Психология Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Формирование конфликтологической компетентности воспитанников старшей группы социального реабилитационного центра

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА 7
1.1 Понятие «конфликт»: сущность, виды, способы преодоления 7
1.2 Специфика конфликтного поведения в подростковом возрасте 15
1.3 Особенности конфликтологической компетентности воспитанников старшей группы социального реабилитационного центра 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА 31
2.1 Диагностика конфликтологической компетентности воспитанников старшей группы социального реабилитационного центра 31
2.2 Программа формирования конфликтологической компетентности воспитанников старшей группы социального реабилитационного центра 45
2.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………..………..….65

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Проблема стремительного роста различных форм конфликтного поведения у подростков в последние годы приобрела исключительное значение. Пубертат рассматривается как критический кризисный период онтогенетического развития личности, в котором соматические преобразования сочетаются с перестройкой всех сторон психической составляющей личности. Вышеуказанные особенности обуславливают выраженное усиливающее, предрасполагающее и провоцирующее влияние возрастных изменений на психическую адаптацию, и формирование личности подростка. Развивающийся пубертатный криз проявляется повышенной чувствительностью к патогенному влиянию различных социальных и биологических факторов в отношении возникновения различных форм, преимущественно пограничных психических расстройств, проявляющихся, зачастую, отклоняющимся (девиантным) поведением, значительную долю в котором составляют аддиктивные и делинквентные формы. В силу вышеперечисленного ранняя диагностика, психологическая оценка и коррекция конфликтного поведения несовершеннолетних выделяется в одно из важнейших направлений профилактики данного негативного явления.
Ребенку, поступающему в социально-реабилитационный центр, приходится взаимодействовать с большим контингентом новых сверстников. Период адаптации может затрудняться осложнением отношений с другими воспитанниками, что также может усиливаться из-за особенностей возраста. Споры, ссоры, недоразумения могут привести к возникновению конфликтных ситуаций, разрешить которые подростки самостоятельно неспособны. В итоге воспитатели констатируют факты плохой дисциплины в группе, нарушения поведения, частые стычки, драки. Анализ исследований показывает, что проблеме изучения конфликтов в среде воспитанников социально-реабилитационного центра уделяется недостаточно внимания. Однако от уровня развития конфликтологических умений подростков будет зависеть обстановка в образовательной организации и взаимоотношения в социуме. По мнению ряда авторов (Н.В. Гришина, В.И. Долгова, А.А. Реан, Л.М. Семенюк и другие) истоки конфликтного поведения лежат во взаимоотношениях в семье и особенностях развития эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте.
Подростки, которые получают помощь в социально-реабилитационных центрах, обладают зачастую обостренными негативными личностными и поведенческими характеристиками: запаздывающим развитием эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы, повышенной тревожностью, агрессивностью. Кроме того, во многих случаях эти лица в своей жизненной практике сталкивались с агрессивным поведением взрослых, наблюдали негативное, агрессивное поведение в конфликте, с конструктивным же опытом разрешения конфликта им сталкиваться не приходилось. Все это обуславливает их повышенную агрессивность, конфликтность, неконструктивное поведение в конфликте.
Цель исследования – теоретически обосновать программу формирования конфликтологической компетентности воспитанников старшей группы социального реабилитационного центра и проверить результативность ее использования.
Объект исследования – конфликтное поведение подростков социального реабилитационного центра.
Предмет исследования – формирование конфликтологической компетентности воспитанников старшей группы социального реабилитационного центра.
Гипотеза исследования:
1) воспитанники старшей группы социального реабилитационного центра отличаются повышенной конфликтностью, причем большинство из них склонны к выбору негативных стилей поведения в конфликтных ситуациях;
2) реализация программы формирования конфликтологической компетентности воспитанников старшей группы социального реабилитационного центра позволит снизить конфликтность участников и будет способствовать формированию конструктивных стилей поведения в конфликтных ситуациях.
Цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Рассмотреть понятие «конфликт», его сущность, виды, способы преодоления.
2. Уточнить специфику конфликтного поведения в подростковом возрасте.
3. Определить особенности конфликтологической компетентности воспитанников старшей группы социального реабилитационного центра.
4. Провести диагностику конфликтологической компетентности воспитанников старшей группы социального реабилитационного центра.
5. Составить и апробировать программу формирования конфликтологической компетентности воспитанников старшей группы социального реабилитационного центра.
6. Выполнить обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: анализ научной литературы; тестирование; эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный; качественный и количественный анализ данных.
Методики исследования: анкета; экспертный опрос; тест «Конфликтная ли Вы личность»; методика К. Томаса «Определение стиля поведения в конфликте»; фрустрационный тест С. Розенцвейга.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении научных теорий по проблеме формирования конфликтологической компетентности воспитанников старшей группы социального реабилитационного центра.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в системе психогигиенических, профилактических и психокоррекционных мероприятий, ориентированных на снижение уровня конфликтности у учащихся подросткового возраста. Результаты исследования могут быть положены в основу профилактических и психокоррекционных мероприятий по формирование у учащихся конструктивных стилей поведения в конфликте, осуществляемых психологом социального реабилитационного центра.
Данная работа имеет традиционную структуру. Она содержит введение, основную часть, заключение и список литературы. Введение состоит из обоснования актуальности работы, представления объекта и предмета, цели и задач, методов исследования. Основная часть представлена двумя главами. Заключение подводит основные итоги изучения проблемы. Список литературы состоит из библиографического описания использованных в работе источников. Также работа содержит приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в соответствии с задачами исследования, нами были установлены следующие факты:
1. Обзор психолого-педагогической литературы, рассматривающей взгляды ученых на природу конфликта, показал следующее. Ситуация конфликта предполагает противоречие интересов, которое вынуждает людей вступать в определенное противостояние. При этом выделяется пять основных стратегий разрешения конфликтных ситуаций: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, уход. При этом наиболее конструктивными считаются сотрудничество и компромисс, хотя в зависимости от интересов оппонентов в конкретном конфликте любая стратегия может стать оптимальной в определенной ситуации.
2. Анализ особенностей конфликтов в подростковом возрасте продемонстрировал, что возрастные особенности подростков обусловливают высокую вероятность применения ими деструктивных стратегий поведения в конфликте. К таким особенностям относятся несовершенство коммуникативных навыков, особенности развития эмоционально-волевой сферы в данном возрасте, определенный эгоцентризм, несформированность необходимых моделей поведения. Данные особенности еще более ярко проявляются в поведении и характере воспитанников социально-реабилитационных центров. Кроме того, для данной категории подростков характерны также такие особенности как замкнутость, повышенная тревожность, конфликтность, агрессивность. Такие характеристики обусловлены сложной жизненной ситуацией, в которой находятся представители данной категории подростков. Для этих них характерны крайние формы неконструктивного поведения в конфликте.
3. В результате анкетирования подростков удалось установить, что конфликты у подростков возникают достаточно часто, хотя сами подростки обычно не считают себя их зачинщиками, а лишь отмечают, что вынуждены защищать себя от нападок и несправедливости. Чаще всего конфликты у подростков возникают с взрослыми – родителями и учителями, реже – со сверстниками. Основными причинами для конфликтов подростков с родителями выступают строгие требования родителей и низкая успеваемость подростков. Основными причинами для конфликтов подростков со сверстниками выступают различные точки зрения и плохое настроение. Мальчики-подростки, в отличие от девочек-подростков, декларируют более конструктивное поведение в конфликте, хотя девочки-подростки обладают большим разнообразием реакций в конфликтной ситуации.
4. По мнению опрошенных экспертов, в классе часто возникают конфликтные ситуации. Их характер, по оценкам экспертов, скорее долговременный, затяжной. Основными причинами для конфликтов, по мнению классного руководителя, являются распределение обязанностей и личные размолвки ребят в классе. Учитель русского языка и литературы видит причинами возникающих конфликтов проблемы с успеваемостью, распределение домашнего задания, порядок ответа на семинарах. Психолог центра основными причинами конфликта считает низкую сплоченность класса и наличие большого количества мелких групп, соперничающих между собой.
5. По итогам проведения теста «Конфликтная ли Вы личность» удалось установить следующее. 15 испытуемых подростков продемонстрировали высокий уровень конфликтности, 10 испытуемых подростка продемонстрировали средний уровень конфликтности. И только 5 опрошенных подростков продемонстрировали низкий уровень конфликтности.
6. По итогам проведения методики Томаса удалось установить следующее. Испытуемые подростки чаще всего выбирают следующие стратегии поведения в конфликте: компромисс (15 чел.), приспособление (9 чел.), избегание (5 чел.).
7. По итогам проведения эмпирического исследования удалось доказать истинность первой выдвинутой гипотезы исследования о том, что воспитанники старшей группы социального реабилитационного центра отличаются повышенной конфликтностью, причем большинство из них склонны к выбору негативных стилей поведения в конфликтных ситуациях;
8. В качестве программы профилактики конфликтного поведения подростка со взрослыми была предложена и проведена программа формирования конфликтологической компетентности воспитанников старшей группы социального реабилитационного центра
9. Под воздействием проведенной тренинговой программы, за счет изменения своего отношения к конфликтным ситуациям, а также выработки конструктивной стратегии поведения в конфликте, подросткам удалось снизить уровень своей конфликтности и чаще выбирать конструктивные стратегии поведения в конфликте – компромисс и сотрудничество. Избегание и приспособление как неконструктивные стратегии поведения в конфликте, напротив, стали демонстрироваться реже.
Таким образом, повторная диагностика подростков и анализ полученных результатов позволили доказать вторую выдвинутую гипотезу исследования о том, что реализация программы формирования конфликтологической компетентности воспитанников старшей группы социального реабилитационного центра позволит снизить конфликтность участников и будет способствовать формированию конструктивных стилей поведения в конфликтных ситуациях.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

1.1 Понятие «конфликт»: сущность, виды, способы преодоления

Термин «конфликт» ввел Г. Спенсер, который представлял его как вид общественного противоречия, выражающийся в сознательном противостоянии людей, желающих достичь противоречивых целей [5].
Существуют разные подходы к пониманию конфликта.
В бихевиоризме конфликт выступает как ответ на некую ситуацию в окружающей среде. Согласно теории «фрустрации-агрессии» Н. Миллера, Д. Долларда конфликтное поведение является преобладающей формой ответа на фрустрацию. Отсутствие агрессии возможно лишь тогда, когда конфликтное поведение уже было применено ранее и не было поощрено или даже было наказано.
М Дойч объясняет возникновение конфликта борьбой реально противоречащих друг другу интересов. Он приравнивал конфликтную ситуацию явлению конкуренции [2].
Иное представление о конфликте в свете когнитивных теорий К.Левина, У.Клара. Конфликт возникает в результате личностного понимания и истолкования определенных характеристик ситуации. Т.е. в когнитивной психологии конфликт – это не качество ситуации, а то, как ее увидели и истолковали участники.
К. Левин понимал конфликт как противодействие внутренней потребностной сферы человека и действующим извне реальным вынуждающим влиянием.
У. Клар представил конфликт в качестве когнитивной модели, т.е человек квалифицирует происходящее как конфликт в соответствии со сложившейся у него моделью конфликтной ситуации [2].
Конфликт в культурно-исторической психологии рассматривается какпротиворечие, возникающие на определенных возрастных этапах и в обучающей деятельности по мнению. Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина. Данные противоречия представляют собой двигатель развития в противостоянии природных и общественно обусловленных типов поведения детей. Конфликт нужно устранить для достижения целей развития. Он играет положительную роль, представляя собой продуктивный фундамент культурного развития. Конфликт разрешается в процессе формирования определенных форм поведения и использованием их на более высокой ступени [4].
А. Г. Здравомыслов определяет конфликт как вид взаимодействия возможных или реальных субъектов общественного действия, которые мотивированы противоречивыми установками и нормами, интересами и потребностями [2].
Р. Дарендорф представляет конфликт как взаимоотношение элементов, которое может быть описано с помощью объективных («латентных») или субъективных («явных») противоречий.
А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов под конфликтом подразумевают самую острую форму разрешения важных противостояний, формирующихся в ходе взаимодействия, сутью которых является противодействие субъектов конфликтной ситуации и вызывающую отрицательные эмоциями.
Если обобщить сказанное, то можно сделать вывод, что основой конфликта являются противоречия, связанные с нереализованностью определенных мотивов участников конфликта.
Вопросом классификации конфликтов задавались различные ученые, такие как Ф. Е. Василюк, Н. В. Гришина, М. Дойч, Дж. Доллард, А. А. Ершов, К. Левин, Н. Д. Левитов, А. Р. Лурия, Н. Миллер и другие ученые. Основанием для разных классификаций выбирались различные структурные компоненты конфликтной ситуации [5].
А.Г. Здравомыслов отмечает, что если основываться на том, какие участники вовлечены в процесс конфликта, то можно выделить следующие виды:
— внутриличностные – возникают в результате противоречий между равноценными мотивами, потребностями внутри конкретной личности;
— межличностные – основаны на взаимодействии людей, которые желают в ходе общения и деятельности достигнуть разнонаправленных целей и задач;
— личностно-групповые – возникают, когда поведение индивидуума, существующего в определенной социальной группе, не соответствует установками правилам, действующим в данной группе, т.е. конфликтует личность и группа.
— межгрупповые – участвуют разные социальные группы, добивающиеся противоречивых целей, в процессе достижения которых они мешают друг другу;
— международные.
В зависимости от мотивов и потребностей, вступающих в противоречие, выделяют материальные, статусно-ролевые, духовные конфликты. По длительности конфликты подразделяются на кратковременные либо длительные (которые могут длиться в течение многих лет) [5].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы