Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Формирование у детей подготовительной группы представлений о творческих профессиях в сюжетно-ролевой игре

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

Глава
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЯХ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ …………………………

1.1. Сущность творческих
профессий и особенности ознакомления с ними детей старшего дошкольного
возраста…………………………

1.2. Особенности
организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………………

1.3. Анализ опыта
практикующих педагогов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с
профессиями..………………………………………………………………

Выводы
по главе 1 ………………………………………………………………..

Глава
2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТВОРЧЕСКИХ
ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ
ИГРЕ…………………………………………………………………………..

2.1. Выявление уровня
знаний детей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад № 16 » о творческих
профессиях…………………………

2.2. Организация работы
воспитателя  по формированию у детей
представлений о творческих профессиях в сюжетно-ролевой игре…

  2.3. Анализ результатов опытно-практической
работы. Методические рекомендации для воспитателей по организации
сюжетно-ролевых игр в творческие профессии с детьми подготовительной
группы………………………………………………………………………

Выводы
по главе 2……………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………



  

Введение:

 

Ознакомление детей старшего
дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач в воспитании
ребенка. В настоящее время мир профессий  очень широк и разнообразен.
Наряду с известными профессиями появляются и новые профессии. Причины
появления новых профессий – высокий темп современной жизни, развитие
информационных технологий. В связи с этим возникает
необходимость ознакомления дошкольников с разнообразными профессиями.

Актуальность формирования
у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в
обществе и жизни каждого человека обоснована Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). В
соответствии с ФГОС ДО содержание образовательной области «Труд» направлено на
достижение цели формирования положительного отношения к труду [2].

В условиях реализации ФГОС ДО  возникает необходимость поиска новых подходов
к организации трудового воспитания, к ознакомлению детей с миром профессий.
Также данное направление работы прописано в рамках Федерального закона
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации». Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием
успешной подготовки детей к обучению в школе [1].     

В контексте проблемы формирования у
детей представлений о труде взрослых проведены значительные  исследования (С.П. Крягжде, В.И. Логинова,
Л.А. Мишарина, В.Н. Парамзин, Н.С. Пряжников, В.И. Тютюнник, П.А. Шавир, Д.Б.
Эльконин, В.А. Ященко,). Однако, большинство проведенных исследований
нацеливались на формирование представлений у детей о способах выполнения
трудовых действий, а не на ориентацию его в сфере будущей возможной
профессиональной деятельности.

Творческая профессия – это
профессия, где человек воплощает свое творчество, талант, мастерство.
Творческие профессии это: музыкант, артист, художник, модельер, архитектор,
парикмахер, композитор, писатель. Ознакомление с ними является решением одной
из задач по формированию творческой активной личности.  Актуальность знакомства детей дошкольного
возраста с творческими профессиями заключается в том, чтобы сформировать
интерес к окружающему миру, сформировать представление о труде, расширить
представления и знания детей о профессиях.

        Одной, наиболее доступной, формой
в ознакомлении детей с миром профессий, является сюжетно-ролевая
игра, где ребенок берет на себя роль, в которой может использовать полученные
на подготовительном этапе развития ролевой игры новые знания
о профессии.

Особенности сюжетно-ролевой игры
раскрыты в работах психологов Л.С. Выготского, Р.И. Жуковской, А.В. Запорожца,
Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина.  Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая
или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя
роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Вполне логично, что в основу этой
системы необходимо положить сюжетно-ролевую игру как ведущую на этом возрастном
этапе, что и определило выбор темы исследования.

Таким образом, в современной
педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в
системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и
недостаточной разработанностью средств реализации данного направления. Указанное
противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: какие условия обеспечивают наиболее успешное
формирование у детей подготовительной группы представлений о творческих
профессиях в сюжетно-ролевой игре?

Объект исследования: процесс
формирования у детей подготовительной группы представлений о творческих
профессиях (художник, дизайнер, режиссер) в сюжетно-ролевых играх.

 Предмет исследования: условия
формирования у детей подготовительной группы представлений о творческих
профессиях в сюжетно-ролевой игре.

Цель исследования: теоретическое
обоснование и опытная проверка эффективности условий формирования у детей
подготовительной группы представлений о творческих профессиях в сюжетно-ролевой
игре.

Гипотеза: формирование у детей
подготовительной группы представлений о творческих профессиях в сюжетно-ролевой
игре будет проходить успешно при следующих условиях:

 – если воспитатель будет
использовать разные формы организации 
ознакомления с творческими профессиями (экскурсии, беседы, игры);

– если игровые умения, отражающие
содержание труда и взаимодействие людей творческих профессий, будут
формироваться у детей в совместных играх с воспитателем;

– если дети будут самостоятельно
создавать игровое пространство с помощью атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

 Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность творческих
профессий и особенности ознакомления с ними детей старшего дошкольного
возраста.

2. Изучить особенности организации
сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста.

 3. Провести анализ опыта практикующих
педагогов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями.

 4. Определить уровень знаний
детей подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №16» о творческих профессиях.

5. Организовать работу по
формированию у детей подготовительной группы представлений о творческих
профессиях в сюжетно-ролевой игре.

 6. Провести анализ
опытно-практической работы, направленной на формирование  у детей представлений о творческих профессиях
в сюжетно-ролевой игре.

7. Составить методические рекомендации
для воспитателей по организации сюжетно-ролевых игр в творческие профессии с
детьми подготовительной группы.

Методы исследования: теоретические —
анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы, опыта
работы воспитателей по теме исследования; эмпирические —  наблюдение, беседа, опытная работа,
математические и графические методы.

База практики: МБДОУ  «Детский сад 
№16 «Тополек» г. Дзержинск.

Выпускная квалификационная работа  состоит из двух глав. Первая глава включает
теоретические основы формирования представлений у дошкольников о
профессиональной деятельности взрослых в сюжетно-ролевой игре. Во второй главе
дан анализ опытно-практической работе по формированию в сюжетно-ролевой игре
представлений о творческих профессиях у детей подготовительной группы.
Представлены методические рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр в
творческие профессии с детьми подготовительной группы.

Характер работы: опытно-практический

Предполагаемый объем работы: 50 листов

Ожидаемый результат:

— более высокий уровень знаний детей  подготовительной группы МБДОУ «Детский сад
№16» о творческих профессиях;

– технологические карты серии форм организации ознакомления
детей подготовительной группы с творческими профессиями;

  конспекты
совместных обучающих игр;

– фото атрибутов, используемых детьми для самостоятельного
создания развивающей предметно-пространственной игровой среды.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЯХ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.1 Сущность творческих профессий и
особенности ознакомления с ними детей старшего дошкольного возраста

 

 

Актуальность и необходимость комплексной
психолого-педагогической работы с детьми по формированию основ ознакомления с
миром профессий взрослых очевидна. Профпросвещение и ранняя профориентация
считается современным запросом правительства РФ, который прописан в Федеральном
Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования [1, с. 28].

Реализация этого направления на дошкольном уровне сложная
задача. Говорить о формировании профессиональной компетентности у дошкольников
не приходится, та как в столь раннем возрасте могут сформироваться только
посылы. Но непосредственно ранняя профориентация сформировывает данные посылы
таким образом, что в подростковом и юношеском возрасте человек не будет
испытать проблем в самоопределении.

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием
личности на всех возрастных этапах, вследствие этого дошкольный возраст
рассматривается как предварительный, в котором закладываются основы для
профессионального самоопределения в будущем.

Для того чтоб воспитать у детей уважительное отношение к
труду, важно обогащать их представления о различных видах профессий взрослых, о
роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах которыми движут людьми
в процессе труда.

В современной педагогической науке проблема ознакомления
дошкольников с миром профессий занимались такие ученные как: В.И. Логинова,
Л.А. Мишарина, А.Ш. Шахманова, М.В. Крулехт и др.

Логика нашего исследования представляет в первую очередь
рассмотреть трактовку понятия «профессия».

Профессия – (от лат. «profiteer» — объявляю собственным
делом) трудовая деятельность, требующая особенной подготовки и является
источником средств существования [21, с. 10].

В.А. Полякова определила профессию как социально ценную
область прибавления духовных и физических сил человека, которые позволяют
получать ему взамен труда средства, требуемые для развития и существования [22,
с. 21].

С позиции Л.И. Красновского, профессия – это социально
существенная и ограниченная вследствие дифференциации труда сфера прибавления
духовных и физических сил человека, которая дает ему возможность получать в
обмен труда средства, требуемые для его существования и развития [15, с. 12].

Исследования В.П. Кондрашов, М.В. Королева,  В.И. Логинова, Г.Н. Лазарева
продемонстрировали, что дети проявляют интерес к миру взрослых, готовы
усваивать конкретные познания, которые уже в дошкольном возрасте у ребенка
появляется оценочное отношение к событиям, прецедентам, действиям. Было
экспериментально подтверждено, что приобретаемые познания и представления
оказывают воздействие на различные стороны развивающейся личности ребенка.

Ознакомление дошкольников с миром профессий – главный этап в
процессе профориентации личности. Г.Н. Лазерева [31] выделяет задачи
профориентации детей дошкольного возраста: познакомить детей с профессиями,
согласно с возрастными отличительными чертами; привить любовь к трудовым
навыкам; сформировать интерес к труду и простые трудовые умения в определенных
областях трудовой деятельности. Задача ранней профориентации – сформировать у
ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть
предоставлена возможность использовать собственные силы в доступных видах
деятельности.

Для работников дошкольного образования особую сложность
представляет ознакомление детей дошкольного возраста с преобразующим видом
труда, в основе которого лежит творческий процесс. Это связано с тем, что сам
творческий процесс сложно представить детям наглядно, наглядным является только
результат труда, в связи с эти дети затрудняются устанавливать взаимосвязь
между проявлением творчества и качеством результата труда.

Согласно ФГОС к творческим профессиям с которыми можно
знакомить детей старшего дошкольного возраста относят: писатели, артисты (кино,
балета, театра, цирка), композиторы, дизайнеры, модельеры, мастера
народно-прикладного искусства, результатами их труда

Большую роль в данном процессе играют сюжетно-ролевые игры.
Однако многие педагоги подходят к данному вопросу только формально, используя в
собственной работе только традиционно-распространенные сюжетно-ролевые игры,
такие как «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Семья». Такой подход мешает
детям проявить свое творчество и фантазию. Творчество – это присущая человеку
деятельность, направленная на преображение окружающей реальности и допускающая
создания чего-то нового, ранее не существовавшего в опыте человека. Результатом
творчества может быть, как материальный продукт (механизм, изобретение),
так и образцовый (решение задачи, выход из ситуации, мысленное переустройство
действительности). Творческий процесс наступает с проблемы, происхождения
потребности в ее разрешении, характеризуется активным поиском методов решения
[29, с. 18].

Основными характеристиками творческого процесса являются:
активность, быстрая адаптация и ориентировка в новых условиях, критичность,
уникальность, гибкость мышления, стремление к поиску нового способа
 решения проблемы.

Исходя из понимания творческой деятельности, у нас есть
возможность сделать вывод, что в основу ознакомления дошкольников с творческими
профессиями должен быть положен анализ результата работы как нового,
неординарного, не существующего раньше продукта, а также сам процесс творческой
деятельности взрослого, направленный на поиск нового решения проблемы.
Необходимо продемонстрировать дошкольнику творческое начало в личности
человека, которое содержится в проявлении инициативы, самостоятельности,
неординарности решений, живого воображения, профессиональной умелости [14, с.
788].

В целом же наиболее распространенные  в практике ДОУ
программы предусматривают  ознакомление детей с трудом взрослых и
отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в
ограниченном масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не
нацеливается на более полное использование возможностей игровой деятельности
для формирования у дошкольников представлений о мире профессий.  На
сегодняшний день нет системы работы по ознакомлению детей с творческими
профессиями, лишь представлены отдельные конспекты занятий, методические
рекомендации, дидактические игры. Эти положения доказывают актуальность нашего
проекта.

Каждый человек стремится обрести в жизни любимое дело,
доставляющее удовлетворенность ему лично и приносящее пользу людям. Выбирают
дети из распространенных им профессий. Выбор профессии обосновывается
познаниями о них, а познания детей о профессиях традиционно чрезвычайно бедны.
Ребенок, начиная с дошкольного возраста, а позже и в школе знакомится с
классическими профессиями, ему малоизвестны профессии творческого направления.

Подрастающему поколению чрезвычайно сложно ориентироваться
во всем мире профессий. Тяжело выбрать профессию собственной жизни. Чрезвычайно
часто не только дошкольники, но и подростки могут иметь нечеткие представления
о мире профессий взрослых.

Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение
взрослого к труду. Знакомство детей дошкольного возраста  с трудом
взрослых это не только средство формирования системных познаний, но и важное
социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение
детьми опыта общения с людьми.

Чрезвычайно важно с дошкольного учреждения знакомить ребенка
с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требуются для то
либо другого занятия. Часто дети выбирают  такие же профессии, что имеют их
родители.

Так появляются династии лекарей, учителей, трудящихся,
научных работников, музыкантов и др. Причина этому – скудные познания о
многообразии современных творческих профессиях. Вполне возможно, у ребенка есть
склонность непосредственно к творческой деятельности, но в связи с тем, что он
не имеет знаний о способностях их внедрения, подбирает профессию, с которой его
раньше познакомили.

Ребенок получает необходимое образование, но действовать по
этой специальности ему совершенно не хочется, он опять начинает искать себя в
мире профессий. Вследствие этого, главное направление в работе с детьми
старшего дошкольного возраста направленно на: выявление на ранних ступенях
развития способностей детей дошкольного возраста, к различным видам
деятельности; обеспечивание реализации интересов, возможностей,
предрасположенностей дошкольников.

Дошкольный возраст более благоприятен для педагогического
действия. Мир профессий в обществе – трудная, динамичная, постоянно
развивающаяся система. В случае если еще 10 лет назад было достаточно
познакомить детей с трудом повара, торговца, шофера и т.д., то на современном
этапе этого мало. Современная реальность устанавливает новые требования. В
информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания
о современных творческих профессиях.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы