Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Формирование регулятивных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Сущность понятия «регулятивные универсальные учебные действия у младших школьников» 7
1.2 Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности 18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1 Содержание экспериментальной работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности 28
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности 34
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Введение:
Последние годы характеризуются существенными изменениями, которые произошли в представлениях ученых относительно того, какие цели должны быть у образования и в каких направлениях должны они реализовываться. При этом произошел переход от понимания того, что основным результатом образования должны быть знания, умения и навыки к пониманию обучения как такого процесса, в рамках которого учащиеся готовятся к действиям в реальных жизненных обстоятельствах, занятию ими активной жизненной позиции. И это необходимо для успешного решения учащимися своих жизненных задач, выстраивания взаимодействия с другими людьми и достижения образовательной гибкости в плане освоения новых специальностей, которые в максимальной мере отвечают современным запросам общества [8].
Нужно отметить, что система начального школьного образования представляет собой основу, на которой строится весь процесс дальнейшего обучения человека. И здесь чрезвычайно большое значение имеют так называемые универсальные учебные действия (УУД), которые обеспечивают умение ребенка осуществлять свою учебную деятельность.
Также надо заметить, что содержательная специфика начального образования в настоящее время заключается не столько в том, какими знаниями должен обладать ребенок, сколько сформированностью у него различных универсальных учебных действий личностного, коммуникативного, познавательного и регулятивного видов, которые обуславливают то, насколько ребенок способен организовывать свою учебную деятельность [2].
И важнейшая цель образовательного процесса в школе заключается не в том, что учитель просто передает учащемуся определенные знания, умения и навыки, а в том, что учитель развивает у ребенка способность к самостоятельной постановке учебных целей, проектированию направлений их осуществления, контролю и оценке ребенком своих достижений. Иными словами учитель должен сформировать у ребенка способность к тому, чтобы он мог реализовывать учебную деятельность. Тем самым ученик становится главным субъектом своего образования, а организовывать свою учебную деятельность ребенку помогают регулятивные универсальные учебные действия [5].
Остается недостаточно раскрытым вопрос формирования УУД в процессе изучения конкретных дисциплин определенного вида деятельности, в том числе и изобразительного искусства. Это определило выбор темы работы: «Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности».
Немаловажно отметить учёных, которые интересовались и занимались проблемой формирования регулятивных УУД младших школьников, а именно: А.В. Федотова, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Т.В. Василенко, А.А. Леонтьев, В.О. Пунский [13; 18; 26].
Объект исследования – процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования – условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности.
Цель исследования: выявить условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности и экспериментально проверить их эффективность.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «универсальные учебные действия».
2. Рассмотреть виды регулятивных универсальных учебных действий.
3. Выявить условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности.
4. Экспериментальным путем оценить эффективность работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности.
Гипотеза исследования. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников будет эффективным если:
— выявлены условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности – формирование регулятивных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательных сфер ребенка (первое условие); процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка (второе условие); при обучении учитывается зона ближайшего развития регулятивных учебных действий у детей (третье условие);
— определены исходные уровни развития различных регулятивных учебных действий у младших школьников;
— разработана и проведена методическая программа формирования регулятивных учебных действий у детей младшего школьного возраста с использованием игровой деятельности.
Методы исследования: анализ литературы, обобщение и систематизация материала по теме; сравнение, выделение, классификация, интерпретация, педагогический эксперимент.
В экспериментальном исследовании использовались следующие диагностические методики – методика диагностики целеполагания младших школьников (авторы – З.А. Кокарева, Л.П. Никитина и Л.С. Секретарева); методика диагностики уровня развития основ теоретического мышления младших школьников «Логические задачи»; методика «Рисование по точкам» А.Л. Венгера; методика «Проба на внимание» (П.Я.Гальперин и С.Л. Кабыльницкая); методика «Бусы»; шкала оценки учебных действий и их коррекции (методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В.Заика)); методика «Проба на внимание (поиск различий в изображениях)»; тест простых поручений.
Этапы исследования:
— констатирующий – сбор и анализ теоретических исследований по проблеме; выявление общих теоретических положений; сбор данных об уровне развития регулятивных УУД учащихся в выборке до начала проведения эксперимента;
— экспериментальный – разработка заданий по формированию регулятивных УУД в процессе игровой деятельности с применением данной системы в выборке учащихся;
— контрольный – оценка эффективности проведенной работы через анализ уровней развития различных регулятивных УУД учащихся до и после проведения с ними занятий по методической программе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы студентами педагогических учебных заведений и учителями начальных классов в педагогической деятельности.
База исследования. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя общеобразовательная школа».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка и приложений.
Заключение:
В рамках данной работы было проведено исследование проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности.
В результате теоретического анализа было выявлено, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. И развивающая работа с младшими школьниками в форме игры способствует развитию регулятивных действий, поскольку в процессе занятий ученик ставит цели, планирует свою работу, прогнозирует результат, контролирует процесс сборки и вносит коррективы по необходимости, оценивает свою работу.
На базе теоретического анализа проблемы исследования было организовано ее экспериментальное изучение.
По результатам констатирующего эксперимента младшим школьникам в выборке в большинстве своем характерен средний уровень развития целеполагания, планирования, коррекции, оценки как регулятивных универсальных учебных действий. И Согласно констатирующему эксперименту учащимся в выборке свойственны средний и низкий уровень развития контроля и саморегуляции как регулятивных УУД.
Также в результате экспериментального изучения проблемы было выявлено, что учащимся в выборке в основном свойственен средний уровень развития различных регулятивных универсальных учебных действий по результатам констатирующего эксперимента. Также было выявлено, что уровень развития целеполагания и коррекции после проведения методической программы у детей в выборке не изменился. При этом уровень развития планирования, контроля, оценки, саморегуляции после проведения методической программы у учащихся повысился.
В целом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. И можно утверждать, что разработанная методическая программа формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников с использованием игровой деятельности оказалась эффективной. И данный факт нашел свое отражение в повышении уровней развития различных регулятивных УУД у детей после проведения с ними методической программы.
В качестве перспективы изучения проблемы можно предложить более широкий учет социально-демографических характеристик младших школьников при формировании их выборки и апробации предложенной методической программы формирования регулятивных учебных действий с использованием игровой деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность понятия «регулятивные универсальные учебные действия у младших школьников»
Младший школьный возраст исследователи обычно датируют периодом жизни ребенка с 7 до 10-11 лет, что, как правило, соответствует обучению в начальных классах средней школы.
Также вслед за М.Р. Битяновой и др. исследователями нужно иметь в виду, что младший школьный возраст является сензитивным для того, чтобы у ребенка:
— формировались адекватная самооценка и мотивы учения;
— развивались устойчивые познавательные потребности и интересы;
— развивались продуктивные приемы и навыки учебной работы и умения учиться;
— раскрывались индивидуальные особенности и способности;
— развивались критичность по отношению к себе и другим людям, а также навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
— усваивались социальные и нравственные нормы;
— развивались навыки общения со сверстниками и устанавливались с ними дружеские отношения [39].
Анализ специальной литературы показывает, что универсальные учебные действия являются взаимосвязанными друг с другом компонентами целостной системы. И развитие каждого из данных компонентов обусловлено развитием остальных компонентов. При этом универсальные учебные действия, которые обеспечивают решение учащимися различных общекультурных, ценностно-личностных и познавательных задач, формируются в целостном образовательном процессе по мере того, как ребенок изучает учебные предметы и дисциплины, реализует свое учебное сотрудничество с другими участниками образовательного процесса и решает свои важные жизненные задачи [16; 29].
В целом, анализируя теоретические источники, можно заключить, что в науке выделяются следующие основные виды УУД:
1.) Личностные УУД — включают в себя самоопределение учащегося в профессиональном, жизненном и личностном аспектах, смысловое значение образования для него, нравственно-этическая оценка происходящих жизненных событий со стороны ученика.
2.) Познавательные УУД — предполагают совершение учащимся общеучебных и логических действий, а также действие по постановке проблем и их решению.
3.) Коммуникативные УУД — включают действия учащегося по разработке плана относительно того, как строить учебное сотрудничество, действия по постановке учебных вопросов, а также по разрешению конфликтов, управлению поведением других людей. Кроме того, данные УУД предполагают то, что учащийся способен к выражению своих мыслей.
4.) Регулятивные УУД — включают регулятивные и организационные действия относительно учебной деятельности учащегося.
Приведем характеристику регулятивных универсальных учебных действий, представляющих собой основу, на которой у младшего школьника формируются умения самоорганизовывать свою учебную деятельность и тем самым добиваться успеха в учебном процессе в рамках системы начального образования [59].
Регулятивные учебные действия — это действия, определяющие способность учащихся организовывать свою учебную деятельность. К данным действиям нужно отнести следующие действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция.
Сущность целеполагания состоит в том, что ребенок ставит перед собой учебную задачу и соотносить уже известное ему ранее с новым неизвестным для него учебным материалом.
Планирование заключается в том, что учащийся определяет те цели, которые необходимо достичь для того, чтобы прийти к итоговому результату. Для этого он составляет план и определяет порядок своих действий.
При прогнозировании учащийся предвосхищает результат и необходимый уровень усвоения знаний, а также время, которое необходимо для достижения данного результата.
Когда учащийся осуществляет контроль, то он сличает текущий способ действия и результата данного действия с задающимся извне определенным эталоном. Это делается для того, чтобы обнаружить отклонения и отличия от заданного эталона.
Сущностью коррекции является то, что учащийся вносит необходимые с его точки зрения дополнения в план и способ совершения действий по данному плану, если имеющийся эталон, реальные действия и их результаты расходятся друг с другом.
Оценка заключается в том, что ребенок выделяет и осознает как усвоенный им материал, так и тот материал, который еще подлежит усвоению. При этом учащийся стремиться осознать качество, с которым он усвоил материал, а также непосредственно тот уровень усвоения материала, который ему удалось достичь.
Учебное действие саморегуляции предполагает то, что ребенок способен мобилизовывать свою силу и энергию, предпринимать необходимые усилия, а также преодолевать возникающие на пути к достижению поставленных целей различные преграды [59; 61].
Нужно заметить, что регулятивные универсальные учебные действия у младших школьников тесно связаны с их волей.
Воля представляет собой психический процесс, который обуславливает сознательную саморегуляцию поведения человека. И благодаря данной саморегуляции человек способен преднамеренным образом мобилизовать собственную поведенческую активность для того, чтобы достичь поставленных целей. При этом данные цели субъект осознает в качестве необходимости и возможности. Также под волей понимается способность человека самодетерминировать и саморегулировать свое поведение. Следует заметить, что воля есть социально опосредованный механизм, благодаря которому человек способен регулировать свое поведение. И такая регуляция поведения, осуществляемая с помощью совершения волевых действий, происходит на основе понятий и представлений, сформированных в рамках социализации личности. Сами по себе волевые действия имеют ориентированность на будущее, в то время как, например, эмоции отражают собой сугубо текущую ситуацию [2; 7].