Педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Формирование нравственных представлений детей раннего возраста посредством сказки

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей раннего возраста 7
1.1. Психологические особенности нравственного воспитания детей раннего возраста 7
1.2. Педагогические условия нравственного воспитания детей раннего возраста 16
1.3. Русские народные сказки как средство нравственного воспитания детей раннего возраста 24
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по нравственному воспитанию детей раннего возраста посредством русских народных сказок 35
2.1. Выявление уровня развития нравственного воспитания детей раннего возраста 35
2.2. Создание педагогических условий по нравственному воспитанию детей раннего возраста посредством русских народных сказок 39
2.3. Результаты и анализ опытно-экспериментальной работы 48
Выводы по главе 2 51
Заключение 53
Библиографический список 55

 

  

Введение:

 

На сегодняшний день в современной педагогике уже решены некоторые задачи, которые связаны с нравственным воспитанием и развитием: обусловлен генетико-исторический подход к отбору духовных ценностей (С.И. Маслов, Б.И. Додонов); в образовательном процессе определены приёмы, методы и условия передачи ценностей (С.Г. Гладнева, С.И. Маслов, М.В. Аникеев); определены особенности процесса воспитания нравственных качеств у детей раннего и дошкольного возраста (В.Т. Чепиков); продуманы педагогические условия актуализации нравственных поступков детей раннего и дошкольников (Е.В. Фадич). Однако, в настоящий момент, сущность процесса формирования нравственных представлений у детей раннего возраста недостаточно раскрыта – общий подход к пониманию данного процесса отсутствует.
Уровень нравственного развития ребенка характеризует степень развития у него нравственных представлений. Но при этом нужно учесть, что качественное развитие ребенка станет возможным не только благодаря образовательной деятельности педагога, но и благодаря собственным усилиям ребенка. Лишь в образовательном процессе возможно наиболее эффективное осуществление данной деятельности. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (2012) говорится о том, что «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста не вызывает сомнений.
Проблема нравственного воспитания была актуальна во все времена. Об этом свидетельствуют работы зарубежных и отечественных педагогов прошлого (Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, В России это П.Ф. Каптерев, А.С. Симонович, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.).Важность проблемы нравственного воспитания в современных условиях подчеркивается в работах: С.В. Варнаковой, С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, М.В. Шараповой, П.М. Якобсон и др.
Результатом нравственного воспитания, — добавляет Ю. К. Бабанский, является «формирование нравственно цельной личности в единстве ее нравственного сознания, мотивов, потребностей и установок, нравственных чувств, навыков, привычек общественно ценного поведения» [8, с. 259]. И. Ф. Мулько отмечает, что нравственное воспитание детей раннего и дошкольного возраста «эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали и учету возрастных и индивидуальных особенностей детей» [6, с. 18]. Обобщая все вышеприведенные определения, можно выделить основные составляющие, входящие в состав нравственного воспитания детей раннего возраста. Это нравственные представления, нравственные чувства и нравственное поведение.
Для эффективного процесса нравственного воспитания детей раннего возраста наибольшим потенциалом обладает художественная литература, в том числе сказка. В ходе знакомства со сказкой у детей формируются такие понятия, как добро и зло, милосердие, справедливость. На это указывают исследования таких авторов, как В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др. Русский лингвист, исследователь сказок В.Я. Пропп отмечал: «Универсальность сказки, ее, так сказать, повсюдность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Все виды литературы когда-нибудь отмирают… Между тем сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно проходит все языковые границы, от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями» [4].
В практике использования русских народных сказок в нравственном воспитании раннего возраста есть немало не решенных проблем: нет системы работы по эффективному использованию сказок в нравственном воспитании, не выявлены педагогические условия эффективного использования сказок в нравственном воспитании детей раннего возраста.
Проблема исследования: каковы возможности русских народных сказок как средства нравственного воспитания детей раннего возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности русской народной сказки как средства нравственного воспитания детей раннего возраста.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей раннего возраста.
Предмет исследования: русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: процесс нравственного воспитания детей раннего возраста посредством русской народной сказки будет осуществляться эффективно, если:
— осуществить подбор русских народных сказок, ориентирующих детей на духовно-нравственные ценности;
— использовать различные методы и формы организации нравственного воспитания; —
привлекая родителей к процессу нравственного воспитания детей, включать различные формы взаимодействия ДОО и семьи.
Исходя из выдвинутой гипотезы, в нашем исследовании были поставлены и решались следующие задачи исследования.
1. Раскрыть психологические особенности нравственного воспитания детей раннего возраста.
2. Выявить педагогические условия нравственного воспитания детей раннего возраста.
3. Охарактеризовать русскую народную сказку как средство нравственного воспитания детей раннего возраста.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по нравственному воспитанию детей раннего возраста посредством русской народной сказки.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования; экспериментальная работа, опрос.
Теоретической основой исследования являются:
– — идеи о необходимости нравственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста (Л.С. Выготский, С.А. Козлова, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева, К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина);

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Нравственная воспитанность – это система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, нравственных качеств, проявляющихся в отношениях ребёнка к сверстникам и взрослым и в его поведении в целом, основанном на нравственных эталонах и нормах.
Особенностями нравственного развития детей в раннем возрасте являются следующие: у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы; возрастает действенность нравственных представлений; возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.
В основу нашей работы были положены такие психолого-педагогические условия, как: включение родителей в совместную деятельность с ДОО по нравственному воспитанию детей 2-3 лет; комплекс мероприятий, который разработан в соответствии с возрастными особенностями и показателями по нравственному воспитанию детей 2-3 лет (когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий); использование произведений художественной литературы с целью обогащения и активизации нравственных понятий у детей 2-3 лет.
Сказка является одним из важнейших нравственно педагогических средств формирования личности. При организации работы по формированию нравственных представлений чаще всего используют такие формы работы как: беседы, чтение художественной литературы, игры и театрализация, но все же неизменной формой является художественная литература, которая так же способствует развитию нравственных представлений, воспитанию чувств и эмоций детей.
В целях подтверждения гипотезы нами был организован и проведен педагогический эксперимент, который проходил на базе МАДОУ «Детский сад № 7». В педагогическом эксперименте принимали участие воспитанники первой младшей группы. Возраст испытуемых 2-3 лет.
На констатирующем этапе педагогического эксперимента была проведена диагностика, которая позволила определить уровень нравственного воспитания раннего возраста. Проведенное исследование показало, что основная масса детей имеет низкий уровень нравственной воспитанности, поэтому нами была организована и проведена работа, направленные на развитие нравственных представлений детей средствами русской сказки.
На формирующем этапе педагогического эксперимента в экспериментальной группе нами был внедрен комплекс мероприятий, направленный на нравственное воспитание у детей раннего возраста, включающий разнообразные мероприятия, подборка которых влияет на процесс, повышающий уровень развития нравственных представлений. На данном этапе дети приобрели следующие нравственные качества, как уважение к старшим, взаимное доверие и доброта, в группе стала более благоприятная эмоциональная атмосфера, дети стали дружней, проявляют такие нравственные представления как, добро, сочувствие, взаимопомощь. У детей начало формироваться чувство ответственности, которое имеет существенное педагогическое значение, которое несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.
Контрольный этап педагогического эксперимента показал, что использование работы со сказкой благотворно влияет на нравственное воспитание детей раннего возраста.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены, и гипотеза доказана.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей раннего возраста

1.1. Психологические особенности нравственного воспитания детей раннего возраста
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда появляются новообразования, когда все впервые и только начинается. В жизни ребенка появляется речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни происходит закладка наиболее важных и основных человеческих способностей – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, креативность и многое другое. Все эти способности не возникают спонтанно, они требуют непременного и постоянного участия взрослого, способствующего их формированию и развитию, а также соответствующих возрасту форм деятельности. Именно в этот период и происходит формирование у детей раннего возраста основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.
Одной из ведущих задач современной образовательной организации является воспитание нравственной личности. Об этом сказано и в последнем нормативом документе системы дошкольного образования, федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В одном из разделов ФГОС ДО, «Социально — коммуникативное развитие детей дошкольного возраста», говорится об освоении ценностей и норм, которые приняты в обществе, о формировании нравственных и моральных ценностей; развитии общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослым; становлении целеустремленности, самостоятельности и саморегуляции своих поступков; формировании социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; воспитании уважительных чувств и отношения принадлежности к собственной семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; развитие положительных установок к разнообразным видам трудовой деятельности и творчеству; формирование оснований для безопасного поведения в быту, социуме, природе [40, c. 34].
Под руководством взрослых, в дети раннего возраста приобретают первоначальный опыт поведения, отношения к своим родным, ровесникам, предметам, природе, усваивают этические нормы общества. Этот возрастной период является сенситивным в создании нравственных качеств личности, вследствие этого, именно в раннем возрасте нужно развивать у ребенка такие значительные для каждого человека черты, как доброжелательность и уважение к окружающим, любовь к Родине, бережливое отношение к результатам трудовой деятельности окружающих, желание помогать им, развивать инициативность и активность в собственной деятельности.
Правильное воспитание предотвращает скапливание у детей негативного опыта, препятствует развитию нежелательных привычек поведения и навыков, которые могут отрицательно влиять на формирование их нравственных качеств.
В кратком философском словаре понятие «нравственность» приравнено к понятию «мораль». «Мораль (латинское «mores» – нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (результаты деятельности, мотивы поступков), суждения, чувства, выражающие нормативную регуляцию взаимоотношений людей друг с другом и общественным целым» [23 c. 218].
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова определение звучит следующим образом: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которым следует человек, этические нормы и правила поведения, определяющиеся этими качествами» [32, c. 418].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы