Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Формирование представлений о геометрических фигурах с помощью интеллектуальных задач-головоломок у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психолого-педагогические особенности детей в возрасте 6-7 лет 6
1.2. Технологии, средства и методы формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Анализ использования интеллектуальных задач в процессе формирования представлений о геометрических фигурах у старших дошкольников 21
1.4 Определение методик формирования представлений о геометрических фигурах у старших дошкольников 26
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (на примере МБДОУ д/с №44) 29
2.1. Изучение уровня представлений детей о геометрических фигурах на основе методики Л.Г. Петерсон 29
2.2 Решение задач на формирование представлений о геометрических фигурах у детей с помощью интеллектуальных задач-головоломок 32
2.3 Проведение экспериментальной работы 35
Выводы по второй главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
Введение:
Актуальность темы исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), на основе которого организуется деятельность дошкольных образовательных учреждений, среди задач выделены следующие: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром и пр. .
Перед дошкольным образованием поставлено ряд задач, среди которых ведущей является задача развития познавательной активности ребенка, обеспечивающей его становление как творческой личности. В связи с этим формирование и развитие математических способностей и представлений, в частности представлений о геометрических фигурах, является важным компонентом современного образовательного процесса и может осуществляться через работу с геометрическим материалом и интеллектуальными задачами-головоломками. Чем и обусловлена актуальность темы данной работы.
Геометрический материал в дошкольном образовании является составной частью общего курса математики, и ознакомление с ним должно проходить на основе практических действий и интеграции содержания математического материала, чему полностью соответствует использование интеллектуальных задач-головоломок. В результате формирования представлений о геометрических фигурах у дошкольников должны быть сформированы такие математические способности как анализ, синтез, прогнозирование, умение выдвигать гипотезы и их доказывать, обобщение, умение строить логические цепи рассуждений и т.д. на основе практических действий с геометрическими объектами. Результатом работы над геометрическим материалом следует предполагать и систему знаний и умений: понятия о геометрических фигурах и телах, их свойствах; умения и навыки в выполнении построений с помощью инструментов и без них; знания о величинах; применение глазомера при выполнении практических упражнений; умение видеть и представлять в пространстве геометрические объекты .
Одним из самых эффективных средств формирования у дошкольников представлений о геометрических фигурах считаем интеллектуальные задачи-головоломки.
Объектом исследования является процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является Формирование представлений о геометрических фигурах с помощью интеллектуальных задач-головоломок у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования состоит в определении специфики формирования представлений о геометрических фигурах с помощью интеллектуальных задач-головоломок у детей старшего дошкольного возраста.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач исследования:
1. Описать психолого-педагогические особенности детей в возрасте 6- 7 лет.
2. Дать характеристику технологиям, средствам и методам формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести анализ использования интеллектуальных задач в процессе формирования представлений о геометрических фигурах у старших дошкольников.
4. Определить методики формирования представлений о геометрических фигурах у старших дошкольников.
5. Провести исследование процесса формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста (на примере МБДОУ д/с №44).
Методами исследования, способствующими решению перечисленных задач и достижению поставленной цели, были определены следующие:
– анализ литературы по теме исследования;
– метод синтеза;
– метод обобщения;
– диагностика;
– метод количественной обработки данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами обобщен опыт использования интеллектуальных задач-головоломок в процессе формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами материал может быть использован в дальнейших разработках данного вопроса.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.
Заключение:
Анализ литературы по теме исследования показывает, что формирование математических способностей старших дошкольников и представлений, в частности о геометрических фигурах, имеет на сегодняшний день огромное значение. Ко всему прочему, необходимо создавать для дошкольников условия, способствующие возникновению познавательной потребности в приобретении знаний, в овладении способами их использования и влияющие на формирование навыков самостоятельной мыслительной деятельности, которая позволила бы им реализоваться в жизни, используя внутренний потенциал, как интеллектуальный, так и творческий.
Средством решения этих задач являются интеллектуальные задачи-головоломки. Сегодня наработаны значительные по объему и содержанию материалы, посвященные головоломкам и их решению в отечественной и зарубежной литературе. Многие авторы соотносят решение головоломок с непосредственной математической деятельностью, что определяет их место именно в математическом образовании детей и подростков.
Использование задач-головоломок как дидактического инструментария позволяет улучшить результаты освоения дошкольниками геометрических фигур. Мониторинг результатов применения задач-головоломок показывает положительную динамику. При решении данных задач дошкольники проявляют креативность мышления, инициативу, находчивость, активность, способность к эмоциональному восприятию математических задач и рассуждений, берут на себя ответственность за выбор способа решения и ответа.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические особенности детей в возрасте 6-7 лет
Дошкольный возраст – этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет .
В дошкольном возрасте продолжается развитие личности ребенка. Формируется потребность в признании, чувство собственного достоинства, осознание себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем), осознание собственной половой принадлежности, осознание себя в социальном пространстве (осознание своих желаний и обязанностей).
Положительным результатом развития ребенка в этом возрасте является переживание им чувства привязанности, нежности и любви на аналогичные чувства взрослых (прежде родителей); реализация собственной потребности в авторитете и уважении, понимание со стороны близких и значимых для него лиц; появление устойчивого чувства «Я», уверенность, инициативность и активность, адекватная самооценка; способность к сочувствию; наличие чувства доброжелательности к людям при излишней выраженности ревности и зависти; контактность и коммуникабельность, стремление взаимодействовать со сверстниками на равных .
Дошкольный возраст – это период, в течение которого происходит огромное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение специфически человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование произвольного внимания и смысловой памяти.
Все эти достижения личности является результатом разумного обучения, воспитания и любви к детям.
Одним из важных моментов этого периода является активное формирование морально-этических и личностных категорий. Нормы, правила поведения, понимание того, что такое хорошо, а что плохо, формируются под влиянием эмоциональных отношений, оценок взрослых, представителем которых выступает педагог. У детей появляется чувство стыда (например, они начинают стесняться раздеваться в присутствии чужих людей). Достаточно хорошо дошкольник понимает правила поведения, запреты, но еще не всегда умеет контролировать свои чувства и желания, что является естественным для этого возраста.
Морально-этические понятия и чувства неразрывны с ярко выраженной эмоциональностью. Дети непосредственно спонтанно выражают чувства, легко плачут и быстро успокаиваются, настроение зависит от обстоятельств, радость не знает границ, горе неутешительное, страх глубокий, удивление безгранично, а смех заразителен .