Дошкольная педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Формирование навыков культуры поведения у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков культуры поведения у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре 4
1.1 Особенности формирования навыков культуры поведения в старшем дошкольном возрасте 4
1.2 Сюжетно-ролевая игра как средство формирования навыков культуры поведения 6
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования навыков культуры поведения дошкольников в сюжетно-ролевой игре 13
2.1. Организация и методы исследования 13
2.2. Программа формирования навыков культуры поведения у дошкольников с помощью сюжетно-ролевых игр 18
2.3. Анализ полученных результатов 22
Заключение 26
Список литературы 27

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На сегодняшний день наблюдается тенденция в обществе, связанная с размытыми нравственными ориентирами, которая выражается в недостаточно сформированном уровне культуры поведения подрастающего поколения. Многие дети в дошкольном возрасте имеют значительные трудности в общении с взрослыми и сверстниками, часто проявляют грубые нарушения элементарной нормы поведения. В первую очередь такая проблема относится к несоблюдению отдельных общепринятых правил поведения, не умении согласовывать свои действия, адекватно реагировать на замечания и т.п. В связи с этим проблема формирования культуры поведения дошкольников занимает важное место в педагогике и психологии.
В таком контексте, учитывая особенности детей дошкольного возраста, целесообразным является использование природной потребности детей и их желания играть. Игра, которая будет включена в педагогический процесс, станет средством воспитания и обучения.
Применение игровой деятельности в развитии личности детей дошкольного возраста является важной частью формирование личности в целом и социализации ребенка в обществе. В процессе своего развития дети не только подвергаются разным воздействиям с внешнего мира, но также взаимодействуют со всем, что их окружает. Другими словами мы можем сказать, что ребенок является не только объектом для взаимодействия, но и выступает как субъект, который воздействует на окружающий мир. Однако не всегда ребенок может ощущать себя и воспринимать в окружающей действительности адекватно. Поэтому для формирования и развития личности детей зачастую прибегают к методам игровых действий, поскольку именно игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
В играх дошкольники, реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и основные духовные потребности, что открывает взрослым широкие возможности для использования мощнейших ресурсов игры в целях оптимизации процесса их образования.
В связи с этим система дошкольного образования должна обеспечивать формирование культуры поведения дошкольников, используя педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры.
Степень разработанности исследования. Изучением процесса развития личности на разных этапах развития общества, в частности вопросами формирования навыков культуры поведения, занимались многие ученые. Среди них Ж. Пиаже, Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л., Кон И.С., Торохтий B.C., Сластенин В.А., Реан А.А., Петровский А.В., Петриченко Н.Г., Андреева Г.М. и др.
Изучением роли сюжетно-ролевой игры в процессе воспитания и развития личности детей дошкольного возраста занимались такие исследователи как Н.П. Аникеева, Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, М.Я. Басов, О.С. Газман, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин.
Таким образом, целью данного исследования является изучение влияния сюжетно-ролевых игр на формирование навыков культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что программа развития личности, основанная на использовании сюжетно-ролевых игр, будет оказывать эффективное воздействие на ребенка старшего дошкольного возраста и способствовать формированию навыков культуры поведения.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач:
1. Определить основные особенности формирования навыков культуры поведения в старшем дошкольном возрасте.
2. Охарактеризовать возможности сюжетно-ролевой игры в процессе формирования навыков культуры поведения у дошкольников.
3. Организовать исследование уровня сформированности навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить программу формирования навыков культуры поведения у дошкольников с помощью сюжетно-ролевых игр.
5. Проанализировать полученные результаты.
Объектом курсовой работы является формирование навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом выступает влияние сюжетно-ролевых игр на формирование навыков культуры поведения детей.
Методы исследования:
1. Подбор и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирическое исследование уровня развития навыков культуры поведения у дошкольников
3. Сравнение и обобщение полученных результатов.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что дошкольный возраст — это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. И одной из основных задач нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста является воспитание культуры поведения.
Культура поведения — это такие качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться.
Огромную роль в формировании культуры поведения у детей играет сюжетно-ролевая игра. Увлекательные по сюжету, богатые по содержанию игры вызывают желание объединяться, формируют интерес к совместным играм, заставляют использовать наиболее рациональные приемы для разрешения возникающих трудностей и устанавливать правильные взаимоотношения.
Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста находится в прямой зависимости от комплексных педагогических воздействий, осуществляемых в разных видах деятельности. Несомненно, ведущее значение при формировании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста имеет сюжетно-ролевая игра.
Произведя анализ результатов опытно-экспериментального исследования, мы доказали эффективность использования сюжетно-ролевой игры в формировании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом цель исследования достигнута, задачи выполнены.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования навыков культуры поведения у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
1.1 Особенности формирования навыков культуры поведения в старшем дошкольном возрасте
Культура поведения представляет собой совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, при общении и в процессе разных видов деятельности.
Начиная со старшего дошкольного возраста, учитывая активное умственное развитие ребенка в этот период, появляется возможность формирования более высокой степени осознанности поведения. К 6-7 годам ребенок способен понять смысл нравственных требований и правил, которые приняты в обществе, наряду с тем, что у него развивается способность предвосхищать результаты своей деятельности и поступков [14].
Характерной особенностью в старшем дошкольном возрасте является то, что поведение ребенка становится более целенаправленным и сознательным. Тем самым появляется возможность к формированию у ребенка ответственности за свое поведение, развивать элементы самоконтроля и организованности.
В период старшего дошкольного возраста дети накапливают опыт нравственного поведения, которое заключается в формировании первых навыков организационного и дисциплинированного поведения, положительного общения с взрослыми и сверстниками, построении межличностных отношений, навыков самостоятельности и умении организовать свою деятельность, поддерживать порядок и чистоту в окружающей обстановке [26].
В содержании воспитания культуры поведения выделяется следующие качества:
— умение дошкольников красиво и правильно есть, пользуясь необходимыми приборами;
— опрятность, правильная поза и осанка;
— владение речевым этикетом;
— владение способами учтивого оказания внимания [11].
В связи с этим С.В. Петрина предлагает выделять 4 группы правил поведения, которые связаны с формированием данного навыка, а именно:
1. Культурно-гигиенические правила.
2. Правила культуры общения.
3. Правила культуры деятельности.
4. Общие правила нравственности [20].
Культура поведения дошкольников проявляется в поведении детей в процессе игр, во время непосредственной образовательной деятельности, при выполнении трудовых поручений и т.п.
Формирование у детей культуры деятельности заключается в воспитании содержать в порядке место, где он занимается и играет, привитии привычки доводить до конца начатое дело, бережно относится к своим вещам и игрушкам.
В старшем дошкольном возрасте ребенок должен уметь подготавливать все необходимое для своих занятий и труда, подбирать игрушки, которые соответствуют игровому замыслу. Помимо этого, среди важных показателей культуры деятельности, принято выделять наличие естественной тяги к интересным и содержательным занятием, умение дорожить временем и регулировать свой отдых и деятельность, выполнять гигиенические процедуры [5].
Культура общения предполагает, что ребенок умеет выполнять нормы и правила общения с взрослыми и сверстниками, которые опираются на уважительное и доброжелательное отношение. Так же сюда относится использование соответствующего словарного запаса и форм обращения, вежливое поведение в общественных местах, воздержание от неуместных в данной обстановке действий и слов. Тем самым мы говорим о том, что культура общения предполагает наличие у ребенка культуры речи, достаточного запаса слов, умения говорить, сохраняя спокойный и ровный тон, использовать средства выразительности [26].
Что касается культурно-гигиенических навыков, то они являются важной составной частью культурного поведения человека. Ребенок должен соблюдать опрятность, содержать в чистоте лицо, руки и тело, одежду и обувь. Дошкольники должны понимать, что соблюдение таких правил является одним из проявлений уважения к окружающим.
Социальная природа человека предполагает, что он находится в постоянном взаимодействии с другими людьми. Это в свою очередь требует наличие умения соблюдать общепринятые правила поведения, которые определяются нормами морали.
Среди нравственных качеств, необходимых для воспитания у дошкольников культуры общения, можно назвать вежливость, деликатность, предупредительность, скромность, общительность и доброжелательность [24].
Таким образом, культура поведения — это такие качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, то есть в процессе деятельности. В содержании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки [18].
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется более гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одного и того же правила в разных ситуациях, умеют видеть противоречивость некоторых правил (всегда ли нужно помогать товарищу; всегда ли виноват тот, кто подрался; всегда ли жалоба воспитателю является ябедничеством и т.д.). Очень важно, чтобы дети разумно и даже творчески подходили к следованию правилу и норме. Императивная функция нормы должна с самого начала выступать не как догма, а как необходимое, осознанно принимаемое условие.
Необходимым условием успешного усвоения нравственных норм и в старшем дошкольном возрасте является организация практики поведения. Имеются в виду упражнения, совместная деятельность, где приобретаемые правила мог ли бы при соответствующих условиях превращаться в норму поведения каждого ребенка и всей группы. Сформированность культуры поведения старшего дошкольного возраста ярко проявляется в отношениях к: окружающим людям, сверстникам и взрослым, природе, себе и т.д. [15].
Итак, можно сделать вывод, что дошкольный возраст — это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. И одной из основных задач нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста является воспитание культуры поведения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы