183-195].
Эти методы призваны стимулировать у обучающихся интерес к учебной деятельности и формировать желание достигать в ней высоких ре-зультатов, соответствующих успехов. Желание добиться успеха будет спо-собствовать выработке у младших школьников устойчивой позиции к учебной деятельности, формировать соответствующие качества личности, а также будет способствовать позитивному отношению к обучению, полу-чению новых знаний, обогащению собственного мировоззрения. Т.В. Бланк отмечает, что успех учебной деятельности зависит от того, как уме-ло учитель формирует положительную мотивацию обучения [3, 2-4].
Для этого, кроме использования соответствующих методов стимули-рования, учитель должен выполнять и другие задачи, а именно: изучать мотивационную сферу каждого обучающегося; учитывать интересы и наклонности детей; предоставлять им шанс себя проявить; формировать новые мотивы, повысят интерес к деятельности; побуждать к целеполага-ния; создавать здоровое соперничество, а также поддерживать успех школьников и создавать для этого соответствующие условия. учитель должен использовать все возможные методы, средства обучения с целью формирования положительной мотивации и желания обучающихся учить-ся. Только при таких условиях обучения будет интересным, вызывать у них интерес и восхищение.
Итак, для формирования учебной мотивации следует применять раз-личные методы, средства и приемы стимулирования. Формируя положи-тельную мотивацию, учитель не только развивает интерес и ответственное отношения младших школьников к обучению, но и способствует форми-рованию желания достигать высоких результатов, чувствовать себя успешной личностью. Это, в свою очередь, способствует как повышению познавательной активности обучающихся, так и соответствующим каче-ствам личности.