Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Формирование мотивации к занятиям физической культурой у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Значение и роль физической культуры во всестороннем развитии детей дошкольного возраста 6
1.2. Теоретические аспекты формирования мотивации к занятиям физической культурой у детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Методика констатирующего эксперимента 27
2.2. Разработка и апробация методики повышения мотивации к занятиям физической культурой у детей старшего дошкольного возраста 34
2.3. Методика контрольного эксперимента 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 71
Введение:
Актуальность темы. В последние десятилетия наметилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения [4, 6, 16, 40].
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников всегда рассматривалось как приоритетная задача дошкольного образовательного учреждения [39]. Однако сейчас ярко проявляется противоречие между декларативными заявлениями о необходимости совершенствования здоровьесберегающей среды в дошкольных учреждениях и практической деятельностью в этой сфере.
Традиционные подходы к физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками часто не отвечают современным требованиям и нуждаются в замене на такие, которые эффективнее способствовали бы решению задач укрепления здоровья, своевременному физическому, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка, повышению уровня физической подготовленности детей, а также способствовали формированию интереса к занятиям физической культурой и спортом.
По мнению В.Г. Барабаш, залогом успешного осуществления здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса является понимание педагогами сущностных особенностей применяемых технологий, их видов, условий и принципов реализации в дошкольном образовательном учреждении [1].
Проблема интереса в развитии личности ребенка имеет огромное значение, в связи с этим большое внимание уделяется его изучению в психологии и педагогике. Различные точки зрения на интерес отражены в работах отечественных психологов (Л.С. Выготский, М.Ф. Беляев, А.Н. Леонтьев, Н.Г.Морозова, Н.А. Беляева, В.Н. Мясищев и др.). Значение интереса для общего развития личности с наибольшей глубиной показал Л.С. Выготский. Он вскрыл движущие мотивы – потребности, интересы, побуждения ребенка, которые активизируют мысль и направляют ее в ту или иную сторону.
Л.С. Выготский отмечал, что развитие ребенка, достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, опережая своих сверстников, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям.
Проблемой разработки и внедрения различных технологий в процесс физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольных образовательных организаций для повышения интереса к физкультурным занятиям занимались многие ученые [1, 8, 12, 21, 42, 55]. Однако формированию интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий отводится незначительная роль [30].
Данный факт, по нашему мнению, нуждается в явной коррекции, поскольку, формируя интерес к занятиям, развивая физическую активность ребенка, мы подготавливаем его к взрослой жизни.
Более того, в научно-методической литературе обнаруживается недостаточная разработанность темы формирования интереса к занятиям физической культурой у воспитанников дошкольного образовательного учреждения в процессе занятий различными видами спортивной направленности.
Актуальность данного исследования подчеркивается также тем, что элементы игровой методики в практике современных дошкольных образовательных учреждений не находят широкого применения.
Цель исследования – теоретическое обоснование возможности формирования мотивации у детей старшего дошкольного возраста к занятиям физической культурой.
Объект исследования – процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – средства и методы формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом, будет успешным если:
– выявить уровень интереса у детей старшего дошкольного к занятиям физической культуры;
– родители будут включены в этот процесс;
– использовать нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий и спортивных праздников в ДОУ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы исследования.
2. Выявить уровень интереса у детей старшего дошкольного возраста к занятиям физической культурой.
3. Определить отношение родителей к проблеме исследования.
4. Разработать и апробировать комплекс нетрадиционных форм проведения физкультурных мероприятий в ДОУ.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики и графической обработки результатов.
Практическая значимость. Данная работа может быть использована специалистами по физической культуре при организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях; студентами для формирования и развития профессиональных способностей в условиях практической деятельности.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Текст работы:
В настоящее время одним из приоритетных направлений, стоящих в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, является не только сохранение здоровья детей, но и обеспечение оптимального развития основных физических качеств. Развитие физических качеств – одна из важных сторон физического воспитания дошкольников, которая представляет собой разные стороны целостного процесса всестороннего физического развития ребенка, а также является залогом укрепления здоровья на всем протяжении жизни человека. Известно, что фундамент физической подготовленности закладывается в дошкольном возрасте, являющимся одним из наиболее ответственных периодов в жизни человека. В этот период происходит формирования основ здоровья, правильного физического развития, становления двигательных способностей, проявление интереса к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Физкультурно-оздоровительная работа содействует эмоциональному, интеллектуальному, духовно-нравственному и эстетическому развитию личности, формированию творческих способностей. Вследствие целенаправленного педагогического влияния укрепляется здоровье ребенка, происходит подготовка физиологических функций организма, усиленно формируются движения, двигательные способности и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
В научно-методической литературе обнаруживается недостаточная разработанность темы формирования интереса к занятиям физической культурой у воспитанников дошкольного образовательного учреждения в процессе занятий различными видами физкультурной деятельности.
По результатам констатирующего эксперимента установлено, что подавляющее число исследуемых дошкольников имели низкий интерес к занятиям физической культурой и спортом, что послужило основой для разработки методики занятий с использованием нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий у старших дошкольников.
Для повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом, а также достижения оптимального уровня физической подготовленности и освоения основных двигательных навыков, в программу по физическому воспитанию в дошкольном возрасте были включены нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий, гимнастические упражнения с использованием мяча, обруча, прыжки через скакалку, активные игры, упражнения в парах, стилизованные виды передвижений и их сочетания, упражнения без предмета (волны, равновесия, повороты, прыжки, элементы хореографии), которая подтвердила свою эффективность и значимость.
Результаты формирующего эксперимента показали, что у детей значительно повысился интерес к занятиям физической культурой и спортом, что подтверждает эффективность разработанной методики занятий с использованием нетрадиционных форм проведения физкультурных занятий. Повторные результаты по методике А.Н. Лутошкина показали, что у детей превалирующим был оранжевый и красный цвета, что свидетельствует о повышении интереса к занятиям физической культурой.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют об эффективности методики физического воспитания старших дошкольников, разработанной на основе применения элементов йога-аэробики и целесообразность ее внедрения для развития интереса и физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.
Заключение:
Актуальность темы. В последние десятилетия наметилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения [4, 6, 16, 40].
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников всегда рассматривалось как приоритетная задача дошкольного образовательного учреждения [39]. Однако сейчас ярко проявляется противоречие между декларативными заявлениями о необходимости совершенствования здоровьесберегающей среды в дошкольных учреждениях и практической деятельностью в этой сфере.
Традиционные подходы к физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками часто не отвечают современным требованиям и нуждаются в замене на такие, которые эффективнее способствовали бы решению задач укрепления здоровья, своевременному физическому, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка, повышению уровня физической подготовленности детей, а также способствовали формированию интереса к занятиям физической культурой и спортом.
По мнению В.Г. Барабаш, залогом успешного осуществления здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса является понимание педагогами сущностных особенностей применяемых технологий, их видов, условий и принципов реализации в дошкольном образовательном учреждении [1].
Проблема интереса в развитии личности ребенка имеет огромное значение, в связи с этим большое внимание уделяется его изучению в психологии и педагогике. Различные точки зрения на интерес отражены в работах отечественных психологов (Л.С. Выготский, М.Ф. Беляев, А.Н. Леонтьев, Н.Г.Морозова, Н.А. Беляева, В.Н. Мясищев и др.). Значение интереса для общего развития личности с наибольшей глубиной показал Л.С. Выготский. Он вскрыл движущие мотивы – потребности, интересы, побуждения ребенка, которые активизируют мысль и направляют ее в ту или иную сторону.
Л.С. Выготский отмечал, что развитие ребенка, достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, опережая своих сверстников, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям.
Проблемой разработки и внедрения различных технологий в процесс физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольных образовательных организаций для повышения интереса к физкультурным занятиям занимались многие ученые [1, 8, 12, 21, 42, 55]. Однако формированию интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий отводится незначительная роль [30].
Данный факт, по нашему мнению, нуждается в явной коррекции, поскольку, формируя интерес к занятиям, развивая физическую активность ребенка, мы подготавливаем его к взрослой жизни.
Более того, в научно-методической литературе обнаруживается недостаточная разработанность темы формирования интереса к занятиям физической культурой у воспитанников дошкольного образовательного учреждения в процессе занятий различными видами спортивной направленности.
Актуальность данного исследования подчеркивается также тем, что элементы игровой методики в практике современных дошкольных образовательных учреждений не находят широкого применения.
Цель исследования – теоретическое обоснование возможности формирования мотивации у детей старшего дошкольного возраста к занятиям физической культурой.
Объект исследования – процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – средства и методы формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом, будет успешным если:
– выявить уровень интереса у детей старшего дошкольного к занятиям физической культуры;
– родители будут включены в этот процесс;
– использовать нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий и спортивных праздников в ДОУ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы исследования.
2. Выявить уровень интереса у детей старшего дошкольного возраста к занятиям физической культурой.
3. Определить отношение родителей к проблеме исследования.
4. Разработать и апробировать комплекс нетрадиционных форм проведения физкультурных мероприятий в ДОУ.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики и графической обработки результатов.
Практическая значимость. Данная работа может быть использована специалистами по физической культуре при организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях; студентами для формирования и развития профессиональных способностей в условиях практической деятельности.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Список литературы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Значение и роль физической культуры во всестороннем развитии детей дошкольного возраста
Дошкольный период это один из важных этапов развития ребенка. Дошкольный возраст является переломным моментом в развитии ребенка и характеризуется важными качественными изменениями многих функций организма. Однако ни физиологическое, ни психофизиологическое развитие ребенка не обеспечивает ему должного уровня самостоятельности, который крайне необходим для адаптивного пребывания ребенка в детском учреждении и профилактики различных отклонений [2, 27].
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех органов и систем организма и сенситивным периодом психического развития. Именно в дошкольном детстве развиваются те физические качества, двигательные навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического, психического развития и поддержания здоровья [20, 23, 25, 56, 59, 60]. В этом возрасте происходят значительные изменения в деятельности всех физиологических систем детского организма, а к 6-7 годам ребенок приобретает определенный уровень морфологического и функционального развития, который называют «школьной зрелостью». Если рассматривать данный вопрос с функциональной позиции, то возраст 6-7 лет является одним из критических этапов развития, от которого могут зависеть все последующие периоды жизни ребенка.
Одним из целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования является развитие крупной и мелкой моторики, формирование ценностей здорового образа жизни, охрана и укрепление физического и психического здоровья, развитие подвижности, выносливости; владение основными движениями, контроль и умение управлять ими [29].
Физическое развитие, как одно из направлений дошкольного развития и образования детей, включает приобретение опыта в двигательной деятельности, связанного с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств. Оптимальное физическое развитие способствует правильному формированию опорно-двигательной системы дошкольника, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также основных двигательных действий (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).
Достижение данного уровня развития возможно в результате успешного освоения ребенком образовательной программы дошкольного учреждения. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.
Физические качества имеют определенную взаимосвязь между собой в процессе своего развития, потому что являются функцией одного и того же нервно–мышечного аппарата и отображают возрастные и половые особенности организма ребенка [3]. Для полноценного развития ребенка физическая культура играет очень важную роль.
В многочисленных исследованиях, которые проведены по изучению данной проблемы, сделаны выводы о необходимости комплексного развития физических качеств детей [5, 9, 19, 20, 22, 26, 31] в процессе занятий физической культурой.
Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условно рефлекторных связей у детей старшего дошкольного возраста создают благоприятные условия для развития физических качеств.
В процессе физического воспитания дошкольников должны решаться оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи тесно взаимосвязаны, и только комплексное их решение обеспечит эффективность процесса физического воспитания и здоровьесбережения в дошкольных учреждениях [57, 58].
К числу основных средств физической культуры детей дошкольного возраста относятся:
1) физические упражнения;
2) психогигиенические факторы;
3) эколого-природные факторы.
В связи с решением задач физической культуры, улучшением работы по физическому воспитанию в детских садах, все больше внимания уделяется развитию физических качеств у детей дошкольного возраста [6].
Увеличение объёма деятельности, осуществляемой в неожиданно возникающих ситуациях, требует проявления находчивости, быстроты реакции, волевого усилия, способности человека выполнять движения с определенной скоростью в наикратчайшее время, а также способности к концентрации и переключению внимания.
Эффективность решения задач оздоровительного, воспитательного и образовательного характера у детей в дошкольном возрасте зависит от организации целесообразного двигательного режима. Его основу составляют ежедневные занятия физическими упражнениями и играми в различных формах под руководством инструктора по физической культуре, воспитателей, родителей и в процессе самостоятельной двигательной деятельности детей [4, 35]
Развитию самостоятельности в старшем дошкольном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные дошкольниками на занятиях физической культурой [14, 17].