Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Формирование ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни у студентов СПО.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1. Определение понятия ценностей семейной жизни с позиции психологического восприятия 5
1.2. Аспекты формирования ценностей семейной жизни у молодежи в психолого-педагогических и социальных исследованиях 7
1.3. Характеристика студентов СПО как социальной молодежной группы 11
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К СОЗДАНИЮ СЕМЬИ У СТУДЕНТОВ СПО 18
2.1. Диагностика уровня сформированности ценностей семейной жизни у студентов СПО 18
2.2. Представление психолого-педагогической и условий модели формирования ценностей семейной жизни у студентов СПО 22
2.3. Выявление эффективности представленной психолого-педагогической модели формирования ценностей семейной жизни у студентов СПО 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ЛИТЕРАТУРА 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 35
Введение:
Актуальность. На сегодняшний день проблема формирования семейных ценностей является по-настоящему проблемой, поскольку в условиях информационного общества происходит существенная переоценка данного аспекта взаимоотношений. В частности, среди студентов данная полоскать является определенно искаженной.
Институт семьи переживает серьезнейший кризис, как никогда актуальна мотивация подростков, юношей и девушек на социально значимые семейные ценности. Традиции семьи и функциональные роли в семье в наши дни размыты. Полоролевое воспитание подрастающего поколения в стране плачевное. Молодые люди зачастую не имеют собственного опыта укрепления семейных отношений, что делает их весьма уязвимыми для влияния «внесемейных» ценностей. Данный проект направлен на формирование семейных ценностей в молодежной среде, вооружение их знаниями в области психологии, педагогики и экономики, которые необходимы для создания гармоничной семьи.
Анализ состояния проблемы. Изменения в семейно-брачной сфере необратимо приводят к другим отрицательным явлениям, таким как: стремление к малому количеству детей, но и укрепление авторитета семьи в сознании молодежи сохранение семейных ценностей является приоритетной задачей для современного российского общества.
Необходимы должные позитивные установки на семью и брак, готовность реализовать заявленные установки на практике в повседневной семейной жизни. В современных условиях, когда внешний социальный контроль за поведением молодежи ослабел, а силы внутреннего еще не сформированы, необходимо воспитание культуры чувств и умения жить в семье.
Объект данного исследования – семейные ценности.
Предмет исследования: ценности семьи студенческой молодежи.
Цель исследования: определить преобладание и характер семейных ценностей современных студентов СПО.
Исходя из поставленной цели необходимо определить и задачи для решения:
— Дать определение понятию ценностей семейной жизни с позиции психологического восприятия.
— Представить аспекты формирования ценностей семейной жизни у молодежи в психолого-педагогических и социальных исследованиях.
— дать характеристику студентов СПО как социальной молодежной группы.
— Провести диагностику уровня сформированности ценностей семейной жизни у студентов СПО.
— Представить психолого-педагогические условия модели формирования ценностей семейной жизни у студентов СПО.
— Выявить эффективности представленной психолого-педагогической модели формирования ценностей семейной жизни у студентов СПО.
Обзор научной литературы. Данное исследование базируется на трудах следующих исследователей: Аборина М.В., Бошенятова И. (исследуют институт семьи в современном обществе и рассматривают семейные модели), Буравлева Н.А. (исследует ценности студентов), Вербина Г. Г. (исследует идеологические аспекты семьи), Карабанова О.А. (рассматривает проблемы современных семейных отношений) и так далее.
Требования к результату исследования: в результате необходимо выявить, каким образом виляют воспитательные модули на формирование ценностей семьи и студенческой молодежи.
Структура данной работы: введение, основная часть, которая состоит из двух глав, заключение, литература и приложения.
Заключение:
В ходе решения первой задачи было дано определение понятия ценностей семейной жизни с позиции психологического восприятия.
Было выяснено, что традиционная семья воспринималась во времена как патриархальная, что соответствовало психологическим позициям о мужской роли и женском предназначении. При этом также важно иметь ввиду то, что сравнительно недавно возникла супружеская семья, модель которой предполагает доминирование равноправных отношений. В соответствии с этим формулируются современные тенденции во взглядах студенческой молодежи.
В ходе решения второй задачи были представлены аспекты формирования ценностей семейной жизни у молодежи в психолого-педагогических и социальных исследованиях.
Было выяснено, что различные исследователи по-разному трактовали ценности семейной жизни.
К примру, по мнению Ш. Ахмадиева существенный педагогический потенциал оптимизации воспитательных функций современной семьи содержат этнокультурные традиции, в которых доминируют формы семейного досуга. Кроме того, были отмечены признаки семейной дезорганизации в молодежной среде, преимущественно среди студенческой молодежи.
В ходе решения третьей задачи была дана характеристика студентов СПО как социальной молодежной группы.
Было выяснено, что удовлетворенность межличностным взаимодействием с другими субъектами положительно коррелирует с личностным предпочтением традиционных терминальных ценностей и высокой социальной чувствительностью к ценностям референтной и контактной групп. Студенчество характеризуется поиском своего места в пространстве межличностных отношений, стремлением к сотрудничеству с другими людьми. Обретение близких и доверительных отношений является основой гармонизации личностной сферы, именно поэтому любовь, дружба и верность ценятся в юности так высоко.
В ходе решения четвертой задачи была проведена диагностика уровня сформированности семейных ценностей у студентов.
Здесь подтверждается дезорганизация данной категории ценностей, в частности, мужчины и женщины словно бы меняются ролями, причем, сознательно.
В ходе решения пятой задачи была представлена психолого-педагогическая модель в условия формирования семейных ценностей у студентов СПО. Была описана программа на год, которая реализовывалась в учреждении СПО и за его стенами.
В ходе решения шестой задачи была выявлена эффективность предложенной модели путем повторного эксперимента.
Так, констатировано, что программа является эффективной, поскольку по истечении года у студентов констатировалось повышение уровня семейных ценностей. Представления о семье приняли более традиционные очертания, а феминистические тенденции несколько отошли на второй план.
Таким образом, задачи данной работы являются выполненными.
Цел исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Определение понятия ценностей семейной жизни с позиции психологического восприятия
Вплоть до Второй Мировой войны в России преобладала патриархальная семья, которая характеризовалась подчинением мужчине, отцу семейства, всех членов семьи. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х годов до 80-х, доминирующей стала детоцентристская семья, в которой очень большое значение отводилось благополучию детей и сохранению брака в интересах детей.
Относительно недавно возникла супружеская семья, модель которой предполагает доминирование равноправных отношений. Экономическая самостоятельность женщин, повышение их социального статуса неизбежно предполагает партнерский тип супружества. Однако не многие мужчины готовы мириться с равным положением и тем более превосходством жен в браке, а женщины, в свою очередь, часто предпочитают свободу от супружества, в котором они не находят понимания и материнство без брака. Женщины трудятся наравне с мужчинами, зачастую в ущерб семье. Данные аспекты изучаются социологией.
И. Баховен описывает превосходство женщин, которое достигалось согласно материнскому праву – происхождение детей можно было определять только по женской линии, лишь женщины были известны как единственные достоверные родители. Вследствие этого женщины пользовались высокой степенью уважения и почета.
Американский социолог и историк Льюис Морган опубликовал свое главное произведение «Древнее общество». «Морган по праву является основателем науки о семье» — пишет Е.М. Черняк в своем учебнике по социологии семьи. Известный русский социолог М.М. Ковалевский отмечает «большую умственную трезвость» Л. Моргана, сочинения которого могут служить «примером и образцом того метода, который требует от исследователя не изолированно изучаемых им отношений, а приведения их в причинную связь с прочими сторонами народного быта, и прежде всего — с экономикой».
Опираясь, в основном, на выше представленную работу Л. Моргана и на материалы своих исследований, Фридрих Энгельс в 1884 году издал книгу «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В этой работе прослеживается изменение форм брака и семьи в связи с экономическим прогрессом общества.
В России семейные отношения стали изучаться со второй половины XIX в. Так, например, М.М. Ковалевский исследовал историю возникновения семьи, ее развитие. В своем труде «Очерк происхождения и развития семьи и собственности», опубликованном в 1895 г., он представил глубокий анализ семейно-брачных отношений древнейшего периода. М.М. Ковалевский внес существенный вклад в исследование социологии семьи. Он продемонстрировал путь развития: матриархальная, патриархальная и индивидуальная семьи. П.А. Сорокин, последователь М.М. Ковалевского, изучал эволюцию семьи, ее статистику, рассматривал проблемы семьи, которые представил в своей статье «Кризис современной семьи» (1913 г.).
В конце XIX – начале XX вв. среди отечественных ученых плодотворно занимались исследованием проблемы семьи и брака М.М. Ковалевский, И. Кухаржевский, П.А. Сорокин и др. Семья как институт общества, как общественное явление была описана в формационной теории К. Маркса и Ф. Энгельса.
В 20-е годы в СССР активно изучалась семья и процессы, происходящие в ней. Наиболее ярким исследователем семьи того времени является A.M. Коллонтай, которая считала, что коммунистическое государство возьмет на себя тяготы домашнего хозяйства и воспитание детей. Семья будет представлять собой сердечный союз двух свободных и самостоятельно зарабатывающих, равноправных членов общества.