Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Формирование культуры проектной и исследовательской деятельности у обучающихся в классах инженерно — технологического профиля
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение:
В условиях актуализации подготовки молодого поколения к
работе в материальной сфере производства необходимо выявить особенности
внедрения и реализации технологического профиля обучения в старших классах общеобразовательного
учебного заведения, выяснить место инженерной подготовки в структуре
профильного обучения.
Для решения
данной задачи необходимо раскрыть понятие «профильное обучение», выявить цели,
общественный запрос, формы предпрофильной подготовки и профильного обучения по
техническому профилю.
Главной целью
обучения в образовательной области «Технология» является подготовка обучающихся
к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко
образованной, культурной, творческой и инициативной личности. Вместе с тем,
образовательная отрасль «Технологии», как таковая, наиболее связана с
практической деятельностью обучающихся (предполагается, что 70-75% учебного
времени будет уделено практической работе), должна способствовать подготовке
обучающихся к активному участию в жизни общества, в организации и работе
трудовых коллективов и в семье, как основной ячейке общества. Необходимо
формировать у обучающихся качества творчески мыслящей, активно действующей и легко
адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых
социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в
продукции до ее реализации.
Овладение
общетрудовыми умениями и навыками предполагает усвоение обучающимися общих
принципов планирования и организации трудового процесса во всех сферах
человеческой деятельности.
Все
вышесказанное обуславливает выбор темы данного исследования «Формирование
культуры проектной и исследовательской деятельности у обучающихся в классах инженерно-технологического
профиля».
Объект: инновационные методы в
образовании.
Предмет: направления формирования культуры
проектной и исследовательской деятельности у обучающихся в классах инженерно —
технологического профиля.
Цель: провести исследование особенностей формирования культуры проектной и
исследовательской деятельности у обучающихся в классах инженерно —
технологического профиля.
Задачи:
1.
Изучить особенности развития технологического образования
на основе интеграции современных достижений науки и технологий.
2.
Рассмотреть проектную и исследовательскую деятельность
обучающихся в классах инженерно-технологического профиля.
3.
Проанализировать культуру проектной и исследовательской
деятельности обучающихся в классах инженерно-технологического профиля.
4.
Предложить методические направления формирования культуры
проектной и исследовательской деятельности у обучающихся.
5.
Проанализировать результаты проверки эффективности
системы формирования культуры проектной и исследовательской деятельности
обучающихся в классах инженерно-технологического профиля.
Реализация программы исследования предусматривала использование следующих методов исследования:
—
Теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы.
—
Эмпирические методы: опрос, наблюдение, интервьюирование, анкетирование,
тестирование, анализ произведений и др.
—
Статистические методы математической обработки экспериментальных данных.
Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях.
Структура
работы: работа
состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка
использованной литературы и приложений.
Заключение:
На основании вышесказанного можно сделать следующие
выводы:
1.
Дополнительное образование не только существенно расширяет знания о
творческих возможностях человека в целом и творческого потенциала обучающихся в
частности, оно обеспечивает достижение поставленной цели в выбранной области и
тем самым способствует развитию качеств личности, важных для создания ситуации
успеха в любой сфере деятельности, создает возможность формирования круга
общения на основании общих интересов, общих духовных ценностей.
2.
Метод проектов является одним из эффективных способов формирования и
развития личности современных обучающихся, которые смогут сориентироваться в
огромном потоке информации, будут способны принимать нестандартные решения,
раскроют свой интеллектуальный, духовный и творческий потенциал. Метод проектов
также будет способствовать повышению мотивации к учебно-познавательной
деятельности.
3.
Эффективность использования метода проектов определяется следующим
критериям: поисково-исследовательский компонент деятельности; качество и
правильность выполнения задания; самостоятельность; оригинальность (новизна)
выполненной работы; время выполнения; конкурентоспособность проекта.
4.
Проектная технология обучения продуктивно обогащает обучение в школе,
удовлетворяет дидактические и воспитательные требования по организации учебного
процесса, способствует его индивидуализации, дифференциации, гуманизации,
позволяет комплексно формировать компетентности обучающихсяПроектирование может
стать средством социального и интеллектуально-творческого саморазвития всех
субъектов образования (детей, воспитателей, родителей), а в более узком смысле — средством развития проектных способностей. Работа над проблемной
темой вызывает необходимость изучения национального и международного передового
опыта, создания материально-технической базы, общего обновления содержания
образования.
5.
Опытно-экспериментальная проверка реализации предложенной методики показала
определенный прогресс в повышении уровня культуры проектной и исследовательской
деятельности старшеклассников. В этом убеждают количественные и качественные
показатели — рост коммуникативной культуры старшеклассников (умение слушать
других, уважительно относиться к их взглядам, убедительно доказывать свои
мысли), стремление к самостоятельному овладению искусствоведческими и
культурологическими знаниями, повышение активности во внеклассной работе.
Таким образом, функционирования системы воспитания
культуры проектной и исследовательской деятельности эффективно осуществляется
тогда, когда она действует не изолированно, а включается в комплекс всей
учебно-воспитательной работы и осуществляется с помощью целенаправленного
педагогического руководства.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. МЕТОДИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
В КЛАССАХ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
1.1
Особенности развития технологического образования на основе
интеграции современных достижений науки и технологий
Внедрение в
производство новой техники и технологий, становление и развитие рыночных
отношений и новых форм хозяйствования, рост объема знанийо преобразовании
материалов, энергии и информации в интересах человека, об общих принципах этих
преобразований требуютповышение уровня технологической культуры подрастающего
поколения.
Путь к высокой
технологической культуре лежит через эффективное технологическое образование. А
это привело к введению в учебные планыобщеобразовательных школ многих стран
мира образовательной области или учебного предмета «Технология», который в
обязательном порядке изучается в школах Великобритании, Франции, ФРГ, США,
Австралии, Израиля, Нидерландов, России, Швеции, Болгарии, Казахстана и многих
других стран.
Технологическое образование
подрастающего поколения стало необходимой составляющей общего среднего
образования, необходимым условием целостного и гармоничного развития личности
школьника.
«Технология» –
это образовательная область, в основе которой лежит
предметно-преобразовательная деятельность человека в материальном мире, что
направлена на создание образовательной среды для раскрытия и развития у
обучающихся способностей в личностно-ориентированной сфере проектирования и
изготовления изделий и знакомство в процессе работы с различными материалами,
информацией и другими ресурсами в соответствии с потребностью творческой идеи обучающихся.
Эффективность технологического образования определяется уровнем технологической
культуры, адекватным профессиональному самоопределению выпускников школы.
Современные
требования к общему среднему образованию и технологической подготовке требуют введения
таких принципов, которые определяют сущность и перспективность технологического
образования.Определяющее место в обеспечении высокого уровня технологического
образования, кроме общедидактических (научности, наглядности, связи обучения с
практикой, последовательности и преемственности, учета возрастных особенностей,
прочности, активности), принадлежит таким важным принципам, как
природосообразности, культуросообразности,творчеству, вариативности,
интегративности, дифференциации,системности,эргономичности, педагогического
проектирования.
Ведущей миссией
технологического образования является обеспечение целостного физического,
интеллектуального, социального и духовного развития личности школьника,
формирование его технологической культуры, воспитание внутренней потребности и
уважительного отношения к труду, подготовка к успешной творческой
предметно-преобразовательной деятельности и профессиональному самоопределению.
Главная цель
технологического образования заключается в формировании технически, технологически
и компьютерно-образованной личности, подготовленной к жизни и активной
природосоотсественной предметно-преобразующей деятельности в условиях
современного высокотехнологичного информационного общества, жизненно
необходимых знаний, умений и навыков ведения домашнего хозяйства и семейной
экономики, основных компонентов информационной культуры обучающихся,
обеспечение условий для их профессионального самоопределения, выработке у них
навыков творческой деятельности, воспитании культуры труда, осуществлении
допрофессиональной и профессиональной подготовки поих желанию и с учетом
индивидуальных возможностей [1].
Цель
технологического образования достигается путем решения
образовательно-воспитательных задач: