Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством детских сайтов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава I. Теоретические основы формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста по средствам детских сайтов 5
1.1. Понятие «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Особенности формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста по средствам детских сайтов 9
1.3. Условия формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством детских сайтов 21
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста по средствам детских сайтов 27
2.1. Диагностика сформированности познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Реализация условий, способствующих формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста по средствам детских сайтов 36
Заключение 51
Библиографический список 53
Введение:
На сегодняшний день система дошкольного образования претерпевает серьезные изменения, которые связаны с новыми целями обучения. Современный подход обучения дошкольников заключается в формировании субъективной учебной деятельности. При этом для формирования такой деятельности важно побуждать и развивать познавательный интерес каждого ребенка, который в последствии поможет ему освоить школьную программу. Данный процесс достаточно сложный, поэтому требует системного похода для его осуществления.
Помимо того, новые образовательные стандарты второго поколения определяют важность социальной значимости процесса формирования у детей познавательного интереса, направленного на разработку моделей обучения, которые будут гарантировать их достижение в будущем [1].
На актуальность исследования указывает тот факт, что использование поэлементного формирования познавательного интереса и недостаточное использование в учебном и воспитательном процессах целенаправленных действий по его развитию, не могут полностью и эффективно обеспечивать познавательную деятельность дошкольников как личностного интегрального образования. А опыт современных воспитателей указывает на наличие определенных трудностей при формировании у дошкольников интереса к познанию и развитию творческих способностей.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет основные цели, среди которых выделяется развитие личности обучающихся, их творческих способностей, интереса к процессу обучения и развитие умений учиться.
Тем самым развитие познавательного интереса представляется сложной задачей, решение которой способствует эффективности учебной деятельности детей дошкольного возраста. Педагогика и психология разрабатывает различные подходы к развитию познавательных интересов дошкольников. Предполагается, что интерес может проявляться к содержанию учебного материала и к организации познавательной деятельности.
Изучением интереса с психологической точки зрения занимались такие ученые как К.В. Бардин, Н.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн и др. Проблемой формирования познавательного интереса занимаются ведущие педагоги и методисты, среди которых М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина, И.И. Аргинская и др.
Объект исследования – процесс развития познавательного интереса у дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Предмет исследования – развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством детских сайтов.
Так, цель исследования заключается в определении возможностей использования детских сайтов при формировании познавательного интереса у дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что наиболее эффективным методом развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста будет выступать использование такого метода обучения, как детские сайты при построении учебного процесса в дошкольном учреждении.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач исследования:
1. Изучить понятие познавательного интереса в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать особенности формирования познавательного интереса у старших дошкольников посредством детских сайтов.
3. Определить условия формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством детских сайтов.
4. Продиагностировать сформированность познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
5. Реализовать условия, способствующие формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста по средствам детских сайтов.
Для решения поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирическое исследование уровня развития математических представлений дошкольников.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования можно использовать в практической деятельности воспитателей для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста, а также для обучения студентов, изучающих педагогику.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Современный этап развития общества выдвигает на первое место задачу активизации личности человека в процессе его жизнедеятельности. Современному дошкольнику необходимо приобрести стойкие умения и навыки для самостоятельного обогащения и использования в дальнейшей учебной деятельности в начальной школе. Необходимые для осуществления этой деятельности знания умения, навыки приобретаются и формируются в специально организованном учебно-воспитательном процессе именно в старшем дошкольном возрасте.
Практика современных дошкольных организаций показывает, что дети часто отчуждены от образовательного процесса, и поэтому важнейшей задачей современного воспитания в детском саду будет являться заинтересованность дошкольников в эффективном, самостоятельном процессе получения новых знаний. Умение получать новые знания будет означать для детей свободную ориентировку в любой научной информации, умение применять знания на практике, самостоятельно добывать их. Всему этому способствует использование детских сайтов и компьютерных технологий в процессе познавательного развития дошкольников.
Изучив психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что с одной стороны, развитие познавательного интереса зависит от умения воспитателя создавать у каждого ребенка установку на процесс познания. С другой стороны, познавательный интерес является показателем познавательных возможностей старшего дошкольника, уровня развития его мышления, памяти, устойчивости внимания, волевых усилий, наличие ценных мотивов обучения. Активность в познавательной деятельности рассматривалась нами не просто как деятельностное состояние дошкольника, а как качество этой деятельности, в котором проявилась личность самого ребенка.
Использование детских сайтов при обучении является наиболее эффективным средством повышения качества знаний детей в старшем дошкольном возрасте. Учитывая то, что изучение проблемы использования детских сайтов при воспитании в старшей дошкольной группе продолжаются и в настоящее время, а наше исследование является лишь кратким анализом работы многих педагогов и психологов, существует перспектива дальнейшей работы в данном направлении по этой теме.
Если систематически применять такие сайты в образовательном процессе, познавательная деятельность и познавательный интерес дошкольников активизируется, качество знаний заметно повышается.
Таким образом, проделанная работа, позволяет сделать вывод, что детские сайты, используемые в процессе обучения, способствует формированию познавательного интереса и активности детей старшего дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста по средствам детских сайтов
1.1. Понятие «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе
В дошкольном возрасте, который выступает как время для накопления и развития знаний об окружающей действительности, познавательная активность выступает на первый план. Тем самым формирование интересов происходит в дошкольном возрасте на основе проявлений любознательности детей, позволяя при этом оказывать влияние на развитие познавательного интереса в процессе обучения [12].
Психологи отмечают, что познавательный интерес появляется у ребенка еще в раннем возрасте, а к моменту поступления в школу современный ребенок уже имеет широкий кругозор и владеет информацией, которая может несколько превышать сведения, которые имеются в учебных пособиях. Однако знания, полученные детьми до обучения в школе, в основном характеризуются обрывочностью и отсутствием систематизации, что ставит перед педагогом задачу по их преобразованию в логичную и полную картину мира [14].
Необходимо отметить, что понятие интереса имеет множество разных трактовок в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Так, С.Л. Рубинштейн указывал, что интерес является избирательной направленностью индивида, определяет его внимание, мысли и предпочтения [35].
Н.Г. Морозова в своих исследованиях указывает, что интерес выступает активно-познавательным и эмоционально-познавательным отношением индивида к окружающей действительности. Что же касается познавательного интереса, то он является важной личностной характеристикой обучающегося, наряду с тем, что выступает как интегральная познавательно-эмоциональная позиция дошкольника к процессу обучения [25].
А.Н. Леонтьев, анализируя познавательный интерес в дошкольном возрасте, указывает на то, что формирование познавательного интереса является сложным процессом, который включается в общую линию развития детей [20].
По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес выступает естественным двигательным поведением ребенка, который проявляется в виде выраженного инстинктивного стремления к получению новых знаний об окружающей действительности [10].
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что познавательный интерес является психическим процессом, который характеризуется проявлением интереса к объекту, который важно развивать в процессе обучения. При этом познавательный интерес является потребностью детей в получении знаний, которая ориентирует их жизнь, а также мотивом, который лежит в основе учебной деятельности [31].
Познавательный интерес выступает важным фактором в учебном процессе, так как предполагает не только наличие внимания детей к изучаемому предмету или явлению во время процесса обучения, но также побуждает обучающихся познавать то, что для них выступает как значимое [3, 46].
Следует отметить, что с точки зрения педагогики, проявление интереса ребенка к чему-либо вызывает познавательный интерес. В связи с этим важно заметить, что на тот момент сам по себе интерес не является познанием, а только выступает как условие для эффективного осуществления деятельности [41].
Принято выделять несколько уровней развития познавательного интереса:
1. Уровень факторов и репродуктивной деятельности. Такой уровень является наиболее элементарным, поскольку интерес здесь направлен на поверхность отдельных объектов и фактов из окружающей действительности.
2. Уровень выделения существенных связей и наличие стремления к осуществлению поисковой деятельности. На таком уровне у обучающихся имеется потребность в поиске, догадках, активном оперировании имеющимися знаниями и полученными навыками. Несмотря на то, что на такой стадии у дошкольников недостаточно теоретического багажа знаний для полного понимания сути вещей, однако они не ограничиваются элементарными конкретными действиями и приобретают способность самостоятельно дедуктивным методом подходить к обучению [21].
3. Уровень определения существенных закономерностей и глубоких причинно-следственных связей. На таком уровне у обучающихся отмечается связь познавательного интереса с исследовательской творческой деятельностью, направленной на получение новых знаний и совершенствование имеющихся способов учения [29].