Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология Дошкольное образование

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Формирование представлений о правилах этикета у старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в игровой деятельности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭТИКЕТЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Значение воспитания культуры общения и этикета у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Характеристика дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 12
1.3 Особенности культуры общения и представлений об этикете у детей старшего дошкольного возраста 22
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭТИКЕТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Изучение уровня сформированности представлений об этикете у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 30
2.2. Экспериментальная программа формирования представлений о правилах этикета у старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного в игровой деятельности 36
2.3. Анализ эффективности применения игровой деятельности в формировании культуры общения и представлений об этикете у старших дошкольников сДЦП 42
Вывод по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На сегодняшний день в Российской Федерации протекает становление новой системы образования, которая будет ориентироваться на вхождение в мировое образовательное пространство. Мы можем видеть стремительное развитие науки и техники, создание новых информационных технологий, которые оказывают значительное влияние на жизнь людей.
При этом важным моментом является изменение образования в дошкольных организациях, которое должно соответствовать Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Тем самым важная задача дошкольного воспитания заключается в развитии коммуникативных навыков дошкольников и воспитании у детей способностей положительного общения со сверстниками и взрослыми. Важным компонентом коммуникативных навыков является культура общения, которая подразумевает соблюдение дошкольником правил в процессе коммуникации с взрослыми и другими детьми, базирующихся на уважении и дружелюбном отношении, с применением соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также соблюдение норм вежливости в общественных местах, в повседневной жизни.
В данное понятие включается не только навык соблюдения норм поведения и общения, но и умение избегать неуместных, неподходящих высказываний и поступков. Это понимается как умение дошкольника соотносить свои желания и поведение с состоянием окружающих людей и с ситуацией в целом. Так, например, он должен понимать, когда можно дать волю активности (бегать, прыгать и т. д.), а когда следует воздержаться, потому что в сложившейся ситуации это нежелательно, т. е. поступать, опираясь на чувство уважения к другим людям. В целом выделенные навыки можно отнести в сферу понятий «этикет».
Эти задачи решаются и в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Данная категория детей имеет ряд специфических особенностей развития, которые осложняют процесс формирования у них представлений об этикете и навыках его соблюдения. Так, ограниченность моторных возможностей оказывает существенное негативное влияние на формирование навыков самообслуживания, что осложняет или делает невозможным обучение такого ребенка пользованию столовыми приборами (ножом и вилкой) и др. Тем не менее эта область социально-коммуникативного развития является необходимой и в развитии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Как и в случае со здоровыми детьми, при работе с данной категорией дошкольников одним из наиболее эффективных методов деятельности будет игра, что обусловлено особенностями возрастного развития.
Вопросами развития культуры общения, а также спецификой использования игровой деятельности в работе с дошкольниками занимались многие педагоги и психологи, среди которых Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Е. А. Покровский, Л. С. Выготский, А. П. Усова и др.
Множество исследователей раскрывают подходы к решению проблемы формирования коммуникативных умений у дошкольников и культуры их общения. Среди них можно выделить работы Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарева, А.А. Любинской, Г.С. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Щацкого.
Объектом исследования является процесс формирования представлений об этикете старших дошкольников нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предметом исследования выступают особенности применения игровой деятельности в процессе формирования представлений об этикете у старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Целью исследования является изучение особенностей процесса формирования представлений о правилах этикета у дошкольников с нарушениями двигательного аппарата в игровой деятельности.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить особенности развития дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Описать особенности культуры общения и представлений об этикете у старших дошкольников.
3. Определить особенности воспитания культуры общения и формирования представлений об этикете у старших дошкольников.
4. Изучить уровень культуры общения и представлений об этикете у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
5. Предложить экспериментальную программу формирования представлений о правилах этикета у старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного в игровой деятельности.
6. Проанализировать результаты исследования уровня культуры общения и представлений об этикете старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Методами исследования являются следующие:
• Теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования;
• Обобщение отечественной психологической практики;
• Экспериментальная работа (анкетирование) и анализ количественных и качественных данных.
Научная новизна исследования состоит в том, что в данном исследовании более глубоко изучены закономерности формирования навыков культуры общения и представлений об этикете у старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и предложенные методы работы могут быть использованы в практической деятельности воспитателей и дефектологов, которые работают с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
База исследования:
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Как известно, дошкольное детство – важный период в развитии детей. Этот период дает множество преимуществ в формировании личности, социализации, а также социально-коммуникативного развития. В дошкольной образовательной организации дети получают опыт по установлению взаимоотношений со сверстниками детьми младшего и старшего возраста, и взрослыми. В рамках подобного взаимодействия дети осваивают нормы взаимодействия друг с другом – нормы этикета и вежливости, культуры общения. Однако некоторые категории детей ограничены в получении соответствующего социального опыта. Так, дошкольники с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют существенные ограничения в подвижности по причине нарушений моторной сферы, которые в свою очередь приводят к нарушениям формирования представлений об окружающем мире, в социально-культурном развитии, в структуру которого включены блок знаний о культуре общения и нормах этикета.
На современном этапе задача развития представлений об этикете рассматривается в рамках социально-коммуникативного развития Федерального государственного образовательного стандарта. Можно утверждать из этой формулировки, что изучаемая нами проблема развития культуры общения и представлений об этикете у детей является актуальной и рассматривается на уровне обязательных требований к дошкольному образованию.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что на констатирующем у старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата навыки культуры общения и представления об этикете были развиты, в основном, на низком и среднем уровне. Это предполагает необходимость планирования и осуществления коррекционной деятельности по формированию представлений о правилах поведения и этикета у детей данной категории.
Далее нами были применены средства игровой деятельности (в основном, дидактически и сюжетно-ролевые игры), для формирования навыков культуры общения и представлений об этикете у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП. В рамках данной деятельности формировались теоретические представления об этикете и культуре общения, а также практические навыки поведения в общественных местах. Контрольный этап исследования подтвердил, что игровая деятельность является эффективным средством развития представлений о культуре общения и этикете.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭТИКЕТЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Значение воспитания культуры общения и этикета у детей старшего дошкольного возраста

Культура общения — актуальная проблема современности. Под культурой общения следует понимать коммуникативную деятельность, центральным компонентом которой является содержание, представляющее совокупность информации, способствующей установлению взаимоотношений и реализующейся благодаря исторически сложившимся речевым средствам и поведенческим нормам. Высокий уровень культуры общения — основное условие успешной адаптации человека в любой социальной среде. В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально — экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Одним из необходимым условий для всестороннего развития культуры речевого общения ребенка является овладение этикетом [5].
Этикет  это порядок поведения, способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной принадлежности, социального положения, образования, различных взглядов, убеждений, интересов. Суть его  в умении быть приятным для окружающих, настраивать людей на общение с собой, понимать их и видеть их достоинства [3].
Воспитание основ культуры общения оценивается как одна из важнейших воспитательных задач учащимися в школе (Т. А. Ладыженская, Н. И. Формановская). При этом отмечается низкий уровень культуры общения первоклассников, бывших воспитанников детского сада. Важность воспитания культуры общения у дошкольников рассматривается в трудах Н. И. Формановской, Н. С. Малетиной, М. В. Ильяшенко, Т. И. Никифоровой, Г. П. Лаврентьевой и др., где отмечается, что от умения общаться зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
По определению Р. С. Буре, Н. С. Малетиной, Т. И. Никифоровой и др. ученых культура общения дошкольника является одним из компонентов культуры поведения. Она предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах.
По мнению А. Г. Рузской культура общения – это умение личности организовать коммуникативную деятельность, в которой содержание информации, поведенческие и речевые средства будут способствовать установлению нравственных взаимоотношений между коммуникантами. [6]. Она полагает, что стержнем культуры общения является содержание информации, средства ее реализации и те взаимоотношения, которые формируются в процессе общения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы