Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология Дошкольное образование

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Формирование представлений старших дошкольников об азербайджанском народе средствами фольклерных сказок

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ СКАЗОК В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОБ АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ НАРОДЕ 9
1.1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 9
1.2. Содержание и структура понятия представления о разных народах 18
1.3. Возможности фольклорных сказок в формировании представлений старших дошкольников о разных народах 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФОЛЬКЛОРНОЙ СКАЗКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОБ АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ НАРОДЕ 32
2.1. Организация и методика исследования 32
2.2. Актуальный уровень представлений старших дошкольников об азербайджанском народе 35
2.3. Использование фольклорных сказок в работе по формированию представлений об азербайджанском народе у старших дошкольников 39
2.4. Проверка эффективности проведенной работы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62

  

Введение:

 

Сегодня ученые, исследуя проблему образования и воспитания, отмечают четкую выраженность этнопедагогической направленности в ее решении. По мнению ученых, именно место и роль этнопедагогики в образовательной системе, в том числе и отдельного региона, оказывают существенное влияние на повышение уровня эффективности образовательно-воспитательного процесса в условиях поликультурного социума. В связи с этим целый ряд исследований посвящен проблеме образования в контексте этнопедагогического знания (Ж.К. Жаулыбаев, И.В. Мусханова, Г.В. Палаткина, А.Д. Семенова, И.А. Сивцева, Ю.В. Филиппов, С.Г. Цахаева, З.Ц. Чокаева, А.Н. Яковлева, Ф.Г. Ялалов).
В трудах многих исследователей именно дошкольному возрасту и системе дошкольного образования отводится значимая роль в процессе этнопедагогизации образования и воспитания. К примеру, данному вопросу посвящено исследование М.Б. Кожановой, в котором ученый рассматривает регионально-этническую направленность в образовательной и воспитательной системе как системообразующий фактора педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Диссертационное исследование Л.М. Захаровой посвящено также изучению этнопедагогической направленности в системе дошкольного воспитания в педагогике Российской Федерации во второй половинк ХIХ – начале ХХI в.
Отметим, что особое внимание в диссертационных исследованиях многие исследователи обращают на специфику формирования у дошкольников этнокультурной компетентности условиях дошкольной образовательной организации (С.В. Мажаренко, В.В. Новиков, О.Н. Степанова). Кроме этого, в рамках исследования этнопедагогизации образования детей дошкольного возраста исследователи также рассматривают: преемственность в использовании средств этнопедагогики в условиях системы «детский сад – начальная школа (М.В. Абдрахманова, И.А. Иванова); реализацию воспитательно-развивающего потенциала этнопедагогики в условиях учреждений дополнительного образования детей, в частности детей раннего возраста (Л.Г. Зенкова, И.Б. Лебедева, Н.А. Минулина); этнопедагогические условия формирования личности детей старшего дошкольного возраста (Н.Н. Лебедева).
Считаем необходимым также сказать, что с начала 90-х годов ХХ века отмечается активизация изучения разных аспектов воспитания дошкольников посредством этнопедагогики. Ученые уделяют внимание формированию развивающей этнокультурной образовательной среды (Б.В. Салчак, Р.М. Чумичева); развитию этнокультурной компетентности и образованности детей (Е.С. Бабунова, Т.В. Поштарева, О.Н. Степанова); билингвальному образованию дошкольников (Н.В. Кагуй, Л.К. Ничипоренко, Ю.И. Трофимова, Т.В. Палиева); формированию национального, толерантного самосознания, этнической идентичности и развитию ментальности детей дошкольного возраста (Н.В. Казнова, О.В. Сенько, И.З. Хабибулина, М.А. Чистякова, О.М. Юденко, Л.Н. Воронецкая); использованию форм и средств народного воспитания в личностном и социальном развитии дошкольников (И.Н. Буторина, Т.Ф. Бабынина, В.Д. Ботнарь, М.И. Богомолова, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Дыбина, С.А. Козлова, Е.И. Корнеева, И.Э. Куликовская, О.В. Леонова, В.Н. Лукьяненко, Ч.М. Ондар, Э.К. Суслова, А.Ю. Тихонова).
Однако во всех трудах исследователей внимание акцентируется на нравственном воспитании дошкольников (А.Э. Шамхалова), развитии нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами народной педагогики (О.В. Леонова).
Рассматривая средства и методы народной педагогики, которые применяются в процессе воспитания детей дошкольного возраста, исследователи называют фольклор и его воспитательную ценность в работе с дошкольниками. Анализ и обобщение исследований ученых дает возможность сделать вывод, что сегодня отмечается качественная градация исследований, которые посвящены специфики использования фольклора, фольклорных произведений в практике работы с дошкольниками. При этом, фольклор представляет собой источник знаний для решения проблем эстетического воспитания дошкольников (Т.С. Есаян), развития музыкальных способностей (А.Г. Григорьева). Кроме этого, исследователи (Р.М. Алиев, А.Х. Дзамыхов, Г.Н. Пивнева) уделяют внимание изучению роли фольклора в семейном воспитании.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате написания данной работы была достигнута цель исследования: теоретически обоснован, разработан и экспериментально проверен комплекс педагогических методов формирования представлений старших дошкольников об азербайджанском народе средствами фольклорных сказок.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач:
1. Определена теоретическая основа формирования представлений старших дошкольников об азербайджанском народе средствами фольклорной сказки. Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод, что период старшего дошкольного возраста является временем для появления новых образований в психике детей. Сюда относится развитие таких психических процессов как внимание, память восприятие, самоорганизация и регуляция собственных действий. Кроме этого, происходит изменение у ребенка представления о самом себе, появляются особенности самооценки и самосознания, которые в свою очередь, сказываются на построении межличностных отношений с другими детьми и взрослыми. Данный период является сензитивным для формирования представлений о другом народе.
2. Раскрыты содержание и структура понятия представления о разных народах. Анализ литературы относительной данной задачи показал, что в процессе воспитания старших дошкольников педагог должен познакомить их с культурой, историей и бытом народов других стран. В основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностях, стереотипных нормах поведения народов должно лежать полноценное овладение этническими особенностями культуры.
3. Разработана диагностическая методика, направленная на выявление представлений старших дошкольников об азербайджанском народе. В качестве диагностического метода предлагается использовать беседу, которая носит индивидуальный характер и предполагает получение ответов на следующие вопросы: 1. Что ты знаешь об Азербайджане и азербайджанском народе? 2. Интересно ли тебе о нем узнать побольше? 3. Как ты думаешь, все ли люди одинаковы? 4. Как ты считаешь, то, что люди разные по национальности, хорошо или плохо?
4. Выявлен актуальный уровень сформированности представлений старших дошкольников об азербайджанском народе. Проведение исследования на констатирующем этапе показало, что представления старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп об азербайджанском народе сформированы на низком уровне (14 и 12 дошкольников соответственно). Лишь 6 дошкольников экспериментальной группы и 8 дошкольников контрольной группы обладают средним уровнем. Высокий уровень выявлен не был.
5. Разработан и апробирован комплекс педагогических методов формирования представлений старших дошкольников об азербайджанском народе средствами фольклорных сказок. В работе использовались такие народные азербайджанские сказки, как: «Волшебное кольцо», «Зарнияр», «Золотой подсвечник», «Немая царевна», «Шах и девушка», «Дочь самарканского падишаха», «От судьбы не уйдешь», «Падишах и садовник», «Пшеничное зерно величиной с яйцо», «Сказка об Искендере».
С детьми старшего дошкольного возраста с декабря 2018 года по апрель 2019 года был проведен ряд занятий, направленных на использование фольклорных сказок для формирования у детей представлений об азербайджанском народе.
Проводились такие мероприятия, как чтение сказок, беседа по содержанию сказок, театрализация азербайджанской народной сказки, лепка, аппликации.
6. Выявлена эффективность опытно-экспериментальной работы по формированию представлений старших дошкольников об азербайджанском народе средствами фольклорных сказок.
На контрольном этапе исследование уровня сформированности у дошкольников представлений об азербайджанском народе было проведено повторно. Результаты повторного исследования показали положительную динамику в уровнях сформированности представлений старших дошкольников экспериментальной группы об азербайджанском народе.
Было установлено, что на контрольном этапе из 20 детей, принявших участие в исследовании, 4 обладают высоким уровнем сформированности представлений об азербайджанском народе, 7 детей обладают средним уровнем и 9 детей обладают низким уровнем.
В контрольной группе результаты исследования остались такими же, как и на констатирующем этапе. Динамика уровней сформированности представлений дошкольников контрольной группы об азербайджанском народе отсутствует.
Итак, проведенное исследование свидетельствует о целесообразности использования фольклорных сказок в процессе формирования у старших дошкольников представлений об азербайджанском народе.
Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших разработках данного вопроса, а также в работе воспитателя детского сада в процессе формирования у дошкольников представлений и других народах, и об азербайджанском, в частности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Старшие дошкольники – это дети в возрасте от 5 до 7 лет, воспитанники старшей и подготовительной групп в дошкольной образовательной организации. Этому возрастному периоду отводится ключевая роль в процессе личностного развития каждого ребенка. В данный период для развития детей характерно формирование новых психологических механизмов деятельности и поведения.
Старший дошкольный возраст – это период активного формирования структуры мотивов личности, возникновения новых социальных потребностей (в уважении и признании взрослыми и сверстниками), возникновения интереса к деятельности в коллективной форме. Кроме этого, в данный период отмечается возникновение у детей нового опосредованного типа мотивации, которая становится основой произвольного поведения ребенка, при этом, усваивается определенная система социальных ценностей, моральных ном и правил поведения в обществе .
В исследованиях разных педагогов и психологов можно отметить значительное внимание, направленное на понимание особенностей развития умственной, мотивационной сферы и других отдельных познавательных процессов дошкольников.
По утверждению Л.А. Венгер, в дошкольном возрасте формируется самосознание, общение характеризуется новыми особенностями и способами взаимодействия с окружающими. Игровая, изобразительная и другие виды деятельности дошкольников качественно меняются, начинают проявляться различные механизмы формирования элементарной учебной деятельности, формируется готовность к школьному обучению .
На основе анализа представленных в работе трудов относительно специфики развития дошкольников отметим, что исследователи отмечают динамизм процесса развития детей в целом, что обусловлено тем, что происходит ряд существенных изменений в разных направлениях: от совершенствования основных видов деятельности до активного развития всех его психических процессов.
Так, для развития памяти характерны количественные и качественные изменения. В дошкольном возрасте постепенно увеличивается объем памяти, например, старшие дошкольники могут запоминать 7-8 названий предметов, а дети в подготовительной группе – уже около 10-12. К старшему дошкольному возрасту так же характеризуется появлением таких качественных изменений памяти, как опосредованность и произвольность. Данные изменения находят свое выражение в принятии дошкольником задачи на запоминании, а не только в простом запоминании информации, интересной для него. При этом используются особые способы для удержания необходимой информации .
Внимание так же имеет схожие показатели развития в дошкольном возрасте. К старшему дошкольному возрасту у ребенка наблюдается усиление устойчивости, объема, распределения и переключения внимания. Так же этому возрастному периоду характерно развитие произвольности внимания, когда дети постепенно начинают переходить к более направленному сосредоточению. В младшем дошкольном возрасте ребенок способен к проявлению внимания лишь к чему-то яркому и новому, однако в период старшего дошкольного возраста он уже удерживает внимание на решении задач различного рода. Отметим также, что с возраста 5-ти лет дошкольники способны к сосредоточению внимания на деятельности до 20 минут, а к подготовительной группе – до получаса. Притом, что дети удерживают в памяти несложные условия при выполнении какой-либо деятельности .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы