Музыкальная педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Формирование музыкально-художественного образа как метод развития вокально-технических возможностей детского голоса

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ CПОСОБОВ ВЫЯВЛЕНИЯ ВОКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Предпосылки и исторический анализ возникновения проблемы формирования вокальных навыков 6
1.2. Современные модели развития вокальных способностей 14
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ 26
2.1. Комплекс вокальных упражнений как начальный этап формирования певческих навыков 26
2.2. Влияние инновационных методик «Пение в речевой позиции» Сэта Риггса и «Фонопедический метод развития голоса» В.В.Емельянова на выявление и формирование вокальных навыков школьников 38
2.3. Психологические особенности развития вокальных способностей школьников 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Развитие музыкальных способностей младших школьников является важным сензитивным и творческим аспектом эстетического становления личности ребенка. Эти способности влияют на развитие эстетического мировосприятия, креативного потенциала, речевой активности, воображения, мышления, памяти, эмоциональной сферы, познавательного интереса ребенка, взаимодействия школьника со взрослыми. Кроме того, развитие музыкальных способностей способствует развитию общей культуры: музыкального слуха, вокальных способностей, умения воспринимать, понимать, запоминать и эмоционально переживать музыкальные произведения. Совокупность данных факторов обусловила актуальность темы исследования.
Вследствие разностороннего анализа научных работ определено, что музыкальные способности, в отличие от других видов способностей, проявляются и могут развиваться с раннего возраста. Так вокальная функция проявляется с первым криком ребенка (А.Л.Арисменди, С.Атанасова-Вуков, В.А.Багадуров), эмоциональный отклик на музыку ученые наблюдают еще до рождения ребенка (О.Л.Готсдинер, И.Л.Дзержинская). При этом элементы подпевания, моторных реакций на музыку мы наблюдаем еще в течение первого года жизни ребенка, — а это и есть первые проявления музыкальных способностей, их перцептивного и репродуктивного компонента.
Цель исследования – теоретически обосновать содержание, структуру, условия развития вокальных способностей младших школьников и экспериментально исследовать влияние психологических условий на развитие этих способностей.
В основу исследования положена гипотеза о том, что вокальные способности младших школьников должны изучаться с помощью проявления психологических особенностей их перцептивно-репродуктивных возможностей, а эффективность развития этих способностей обеспечивается музыкально-интеллектуальным потенциалом, интегрированием содержания перцептивно-репродуктивной основы музыкальности младших школьников, воспитанием у них вокальной культуры, использованием национального музыкального наследия как генетически и фенотипически заданных сенсорных эталонов музыкальных способностей, развитием познавательного интереса к музыкальным занятиям и организацией эффективного взаимодействия со взрослым в процессе музыкальных занятий.
Проблема исследования заключается в потребности создания педагогических условий, которые бы обеспечивали формирование музыкально-художественного образа как метод развития вокально-технических возможностей детского голоса.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
1. Определить теоретические подходы к проблеме изучения вокальных способностей подрастающей личности и психологических условий их развития в различных научных источниках.
2. Обосновать составляющие структуры развития вокальных способностей младших школьников, определить критерии, показатели и уровни их развития.
3. Выявить влияние психологических условий на развитие вокальных способностей младших школьников.
4. Разработать и апробировать программу развития вокальных способностей младших школьников.
Объект исследования – вокальные способности младших школьников.
Предмет исследования – психологические условия развития вокальных способностей младших школьников.
Методы исследования. Относительно определенных задач комплексно применялись следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы, классификация, систематизация, сравнение и обобщение; диагностические – включенное наблюдение, беседа, анкетный опрос, метод экспертных оценок и тому подобное. В ходе эмпирического исследования основным стал метод эксперимента, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в его ходе была разработана программа развития вокальных способностей младших школьников.
Практическое значение исследования заключается в том, что предложенный и апробированный комплексный пакет методик и методических материалов может использоваться для определения уровня развития вокальных способностей младших школьников.
Структура исследования обусловлена спецификой предмета и логикой раскрытия темы исследования, а также целью и главными задачами работы. Она включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На современном этапе развития начального образования важной задачей является формирование личности ребенка. Без воспитания эстетически образованных людей, умения понимать и ценить искусство невозможно становление гармоничной, всесторонне развитой личности.
Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать удовольствие человек не существует. Без музыки трудно убедить человека, который вступает в жизнь, в том, что мир и человек в нем прекрасны, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, нравственной культуры.
Среди различных видов искусства музыка занимает особое место. Она является одним из могущественных средств воспитания, предоставляющая эстетическую окраску всей духовной жизни человека. Музыка говорит с человеком «непосредственно на языке души», волнует его, вызывает много эмоций. Музыкальное искусство отражает и обобщает опыт эмоционального отношения к окружающей действительности.
В музыкальной психологии проблема развития музыкальности и музыкальных способностей – одна из центральных и первичных. Решение проблемы музыкальных способностей непосредственно влияет на практику музыкального воспитания, поскольку позволяет определить и конкретизировать его цели, задачи и, главное, обеспечить приемы и методы их достижения.
Важным стимулом развития этой области знаний, с одной стороны, предстает связь с содержанием программ развития, с музыкально-психологической диагностикой, с другой – уже века идет острая научная борьба по трем основным проблемам:
1) структуры музыкальных способностей;
2) детерминант;
3) закономерностей их развития.
У детей младшего школьного возраста активно развивается речь, мышление, голосообразующий аппарат, музыкальные способности в целом, и использование речевых, вокальных и мелодических удобств народной музыки позволяет сделать этот процесс естественным и непринужденным. Усвоенные навыки восприятия и воспроизведения народной музыки со временем легко переносятся на работу с музыкой других стилей и направлений.
Чем раньше и более целенаправленно будет организована вокальная деятельность детей, тем большее влияние будет осуществляться на развитие вокальных и музыкальных способностей. Известно, что конструкция любого органа тесно связана с его функцией, следовательно, и функционирование певческого органа, характер его действий в процессе обучения пению может значительно повлиять на развитие самого этого органа.
Следовательно, при вокальном воспитании необходимо сохранять и развивать только природные качества голоса ребенка; постепенно, осторожно настраивать голосовой аппарат, чтобы звук был легким, нежным, звонким, серебристым, чтобы дети пели без труда и не чувствовали усталости. Конечно, надо избегать причин функциональных и органических расстройств голосового аппарата, формируя культуру пения.
Полученные знания и навыки будут использоваться детьми при дальнейшем обучении, в быту и на досуге. Репертуар обучающегося должен подбираться в зависимости от учебной задачи и усложняться от класса к классу. Прохождение песенного материала должно строиться по принципу от простого к сложному. При подборе репертуара следует избегать высокой или слишком низкой текстуры песен, тональностей, не соответствующих конкретному голосу и возможностям обучающегося. Литературно-поэтический текст и содержание произведений должны соответствовать возрасту.
Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений, интерактивных форм и методов обучения, рефлексивных умений, умения оценивать и анализировать свою педагогическую деятельность. Все современные методы, при всем их различии, направлены на развитие интеллектуально-творческой личности. Среди современных инновационных образовательных технологий можно выделить: креативное обучение, проблемное, личностно-ориентированное, контекстное, модульное, виртуальное и др. Все эти модели имеют отношение к инновационному процессу в педагогике.
В процессе развивающей работы основные усилия были направлены на развитие взаимодействия сенсорных систем, формирование навыков осмысленного восприятия и анализа музыкального материала, то есть на развитие перцептивно-репродуктивного компонента музыкальных способностей, который проходил в процессе восприятия и воспроизведения музыки, то есть слушания и пения. Важность развития последнего трудно переоценить, ведь без взаимосвязи восприятия и воспроизведения невозможно осознать в полной мере материал, воспринимать, контролировать и корректировать исполнение музыкальных произведений, без чего трудно говорить о каком-либо развитии. Поэтому важной задачей для нас было научить детей:
1. Соотносить свое пение с заданным сенсорным эталоном.
2. Констатировать случаи «нечистого» звучания.
3. Воспринимать доступные для данного возраста музыкальные произведения и вокализировать отдельные их части.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ CПОСОБОВ ВЫЯВЛЕНИЯ ВОКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Предпосылки и исторический анализ возникновения проблемы формирования вокальных навыков
В музыкальной психологии проблема развития музыкальности и музыкальных способностей – одна из центральных и первичных. Решение проблемы музыкальных способностей непосредственно влияет на практику музыкального воспитания, поскольку позволяет определить и конкретизировать его цели, задачи и, главное, обеспечить приемы и методы их достижения.
Важным стимулом развития этой области знаний, с одной стороны, предстает связь с содержанием программ развития, с музыкально-психологической диагностикой, с другой – уже века идет острая научная борьба по трем основным проблемам:
1) структуры музыкальных способностей;
2) детерминант;
3) закономерностей их развития.
На современном этапе развития науки исследователи единодушно соглашаются с основными теоретическими положениями Б.М.Теплова о врожденности задатков, на основе которых в процессе деятельности развиваются и проявляются способности; о музыкальности, как качественном сочетании способностей, от которого (сочетания) зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью [17]. Основой исследования проблемы развития музыкальных способностей служили тщательно проанализированные различные научные подходы к интерпретации музыкальности вообще и особенности развития ее в младшем школьном возрасте.
Взгляды на музыкальные способности, начиная с конца XIX в., определялись теоретическими представлениями о них как о психическом образовании. Но так как большинство ученых стояло на позициях дифференцированного изучения отдельных элементов музыкального восприятия, они изучали главным образом элементарные музыкальные способности, связанные с разрешением высоты, интенсивности, длительности звуков. Так, А.Файст сводил музыкальность к чувству интервалов, а К.Штумпф и М.Мейер – к способности анализировать аккорды. Г.Ревеш считал музыкальность сложным, но целостным свойством человека, которое отражает как интеллектуальную сторону – понимание формы, построения фраз, так и эмоциональную – эстетическое наслаждение от музыки, проникновение ее настроением.
К.Сишор, наоборот, рассматривал музыкальность как сумму отдельных, не связанных между собой талантов, которые разделял на пять групп:
1) музыкальные ощущения и восприятия;
2) музыкальная деятельность;
3) музыкальная память и воображение;
4) музыкальный интеллект;
5) музыкальные чувства.
К.Сишор является автором первой системы тестов для диагностики музыкальных сенсорных способностей и родоначальником целого направления исследований, в которых о музыкальных способностях судят по пороговым характеристикам музыкального восприятия. Таким образом, его система базируется на положении, что основное значение для музыкального таланта имеют простые сенсорные способности, то есть способности улавливать мелкие разницы в высоте, интенсивности и продолжительности звуков.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы